Тема 3. Философия в цивилизациях Древнего Мира. Дел 2. Основные этапы истории философии

Дел 2. Основные этапы истории философии

3.1. Философия Древней Индии. Брахмаизм (Веды, «Упанишады»), учение Чарвака.

Буддизм («Палийский канон»). Индуизм («Артхашастра»)

3.2. Философия Древнего Китая. Конфуций. Лао-Цзы. Шан Ян.

3.3. Становление философии в Древней Греции (Фалес, Гераклит,

Парменид, Пифагор, Анаксагор, Сократ, софисты киренаики, киники)

3.4. Классическая греческая философия. (Платон -основоположник объективного
идеализма; философская система Аристотеля; учение эпикурейцев и стоиков)

3.5. Философия Древнего Рима(Лукреций Кар, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий )

3.1. Философия ДревнейИндии.Брахмаизм, Буддизм, Индуизм. Упанишады, Артхашастра.

Главным источником древнеиндийской философии считаются ВЕДЫ- священные книги, написанные приблизительно 15-6 в. до н.э. ( Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа) + философские комментарии к ведам- Упанишады.

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №21

 
 

       
   
 
 

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №22

               
   
 
   
 
   
 
 

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №23

3.2. Философия Древнего Китая. Конфуций. Лао-Цзы. Шан Ян

О роли морали инравственности, соблюдения ритуалов и Этикета
Конфуций-

         
   
«Исправление имен»
 
   
Государство- это семья, Император- отец
 
 

               
   
Государство не должно вмешиваться в жизнь и дела людей…. пусть это делает община
 
   
 
 
 
   
Классический (сократический) период –У-1У вв.до н.э. Важная черта периода – ранний антропоцентризм. Наиболее известные представители: *Софисты: Протагор, Горгий, Критий и др. *Сократ *Платон *Аристотель

 
 
Эллинистический период – 1У в. до н.э. – У1 в.н.э. *Скептики: Пиррон, Секст, Эмпирик * Киники: Антисфен, Диоген *Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий *Эпикурейцы: Эпикур, Тит Лукреций Кар *Академия: Ксенократ, Кратет, Аркесилай, Карнеад  

 
 
Классический (сократический) период –У-1У вв.до н.э. Важная черта периода – ранний антропоцентризм. Наиболее известные представители:   *Софисты:Протагор, Горгий, Критий и др. *Сократ *Платон *Аристотель

Бл-Сх. №24 (В.Недобитюк)

                 
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №25

 
 

       
 
 
   

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №26

                 
   
 
   
 
   
 
 
   
* После божества и демона следует больше всего уважать родителей и законы... * Берегите слезы ваших детей, дабы они могли пролить их на вашей могиле».  

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №27

 
 

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №28

                       
     
 
 
 
* Душа человека тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря этому Душа способна воспринимать вещи. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление.  
 
   
   
 
 
   

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №29

Дополнение к Бл-Сх № 29

* Сократ(469-399) и его диалектический метод. Свой метод Сократ назвал диалектикой (искусством спора). Диалектик- это тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. «Я знаю, что ничего не знаю». «Познай самого себя». «Мысль изменчива и непостоянна, она является лишь мнением. Бытиеобозначает некую универсальную целостность, присущую всем вещам».

В центре философии Сократа проблемы справедливости , свободы, истины, счастья, добродетелей,блага. Благо- это особый вид ценностей, служащих человеку. К ним Сократ относил здоровье физическое и духовное, дружбу согласие в семье, благоустройство государства. Поэтому философия Сократа- рационалистический морализм.

***Сократ считал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. Отсюда – «познай самого себя».

В центре его философии – этические и гносеологические проблемы, причем последние – как дополняющие этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на роль индукции в их формировании.

Главным средством общения считал живую беседу и спор. Книгам нельзя задавать вопросы; живой разговорный диалог превыше того, что написано.

Сократ противопоставлял свою позицию софистам, считавшим себя мудрецами, многознающими. Он принял образ ничего не ведающего человека: «Я знаю, что ничего не знаю». Прежде чем заниматься познанием природы, нужно познать самого человека: «Познай самого себя». Избранный метод философствования Сократ сравнивал с майевтикой (майевтика (гр.) – повивальное искусство).

