Понятие научной революции и общие черты философии Нового Времени.

Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом интереса

мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период

имеют место попытки ф.заново обосновать естествознание, цоединив експеримент и

размышления как основу теоритического метода. В 17 веке интерес ф. был

направлен на вопросы познания - Ф.Бекон развивал учениео индукции, Декарт

понятие метода в Ф.

На первом плане проблемы гносиологии. Два основных направления ф.: Эмпиризм -

направление в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный

источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность ощущений и

представлений, величина мира = величине опыта. б) материалистический (Бекон,

Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. 2. Рационализм (лат.

разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум

источником познания и критерием его инстинности.

Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполные индукция - исключ.

логического док-ва до получения противоречия. "Знание сила". Заслуги: 1)

восстановил матер. традицию в европейской Ф. 2) предложил новое понимание

материи - совокупность частиц 3) один из основателей механики "движение

неотъемлемый атрибут материи"

Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного

развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность.

Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и

мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной

всего сущего и неболее того. Главная задача чел. господство над другими

автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл. 1) знание

естественной очевидности_2) знание подчинено единому универсальному методу

познания.

Б. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму

материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира

объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском

наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из

мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих

активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и

способных к страданию, восприятию и сознанию.

36. Философия Френсиса Бэкона: эмпиризм и учение об индуктивном методе.

Фрэнсис Бэкон(1561- 1626). Лейтмотив его философии–«знание–сила». Основная заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной метод научных исследований был прежде аристотелевским (дедукция–от общего к единичному путем логических выводов). На пути чисто логических выводов не найти принципиально новое знание, можно лишь выявить уже известное, существовавшее скрыто. Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт (стул–мебель).

Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Бэкон: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:

§ Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества–антропоморфность мифа)

§ Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности)

§ Идола площади или рынка(на рынке люди общаются, некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).

§ Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей)

В «Новом Органоне» Б. изложил свои взгляды. Цель приобретения знания–покорение природы. С этого момента эксперименты над природой стали проводиться постоянно. Проблемы, с которыми столкнулся Б.: на каком этапе ученый может делать выводы и обобщения?(эта проблема не решена до сих пор).

Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты, Б. разработал опыты плодоносные(дают практический результат) и светоносные(не дают результата, но двигают науку вперед, избавляя нас от заблуждений).

Б. принадлежал к эмпирикам(в основе познания лежит опыт). Он восстановил материалистическую традицию в европейской науке(сам материалистом не был), предложил новое понимание материи(совокупность частиц–отражение в физике Ньютона). Б.–основатель теоретической механики(движение–неотъемлемая часть материи).

Наши рекомендации