Тема № 4. Проблема методологии социального познания
1. Основные парадигмы современного человека. Методология экзистенциализма в исследовании человека.
2. Векторы исследования современного общества. Основные парадигмы общества. Понятие общества риска.
3. Цивилизация в процессах глобального развития
4.
Список литературы
Основная
1. Кохановский В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. М., 2010.
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. / П.П. Гайденко. М., 2010.
3. Гайденко П.П. История древнегреческой философии в ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. М., 2009.
4. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. / А.С. Лебедев. М., 2011.
5. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2006.
6. Устьянцев В.Б.Порядок и человек в обществе риска // Человек в условиях цивилизационных вызовов: моногр. / А.С. Борщов [и др.].; под ред. А. С. Борщова Саратов, 2008.
Дополнительная
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для студ. гуманит.-соц. спец. вузов / С. Э. Крапивенский, М., 2004.
2. Парсонс Т. Введение. Общий обзор // Американская социология. М., 1972.
3. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
4. Франк С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк. // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
5. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер.с нем. / М. Вебер. М., 1994.
6. Поппер К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М., 1992. Т.1.: Чары Платона. 1992.
Методические указания
Исследуя методологию социального познания, необходимо подчеркнуть, что именно экзистенциализм достаточно категорично заявил о неприменимости научных методов к познанию человека. Дефицит гуманности европейской цивилизации в период между первой и второй мировыми войнами скомпрометировал всю науку. Подлинное существование человека, т.е. экзистенция, не равна его предметному бытию. Она ускользает от научной объективности познания посредством терминов, понятий и абстракций. Человек всегда помещен в ситуацию выбора, он многократно меняется на пути к «самому себе».
Специфика социально-философского анализа общества состоит в исследовании общества как единого целого, в единстве и взаимосвязи всех его сторон. Выявляются основные концепции и подходы в понимании общества, определяются их достоинства и недостатки.
На позициях экономического детерминизма, в конечном счете, находится К. Маркс и марксизм, во многом М. Вебер, Ф. Бродель и В. Леоньтьев, теоретики постиндустриального общества – Д. Белл и др. Экономический детерминизм главным детерминирующим фактором общественной жизни полагает экономику в целом, производство и т.п.
На позициях индетерминизма стоят такие мыслители, как Поппер, Хайек, Фридман. К. Поппер в работах «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма» обвиняет К. Маркса в идеализме платоновского типа. Главной ошибкой его и многих мыслителей он считает стремление к пророческому предсказанию общественного развития. Однако влияние «пророков» заслоняет от общества задачи повседневной жизни, поскольку они создают мифогенный концептуальный каркас, навязываемый обществу в качестве концепции развития. Поставленная концепцией «цель» развития общества – «построение коммунизма» или «построение капитализма», доказанная на уровне преходящих аргументов, оправдывает произвол власти и произвольно отсекает живые, но «не нужные» в соответствии с нею течения жизни (вспомним слова Солоневича, что гении в политике хуже чумы для народа).
Особое внимание следует уделить пониманию феномена общества риска и его связей с процессами глобализации.
Вопросы коллоквиума:
1. Методология эмпиризма и рационализма в процессах классического научного исследования.
2. Научная парадигма и научно-исследовательские программы в контекстах научного исследования.
3. Методология позитивизма и неопозитивизма в научном исследовании.
4. Методологии неорационализма, критического рационализма и иррационализма.
5. Проблема понимания и методология исследований в герменевтике.
6. Современные проблемы методологии социального познания.