Майевтика - путём следующих друг за другом вопросов заставить собеседника сначала испытать чувство замешательства (ощутить проблемность), отойти от первоначального неверного или одностороннего понимания и прийти затем к истине. Иначе говоря, майевтика – это диалогический способ рождения нового знания.

Диалектика для Сократа - философское искусство вести рассуждения. Диалектик – тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. В центре философствования Сократа – человек познающий, но при этом нравственный. Философ должен размышлять не о природе, а о человеке и разрабатывать учение о том, как следует жить и поступать целесообразно и нравственно.

Нравственный, лучший человек – тот, кто знает, что такое добродетель, поскольку знающий, что такое добро поступает в соответствии с этим знанием. В этом смысле добродетель практически тождественна мудрости. Наличие зла в мире Сократ объясняет рассогласованием благих целей с неадекватными средствами их реализации.

Государство, по Сократу, выступает инструментом и залогом реализации на практике общего понятия о справедливости.

Душа, по мнению Сократа, является «антиподом» тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятие. Высшие понятия – Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное – отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.

. Бл-Сх. №30 ( В.Недобитюк)

       
   
 
 

Соотношение трех миров можно представить

в виде схемы:

       
   
**наконец, существует Бог, космический Разум (Ум-Демиург).  
 
Мир вещей
 

Материя

 
 

       
   
 
 
***Платон впервые разработал идеал государства. . В нем управлять должны философы. У воинов и правителей не может быть даже семьи. ** У них нет частной собственности, утверждается лишь общая собственность. *** В идеальном государстве будет введена жесткая цензура на все литературные произведения, на произведения искусства. ** За «безбожие», отступления от общей «идеи» положено наказание вплоть до смертной казни.

. Бл-Сх. №31 ( В.Недобитюк)

Философская система Аристотеля (384-322 до н.э.).

Осн. труды - «Метафизика», «О философии», «Политика» и др.

 
 

 
 

. Бл-Сх. №32 ( В.Недобитюк)

             
 
  ***Аристотель - является основоположником психологии. В трактате «О Душе» он излагает учение о психике, ее процессах и свойствах, о познании, видах памяти и роли ассоциаций, об интуитивном и творческом мышлении, о закономерности развития (биогенетический закон), о способностях и их иерархии. Аристотель рассматриваетДушукак форму реализации тела, характеризует виды души. ** Нус (всеобщий разум) как хранилище души человека после его смерти. **Исследует проблемы двойной регуляции поведения - эмоциями и разумом, чувства и аффекты, роль катарсиса.    
 
 
   
 
 
   

** Философская мысль античности после Аристотеля. Проблема исследования нравственного и безнравственного в учении Эпикураи эпикурейцев; учениестоиково душе и аффектах. Философско-психологические воззрения скептиков(Пиррон), гностиков (Плотин).

Дополнение к Бл.Сх № 30 и 31

3.4 .Классическая греческая философия (V – IV в. до н. э.) = Платон, Аристотель

*Платон (427-347)-автор более 30 сочинений,основоположник системы субъективного идеализма. Учение Платона о душе как созерцательнице идей и саморазвивающейся программе («человеческая душа до своего вселения в тело обитала в высшем мире идей… В земной жизни душа «припоминает» то, что было «там»); о внутреннем конфликте души; об этапах в процессе познания; о роли внутренней речи и активности мышления; о роли памяти.

Особое место в учении Платона занимает идея идеального справедливого государства, где нет частной собственности и все обобществлено. «Источник всех конфликтов – частная собственность, она должна быть упразднена». Его работу «Государство» называют «коммунистическим трактатом».

Человеческой душе свойственны три начала: разумное, яростное и вожделенное, которым в государстве соответствуют совещательное, защитительное и деловое начала. Государство должно выражать интересы всего общества. В нем три сословия: правители-философы, стражи(воины), земледельцы и ремесленники.

Три формы управления государством: монархия, аристократия, демократия. Лучшая форма – монархия, но не наследственная , а законная. Платон рассматривает и формы отклонение от идеала: тимократия, олигархия, охлократия, тирания. Важное место в учении Платона занимают работы «Законы» и «Политика». Единство государства «подрывается, если есть крайности между бедностью и богатством».

*** По Платону, бытие разграничивается на несколько сфер, между которыми довольно сложные отношения – это мир идей, вечный и подлинный; мир материи, такой же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов – это мир временных явлений (а потому он ненастоящий по сравнению с вечными идеями); наконец, существует Бог, космический Разум (Ум-Демиург).

Взаимоотношение первых трёх миров можно представить такой схемой:

Мир идей

 
 

Мир вещей

 
 

Материя

Человек, с точки зрения Платона, имеет непосредственное отношение ко всем сферам бытия: физическое его тело - от материи, душа же способна вбирать в себя идеи (благодаря «припоминанию идей», которые врожденны, но были забыты) и устремляться к Уму-Демиургу. Душа же сотворена Богом лишь однажды, она бессмертна, вечна, способна переселяться из тела в тело (отсюда – воспоминание под воздействием предметов и ситуаций того, что когда-то она созерцала мир идей и что было в прежней душе).

Душа имеет такую структуру: разум, волю (страсть) и вожделение (прежде всего благородные желания, влечение к добру, но имеются также и негативные желания).

У разных людей преобладают разные слои души, в результате чего имеются типы людей: вожделенный, стремящийся к материальным, чувственным наслаждениям; мужественный, в котором преобладают воля, сила, мужество; и тип души разумной, ставящей целью высшие ценности, благо людей и справедливость.

В обществе этим типам души соответствуют сословия:

1) производителей: ремесленники, крестьяне, торговцы;

2) охраняющие закон и государство: стражники (полиция), и воины;

3) управляющие государством.

Одной из основ государства и является разделение труда, а в идеальном государстве – согласованность, гармония интересов всех сословий.

Платон впервые разработал идеал государства. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. Для этого нужно осознать своё природное предназначение; «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие, - отмечал Платон, - это и есть справедливость».

В совершенном государстве представители всех сословий должны служить Абсолютному Благу. В идеальном государстве управлять должны философы. У воинов и правителей не может быть даже семьи, поскольку семья отвлекает от общего государственного интереса (никакой личный интерес не должен иметь место, если он выходит за пределы общего интереса; индивидуальный интерес должен полностью подчиняться интересу «целого»). Нет у представителей тех же сословий частной собственности, утверждается лишь общая собственность. В идеальном государстве будет введена жесткая цензура на все литературные произведения, на произведения искусства. За «безбожие», отступления от общей «идеи» положено наказание вплоть до смертной казни.

**Философская система Аристотеля (384-322). Осн. труды - «Метафизика», «О философии», «Политика» и др.

Предметом философии является «сущее как таковое», которое представляется в аспекте четырех измерений: материи, формы, начала движения (первопричины) и цели.

Форма и материя - основные сущности, из них рождается все. Отношение материи и формы Аристотель уподобляет отношению мрамора и статуи. Материя имеет тот же корень, что и слово «мать».

В качестве основы мироздания Аристотеля выделяет первоматерию. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Их комбинации дают четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Каждое тело образуется из этих стихий. Главное - определить причины движения, познать природу. Природа находится в вечном движении и изменении, она всегда существовала и будет существовать. Источником движения и развития является «космический Ум»…

Аристотель - ввел термин «этика», написал первые научные работы по этике («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»), разработал основные ее положения. Он утверждал, что все нравственные добродетели: дружба, любовь, справедливость – это социальные добродетели

Аристотель - является основоположником психологии. В трактате «О Душе» он излагает учение о психике, ее процессах и свойствах, о познании, видах памяти и роли ассоциаций, об интуитивном и творческом мышлении, о закономерности развития (биогенетический закон), о способностях и их иерархии. Аристотель рассматривает Душу как форму реализации тела, характеризует виды души. Нус (всеобщий разум) как хранилище души человека после его смерти. Исследует проблемы двойной регуляции поведения - эмоциями и разумом, чувства и аффекты, роль катарсиса.

Критикует теорию идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). В работах «Политика», «Афинская полития» излагает взгляды на развитие общества и государства, на законы, право и политику. Он описал со своими учениками 158 конституций греческих и варварских государств. Некоторые его положения актуальны и сегодня: «Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения»,Человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех людей», «Закон- это уравновешенный разум»,« Большинство людей повинуется скорее необходимости , чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести..»

*** Аристотель считается основателем логики как науки, а также первым историком философии.

Аристотеля не устраивали платоновские эйдосы. Он предложил в качестве первоначалматерию (как возможность, потенцию) и форму (которая является сущностью конкретной вещи). Никаких самостоятельных идей не существует. Есть ещё первоматерия – некое бесформенное вещество, пассивный исходный материал, и первоформа - перводвигатель, первопричина , цель всего сущего и одновременно Мировой разум.

