Самообман и власть внушения
Люди, как известно, склонны к самообману, и это тоже может служить основой веры в чудеса. Рассмотрим рассказ
Пэт о евангелистах, сообщивших, что зубная амальгама у них во рту сама собой превратилась в золото. Возможно, произошло следующее. Кто-то из членов общины утром посетил зубного врача и пришел в церковь в убеждении, что врач поставил ему обыкновенную металлическую пломбу. Однако по ошибке врач поставил ему золотую пломбу. Он показал свою новую пломбу кому-то в церкви, и обнаружилось, что она «стала золотой». Другие члены общины пришли в большое возбуждение, услышав о «чуде», происшедшем среди них. Они начали заглядывать друг другу в рот. Всеобщая истерия возрастала по мере того, как обнаруживалось все больше золотых пломб. Предположим теперь, что вы один из членов этой общины и ваш приятель просит вас посмотреть, не стала ли золотой пломба у него во рту. В помещении темновато, и вы не очень хорошо можете разглядеть, что там у него во рту. Свечи распространяют вокруг себя золотистый свет. Вы психологически уже подготовлены к тому, чтобы «увидеть» во рту приятеля желтую пломбу. К тому же вы осознаете, конечно, что, если увидите металлическую пломбу, ваш приятель будет страшно разочарован. У него возникнет мысль о том, что он «недостаточно благочестив» для такого чуда. Поэтому вы «увидите» именно золотую пломбу. Вы его не обманываете, конечно. Скорее, вы слегка подстраиваете свое восприятие под то, что сильно хотите увидеть. Вы прибегаете к самовнушению.
Я не утверждаю, что так в действительности все и происходило. Но мое предположение, во всяком случае, не абсурдно.
Наша склонность «видеть» то, что мы хотим или ожидаем увидеть, достаточно хорошо известна. Первое сообщение о «летающих тарелках» появилось в 1947 году. Пилот Кеннет Арнольд доложил, что видел девять летящих объектов, а газеты тотчас опубликовали сообщение о «летающих тарелках». К сожалению, в атмосфере всеобщего возбуждения осталась незамеченной важная часть информации: Арнольд в действительности не утверждал, что видел «летающие тарелки». На самом деле он говорил, что эти объекты были похожи на бумеранг и летели «как круглый голыш, отскакивающий от
поверхности воды». Однако с тех пор в сообщениях уфологов говорится о тарелках. Остается предполагать, что либо наши космические пришельцы с 1947 г. изменили внешний вид своих кораблей, придав им форму тарелки вместо бумеранга, либо тысячи сообщений о наблюдении летающих тарелок были результатом самовнушения.
Бриди приходит к выводу, что большая часть сообщений о чудесных событиях говорит о том, чего следовало ожидать, даже если бы никакого чуда не случилось.
Бриди: Вряд ли стоит удивляться тому, что имеется так много сообщений о невероятных происшествиях и невозможных вещах. Именно этого следовало ожидать при нашей пылкой увлеченности всем сверхъестественным и той легкости, с которой можно создать видимость подобных событий посредством жульнических уловок, гипноза, самовнушения и внушения. Поэтому я не обращаю никакого внимания на все эти сообщения, включая и ваш рассказ о посещении телепата, хотя я и не скептик.
Чудеса и Бог
Юма особенно интересовало предположение о том, что чудеса вполне убедительно доказывают существование Бога. Утверждается, например, что Иисус Христос сотворил несколько чудес, например, возвращая зрение слепым и воскрешая мертвых. Даже в наши дни регулярно появляются сообщения о религиозных чудесах. Дают ли эти сообщения убедительные основания для веры в Бога?
Юм полагал, что нет. Он указывал на то, что существует множество религий, каждая из которых говорит о своих собственных чудесах. Поскольку каждая религия высказывает утверждения, несовместимые с утверждениями других религий, все эти утверждения не могут быть истинными (например, некоторые религии утверждают, что существуют сотни богов, другие говорят, что есть только один Бог, буддисты обходятся вообще без Бога). Но поскольку каждая религия
имеет собственную историю чудес, на которые она ссылается, постольку все эти чудеса перечеркивают друг друга.
Можно также удивиться тому, что если Бог имеет привычку творить чудеса, то почему Он по большей части выбирает столь тривиальные вещи. Вместо того чтобы металлические пломбы превращать в золотые или заставлять потеть статуи, почему бы Ему не снабдить нас лекарством против рака или не обеспечить пищей людей, умирающих от голода? Нет сомнений, что если бы Всевышний действительно мог творить чудеса, он не стал бы связываться с дешевым мюзик-холлом.
Маловероятные и случайные события часто интерпретируются как свидетельство божественного вмешательства. Родители ребенка, избежавшего смерти на железной дороге, вполне могут поверить во вмешательство Бога. Но, как я уже говорил, следует ожидать, что такие счастливые совпадения будут иногда случаться. Нужно также помнить о том, что на каждое счастливое совпадение приходится одно несчастливое. На каждый поезд, удачно свернувший с пути в последний момент, найдется другой поезд, который неудачно врежется в толпу людей. Если совпадения первого рода мы считаем свидетельством существования любящего и благожелательного Бога, то, чтобы быть последовательными, несчастливые совпадения мы должны считать столь же хорошим свидетельством существования жестокого и злого Бога. Мы, конечно, так не считаем.