Социализация индивида в онтогенезе человека
– это процесс, начинаю-
щийся в младенчестве и не прекращающийся в течение всей жизни. Протека-
ет этот процесс как последовательное освоение индивидом основных элемен-
тов социальной системы.
Процесс освоения социальности начинается с овладения, во первых, сво-
им собственным телом, когда шаг за шагом вырабатываются человеческие
поза и осанка, походка и действия руками и пальцами, мимика и жестикуля-
ция. Овладение телом может продолжаться всю жизнь в виде занятий физ-
культурой и спортом, закаливанием и оздоровительными комплексами, на-
конец специальными методами аутотренинга, самовнушения и медитации.
Следующей, второй ступенью социализации индивида становится освое-
ние вещей. Начинается этот процесс с манипулирования предметами обихода
– игрушками, одеждой, посудой, мебелью; продолжается научением пользо-
ваться инструментами – иглой и молотком, станком и машиной, на производ-
стве и в быту, и далее развивается как овладение многообразными природ-
ными и социальными объектами в качестве предметов труда с превращением
их в предметы потребления.
Генетически третьей ступенью социализации индивида становится ов-
ладение знаками как заместителями, репрезентантами вещей. Причём необ-
ходимо подчеркнуть, что освоение знаков обусловлено предметной деятель-
ностью, которая не просто предшествует знаковой деятельности по опреде-
лению, но только и исключительно может формировать смысловые контек-
сты знаковых систем. Освоение знаков происходит в форме овладения язы-
ком, разговорной речью, и на этой основе впоследствии будут надстроены
другие языки: письменность, формулы и чертежи, разнообразная символика,
искусственные и иностранные языки.
Наконец, в-четвёртых, социализация индивида развёртывается как ос-
воение им общественных институтов, в которых уже сам человек выполняет
знаковые функции, играет ту или иную социальную роль. Вообще любая об-
щественная организационная форма – институт, учреждение – может быть
определена как относительно замкнутая и автономная совокупность соци-
альных ролей, в которых человек выступает как превращённая форма персо-
нифицированной предметности, как внешним образом зафиксированная мат-
рица, стереотип человеческого поведения, принявший статус социального
образца и ставший в силу этого нормой. В каждой социальной роли человеку
надлежит вести себя вполне определённым образом. Освоение институцио-
нальной предметности начинается в форме ролевых игр: в маму и детей, в тё-
тю врача, в космонавта; продолжается как живое непосредственное участие в
реальных социальных формах: сын или дочь в семье, ученик в школе, фор-
вард в команде, солист в хоре, студент в университете – и не заканчивается
до конца жизни.
Кроме того, колоссально расширяются возможности освоения человеком
окружающего мира, если учесть, что по типу реальных взаимодействий в ду-
ховном мире личности строится множество идеальных моделей: мысленно он
может представить себя в другом облике; в самых различных, возможных и
невозможных ситуациях; в любой, даже фантастической обстановке; разных,
даже реально недостижимых ролях. То, что невозможно реально, доступно
человеку идеально с помощью знаковых моделей, мысленных образов. Пере-
воплощение, которым он широко пользуется, расширяя духовное простран-
ство своего существования и проигрывая мысленно нереализованные воз-
можности персонификации общественных отношений, делает человеческую
личность практически равномощной всему социуму.
Человек, таким образом, выступает как универсальный носитель качества
социальности и, следовательно, как наиболее трудоёмкий, а значит и наибо-
лее ценный продукт общественного производства. В идеале именно человек
должен рассматриваться как главная ценность культуры в социальной систе-
ме.
Вместе с тем необходимо констатировать, что как в истории человечест-
ва, так и в современном состоянии общества ценность человека реализовыва-
лась либо частично, либо подменялась превращёнными формами. Основные
усилия устремлены на создание вещей в виде богатства; знаков в виде зна-
ний; образов морали, религии или искусства; институтов в виде политиче-
ской власти или организационной иерархии. Человек в таком обществе ис-
пользуется односторонне как средство осуществления чуждых ему, внешних
для него целей, а потому действует по принуждению и лишь в силу необхо-
димости.
Такое отношение к человеку безрассудно расточительно, оно оставляет
втуне неограниченные потенциальные возможности свободной личности, ко-
торые может реализовать только общество, в котором человек будет постав-
лен на вершину ценностной иерархии. Такое общество будущего К. Маркс, к
примеру, определяет “как подлинное присвоение человеческой сущности че-
ловеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным
образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвраще-
ние человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному”.