Благодаря похожести форм бытия и мышления человек способен познавать мир. Познание – процесс, включающий

а)чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств;

б) опыт – воспоминания о познанной вещи;

в)искусство – знание сущности многих вещей;

г)философия – знание первопричин, форм и цели всего сущего.

Человека Аристотель считал «политическим животным», высшее благо которого – счастье, которое возможно лишь при добродетельной жизни (этика).

. Бл-Сх. №33 ( В.Недобитюк)

               
   
* Лукреций Кар- «Ничто не может возникнуть из ничего…Жизнь возникла путем самозарождения из неживой природы» .  
 
   
 
 
*** Сенека(04-65): Важная задача каждого человека- преодоление страха перед смертью. «Мы не умираем, мы только прячемся в природе. Ибо дух наш вечен». ** Какие бы поступки человек не совершал, от совести он не уйдет… ибо она есть основа человеческого духа. ** «Душа- это бог, нашедший приют в теле человека, …Человек для человека святыня».  
   
 

Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

4.1.Общая характеристика философии эпохи Средневековья. Патристика и схоластика.

4.2. Философия Аврелия Августина (Блаженного)

4.3 Философия Фомы Аквинского

4.4. Реалисты и номиналисты. Скептицизм.

4.5. Мусульманская философия. Аль-Фараби(840-950), Авицена (980-1037), суфизм.

4.6. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

4.7. Литературно-эстетическое направление эпохи Возрождения: Ф.Петрарка,

Дж.Боккаччо, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

4.8. Гуманизм: Эразм Роттердамский, Лоренцо Валла, М.Монтень.

4.9. Социальная философия: Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т.Мор, Т.Кампанелла.

4.10. Натурфилософия эпохи Возрождения: Н.Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей.

Бл-Сх. №34 ( В.Недобитюк)

 
 

Кризис культуры Древнего Рима
Источники философии Средних веков

                   
 
Античная философия
   
Христианство
     
Ислам
 
 
   
 
   
Схоластика (1Х-Х1У вв) *Ранняя схоластика (1Х – Х11 вв.): Пьер Абеляр,Ансельм Кентерберийский, философы шартрской школы *Зрелая схоластика (Х11-Х1Увв.): Р.Бэкон, Уильям Оккам Наиболее яркий представитель периода схоластики – Фома Аквинский Фома Аквинский

Бл-Сх. №35 ( В.Недобитюк)

Источники философии Средних веков

             
   
 
   
 
   
 
 

           
   
*Основные вопросы схоластической философии: * проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего * о бытии Бога,… возможности спасения Души  
 
 
 
   

 
 

Бл-Сх. №36 ( В.Недобитюк)

Бл-Сх. №36-А ( В.Недобитюк)

               
 
 
   
     
 
 
   

Бл-Сх. №37 ( В.Недобитюк)

     
 
*Первичность Бога, первородный грех и другие идеи = нельзя понять без откровения (библии) и веры
 
 

Бл-Сх. №37-А (В.Недобитюк)

                       
   
 
   
 
 
Выводит 4 вида законов: **вечный («сам Божественный разум, управляющий миром») , этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества; ** естественный (человеческий естественный) трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом, к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода; ** человеческий (человеческий положительный – люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; необходимо принуждать людей к добродетели путем применения силы и страха наказания); ** к божественному закону Фома относил Библию.
 
   
 
   
*Реалисты–универсалии существуют реально, вне конкретных вещей (эйдосы Платона).
   
 
     
*Номиналисты – вне конкретных вещей универсалии существуют лишь в абстрактных понятиях, именах (лат. «номен» - имя), которыми названы предметы (дом, фрукты..) (П.Абеляр, Д.Скотт, У.Оккама).
 

Бл-Сх. №38 ( В.Недобитюк)

 
 

Условия формированияфилософии эпохи Возрождения

     
 
 
   

Бл-Сх. №39 ( В.Недобитюк)

           
   
 
   
 
 

       
   
** «обличая» глупость, он показывает ее как проявление человеческих иллюзий, срывает покровы и показывает настоящее лицо тех, кто прячется за масками.  
 
 

Бл-Сх. №40 ( В.Недобитюк)

       
 
 
   

Наши рекомендации