Происхождение и сущность тм
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ Т. М............................. 5
2. ОЦЕНКА Т.М. С БИБЛЕЙСКОЙ ПОЗИЦИИ……………………………….9
3. О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ПРИ ВСТРЕЧЕ С ПРИВЕРЖЕНЦЕМ Т.М……………………………………………………………………………......13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 15
БИБЛИОГРАФИЯ......................................................................................... 16
ВВЕДЕНИЕ
"...и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12).
Человек не может, подобно животному, удовлетвориться одними материальными благами. Рано или поздно он начинает жаждать чего-то духовного в своей жизни и тогда целый ряд принципиальных вопросов встает перед ним: для чего он живет, какова цель его существования, есть ли что-то за пределами физического мира и т.д. Христианство помогает человеку вырваться из тисков повседневной суеты, найти смысл в жизни и приобрести спасение своей души. Но, начиная с конца прошлого столетия, западный мир все больше и больше стали наводнять всевозможные индийско-оккультные или "восточные" учения, предлагающие свои методы одухотворения жизни. Применяясь к менталитету людей западной культуры, эти учения свободно пользуются христианской терминологией и христианскими понятиями, создавая впечатление, что они не противоречат христианству, а лишь восполняют недостающее в нем. На самом деле эти учения находятся в прямом конфликте с христианским учением и ставят людей на неправильный духовный путь. Культы лишены духовной истины, но они предпринимают любые попытки удовлетворить духовные потребности человека.
Одним из современных культов является трансцедентальная медитация. В странах Запада часто можно увидеть рекламы в газетах и журналах под заглавием "Махариши предлагает, всем правительствам союз с правительством природы, чтобы посредством ведийской науки и технологии создать рай на земле, и путем применения закона объединенного поля, поднять все сферы жизни на уровень совершенства". Так же в странах СНГ можно встретить одно из направлений ТМ. В оздоровительных комплексах ТМ, прикрываються йогой, внешней оболочкой которой является оздоровление организма и его совершенствование.
В данной работе будет рассмотрено один из видов современных культов трансцедентальной медитации с библейской точки зрения и показан выход приверженцам ТМ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ТМ
«Во второй половине 20-го столетия в США стало распространяться восточное учение под именем "трансцендентальная медитация" – ТМ. Предлагалось оно в качестве простой и всем доступной самотерапии, приносящей разрядку от внутреннего перенапряжения и способствующей концентрации внимания. Поначалу результаты казались настолько успешными, что ТМ стали применять в армии, школах, тюрьмах, больницах и даже в некоторых христианских общинах.
Фактически ТМ является упрощенной формоймантры-йоги. Методика ТМ состоит в том, что человек садится на пол в определенной позе, закрывает глаза, старается медленно ритмично дышать и мысленно сосредотачивается на повторяемом им на распев слове-мантре. Рекомендуется это упражнение совершать дважды в день минут по 20. Ближайшая задача его – помочь человеку разрядиться от внутреннего перенапряжения, успокоиться и набраться внутренних сил, что бесспорно всем необходимо в условиях современных быстрых темпов. Распространители ТМ стараются не подчеркивать религиозно-философскую сторону ТМ и даже скрывают от начинающих тот факт, что упражнения ТМ приобщают человека к индусским пантеистическим идеям и оккультизму. Сам основатель этого учения индус Махариши Махеш Йоги для популяризации его в США значительно подчистил в нем индусскую терминологию, частично заменив ее современной научно-психологической. Однако суть от этого не изменилась.
Действительно, уже с момента посвящения в ТМ новичку вменяется в обязанность принести три вида сладких фруктов, свежих цветков и чистый носовой платок. Эти предметы, помещенные в корзиночку ставятся перед портретом гуру в комнате посвящения. Зажигается свеча и возжигаются курения под тихое пение на санскритском языке. В заключение посвященному дается "мантра" – санскритское слово, значение которого скрывается от новопосвященного. Принявшему посвящение вменяется в обязанность повторять это слово во время своих "медитаций".
Церемония посвящения, обязательная для каждого, кто хочет заниматься медитацией, - по сути своей идолопоклонническая и вопиюще противоречит заповедям Божиим. «Не делайте себе кумиров и изваяний...» (Лев. 26:1; Исх. 20:2-5). Медитация с помощью «мантры», которую Махариши называет «очень хорошей молитвой», противоречит тому, чему учил Христос в Нагорной проповеди: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники...» (Мф. 6:7) [1]» [4].
