Ф-17. Греческая философия классического периода: Аристотель
Аристотель(384 - 322, гг. до н. э.) - древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
1. 367-347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, с 17-лет, в Академии Платона и был его учеником;
2. 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
3. 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона,согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи". Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
ü не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
ü существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
ü данные вещи называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.;
ü индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.
Что такое бытие? Аристотель выделяет 10 категорий,которые отвечают на поставленный вопрос, причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики.
Данными категориями являются:
1. сущность (субстанция);
2. количество;
3. качество;
4. отношение;
5. место;
6. время;
7. положение;
8. состояние;
9. действие;
10. страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие- это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.
По Аристотелю, материя- это потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).
Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:
ü все сущее на Земле обладает потенцией и формой;
ü изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
ü реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
ü потенция есть пассивное начало, форма - активное;
ü высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Носителем сознания, поАристотелю, является душа.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека.
Он считает, что человек:
ü по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
ü отличается от животных наличием мышления и разума;
ü имеет врожденную склонность жить в коллективе.
Аристотель выделяет шесть типов государства:
1. монархия;
2. тирания;
3. аристократия;
4. крайняя олигархия;
5. охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
6. полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса".