Волюнтаризм и философия жизни
Волюнтари́зм ( лат - воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. В аллегорическом смысле волюнтаризм является своего рода борьбой личности с обстоятельствами. Представители волюнтаризма: А.Шопенгауер(1788-1860),С.Киркегор(1813-1855),Ф.Ницше(1844-1900).
Основные положения философии А.Шопенгауэра: 1. Примат (доминирование) воли над разумом. Воля не имеет причин и оснований, т.е. превращена в первоначало и названа главной способностью не только человека, но и всех существ. 2. Мир – это лестница всеобщего развития волевых начал, вечное становление, бесконечный поток. Воля «разлита» в мире и культуре. 3. Воля слепа, отсюда жизнь есть страдание, тоска, вечное бессмысленное противоборство. Основное произведение: «Мир как воля и представление».
Основные положения философии С.Киркегора: 1. В центре философии – понятия страха, смерти, вины, выбора, экзистенции (существования). Основные произведения: «Страх и трепет», Болезнь к смерти». 2. Главная беда человека – в том, что он отдается во власть чего-то внешнего – закона, духа, безличностного разума. Болезни философии: панрационализм, панлогизм. В философии нет поворота к человеку. 3. Как иудей выступает против Богочеловека (отрицает Христа), против доктрины первородного греха, но признает, что только в стадии абсолютного отчаяния человек способен обрести себя через поиск Бога как высшей Истины.
Основные положения философии Ф.Ницше: 1. Воля к власти – главный принцип жизни. Воля – способность, свойственная всем существам: «Эта формула должна в равной мере относиться как к дереву и растению, так и к животному и человеку». 2. Нет истины вне и выше сущего. Ницше утверждает безвластие сверхчувственного, отрицает сверхчувственный мир. Критерий истины для Ницше – возрастание власти. 3. Нет морали как сферы сверхчувственных ценностей. Ценности – кванты власти. Мерило ценностей – сам человек. «Добродетель должна быть нашим изобретением». 4. «Бог умер, теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек». Человек – мера всех вещей.
Философия жизни — иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков. Основные представители: Г.Зиммель, В.Дильтей(вторая пол. 19 в.).
Основные тезисы: 1. Кантовская модель разума механистична. 2. «Сущностная форма морального закона чужда сущностной форме жизни. Закон, который следовало бы признать – витально подвижен и вовсе не тождественен нравственному долженствованию».
Вывод: Волюнтаризм и философия жизни – это критика обезличивания человека, что было характерно для новоевропейской философии (16-18 вв.). Однако критикующие «впали» в другую крайность – абсолютизация свободы выбора и свободы действий человека. В итоге понятие личности так и не было выработано в западной философии 19-20 вв.
Ошибки волюнтаризма и философии жизни: 1. Противопоставление разума и воли (см. преп. Иоанн Дамаскин: воля – это разумное движение ума). Главной способностью человека названа воля (слепая!), а не разум. 2. Отвержение Абсолюта, Бога. Человек – мера всех вещей. 3. Игнорирование понятия «человеческая сущность». Акцент сделан на свободном существовании, на энергийности. В итоге свобода отождествилась с произволом.
26. Франкфуртская школа: Т.Адорно, М.Хоркхаймер.
Фра́нкфуртская шко́ла — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман, Фридрих Поллок, из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Негт. Термин «Франкфуртская школа» является собирательным названием, применяемым к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Франкфурте-на-Майне; сами представители критической теории никогда не объединяли себя под таким наименованием.
Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную тоталитарную Систему, в которой ввиду отсутствия пролетариата революционная роль преобразования общества переходит к интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счёт распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.
Т.Адорно. Критика культуры и общества, развитая Адорно совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения»), сложилась в русле гегелевской диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, марксистской социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно — рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).
В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Развил идеи антисистематической «негативной диалектики» (Negative Dialectics), в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-либо позитивной модели.
Хоркхаймер Макс - немецкий философ и социолог, один из основателей франкфуртской школы. Директор Института социальных исследований (1931—1965), в 1934—1949 годы в эмиграции в США. Издатель журнала «Zeitschrift für Sozialforschung» (1932—1941) и серии публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков. Написанная Хоркхаймером совместно с Адорно «Диалектика просвещения» явилась программным выражением философско-социологических идей франкфуртской школы. В развитой им так называемой критической теории общества Хоркхаймер пытался соединить почерпнутые у К. Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелевской диалектики и психоанализа Фрейда, а также этики Шопенгауэра. В центре внимания Хоркхаймера — проблемы исторической антропологии, прежде всего исследование характера как сложившейся системы реакций, играющей, по Хоркхаймеру, решающую роль в поддержании изживших себя общественных систем, анализ семьи как первичного проводника общественного авторитета и одновременно источника возможной оппозиции ему и т. п. Выступал с критикой «массовой культуры». Отмечая многочисленные черты стагнации и регресса современного «индустриального общества», связывал их с тенденцией к тотальному управлению и исчезновению свободной инициативы.
Сознание неизбежности этой тенденции приводило Хоркхаймера к пессимистическим выводам: задачу социальной теории и практики он видел лишь в том, чтобы избежать тоталитаризма и содействовать сохранению определенных культурных моментов, созданных либерально-буржуазной эпохой. Считая движущим импульсом критической социологии восходящую к теологическим истокам внутреннюю «устремлённость к иному», исходил из принципиальной невозможности какого-либо позитивного изображения идеала. Оказал значительное влияние на идеологию леворадикального студенческого движения в ФРГ, от которого, однако, сам Хоркхаймер отмежевался.