Что же такое мантра? Слово "мантра" происходит от двух слов: "ман" – думать, и "тра" – защита или свобода от "рабства феноменальной жизни – самсары". Проще говоря, это санскритская фраза, слово или даже звукосочетание. Мантры преимущественно берутся из Вед. Любое имя божества индийского пантеона считается мантрой, так что тот, кто долго и упорно повторяет мантру, может удостоиться "визита" этого божества и общения с ним. Мантры бывают "конкретные" (содержащие имена "божеств" – Кришны, Шивы, Сарасвати и др.), и "абстрактные," обращенные к безличному Абсолюту и дарующие освобождение и вхождение в состав самадхи, "слияние с Абсолютом".
Известный йог Шивананда, в своей книге "Джапа-йога" (повторение мантр) указывает, что каждая мантра отличается особым ритмом, и имеет "шифр" (код) который в ходе повторения открывает человеку путь к созерцанию божества мантры. Иначе говоря, происходит устранение духовной самозащиты, и человек вступает в общение с падшими духами. Сам Шивананда, говоря о наличии у каждой мантры своего божества или "давата," определяет его как "сверхъестественную сущность – высшую или низшую," являющуюся источником силы мантры. Таким образом, не скрывается, что мантра может вызывать и низшую, злую сущность – темную сторону Силы!
Научиться ТМ – нетрудно: практикуя медитацию 2 раза в день по 20 минут, человек быстро приходит в полусонное, расслабленное состояние, транс. Это состояние "полного удовлетворения," похожее на действие некоторых наркотических средств, и называется трансцендентальной медитацией. Приверженцы ТМ с энтузиазмом проповедуют легкость и успешность их метода. Умалчивают они, однако, о религиозной стороне этих упражнений и о тех печальных духовных результатах, к которым они приводят».
Хотя от практикующего ТМ не требуется ни перемены религиозных убеждений, ни принятия каких-либо новых моральных принципов. Сам языческий обряд посвящения и ритуальное повторение оккультного слова во время последующих упражнений ТМ, ставят человека на путьприобщения к индуизму. В сущности, в основе ТМ лежит пантеистическое представление о Первичной Реальности, с которой человек, занимающийся ТМ, старается слиться. Преуспевание в ТМ состоит в том, что человек как бы восходит по ступеням "лестницы сознаний" с тем, чтобы на последней седьмой ступени раствориться в море космического "сверхсознания". Здесь человек, якобы, обретает полный покой. В этом состоянии человек ощущает свою божественность. В лучшем случае – это галлюцинация, а скорее всего бесовское обольщение. Вот конечная цель этих медитационных упражнений.
В ТМ человек подавляет в себе всякую активную умственную деятельность и бессмысленно повторяет непонятное ему слово, что перегружает нервно-психическую систему, и мозг выключается. Современные исследования показали, что непрестанное повторение любой фразы, например, "яблочный пирог" способно вызывать значительные изменения психофизиологического состояния» [5].
“В своих сочинениях, и в особенности в труде «Трансцендентальная медитация: безмятежность без наркотиков» Махариши развивает метафизическую основу учения ТМ. Религиозная философия Махеша Йоги, без всякого сомнения, представляет собой ведантический индуизм. Это учение никоим образом не может быть согласовано с христианством. Махариши - монист, а не теист. Для него Бог есть не Личность, а само Бытие, всё сущее. Брахман или Творческий Разум - абсолютный принцип, одной из граней (эманации) которого является физическое существование, вселенная. Таким образом, видимый мир является продолжением абсолютного Бытия, менее значительным, чем само Бытие; видимый мир - иллюзия, плод воображения. Человек, в этом смысле, тоже часть иллюзии, его тело и личность существуют лишь относительно. Но в другом, трансцендентальном смысле, человек есть часть Абсолюта»[4]. «Махариши отрицает безграничного, личностного Бога, показанного в Писании. Онг пишет: «Бог обнаруживается в двух фазах реальности: как величайшеее создание абсолюта, вечной природы и как личностный Бог на высшем уровне фундаментального творения» [2,С.148]. «Иисус в понимании Махараши и его последователей – это просвещенный человек, но не Спаситель человечества. Они верят, что все люди имеют Бога внутри себя, и потому Иисус не является единственным воплощением Бога» [2,С.149].
«Махараши, подобно другим лидерам культов, убеждает своих последователей, что его путь – единственно возможный: «Только тогда, когда человек становится постоянно присутствующим в вечной свободе абсолютного Существа, он «освобождается от всех грехов» [2,С.149].