Фундаментальные понятия и принципы

Дидактическая единица

15. Сознание и бытие.

16. Познавательные способности человека

17. Научное познание

18. истина и заблуждение

1. Отображение отдельного свойства объекта, непосредственно взаимодействующего с органом чувств, называется: 1)восприятием 2)ощущением 3)представлением 4)эмоцией

2. Мысленное объединение частей в единое целое есть: 1)синтез 2)корреляция 3)отождествление 4)анализ

3. В основе учения софистов об истине лежит представление о (об): 1)существовании вечной и абсолютной истины 2)соответствии знания действительности 3)отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей 4)непротиворечивости истинного знания

4. Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием: 1)закон 2)связь 3)необходимость 4)отношение

5. С точки зрения Т.Куна, научная революция это: 1)переход к обществу знания 2)переход от одной парадигмы к другой 3)отделение умственного труда от физического 4)превращение науки в непосредственную производительную силу

6. Относительная и абсолютная истины это: 1)формы субъективной истины 2)исключающие друг друга моменты познания 3)тождественные понятия 4)лишь разные уровни, или формы, истины

7. Сторонники эмпиризма считают, что теоретическое мышление: 1)не связано с эмпирическим познанием 2)есть главный источник знания 3)не может выходить за пределы опыта 4)способно выходить за пределы опыта

8. Вера как особое состояние сознания: 1)опирается на рациональные доказательства 2)предполагает эмпирическое обоснование 3)связана с ценностным отношением к предмету веры 4)противоречит житейскому опыту

9. К существу научной революции не относится: 1)построение новых теоретических концепций 2)исследование истории предмета 3)создание новых методов исследования 4)создание новых исследовательских программ

10. Определяя специфику научного знания, К.Поппер выдвинул принцип : 1)кодификации 2)фальсификации 3)унификации 4)верификации

11. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть: 1)обобщение 2)гипотеза 3)факт 4)теория

12. Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает в: 1)11-13 вв. 2)16-17 вв. 3)20-м в. 4)5-4 вв. до н.э .

13. К формам практики как критерия истины не относится: 1)общественное производство 2)социально-политическая деятельность 3)научно-экспериментальная деятельность 4)идеология

14. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется: 1)знаком 2)словом 3)понятием 4)переживанием

15. Установите соответствие между понятием и его определением: 1)Проблема 2)Заблуждение 3)Ложь: 2)Непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту; 1)Объективно возникающий в процессе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес; 3)Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину

16. Соотнесите имена философов и выделяемые ими критерии истинности знания: 1)Юм 2)Декарт 3)Маркс и Энгельс: 1)Совокупность ощущений субъекта; 3)Историческая практика; 2)Ясность и самоочевидность идей

17. Философия науки как направление философского знания появилась в (во): 1)Средние века 2)второй половине 20 в. в рамках неклассической философии 3)эпоху Возрождения 4)в философии марксизма

18. Установите соответствие между концепциями истины и их основными положениями: 1)когерентная теория 2)корреспондентная теория 3)прагматистская теория: 2)истина есть соответствие знаний объективной реальности 1)истина есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания 3)истинность знания определяется через практическую полезность, эффективность, инструментальность

19. Соотнесите имена философов и их высказывания: 1)Хайдеггер 2)Соловьёв 3)Фейербах: 1) «Истина совершается в событии, в переживании бытия. Только там она и есть» 2) «В основе истинного знания лежит мистическое или религиозное восприятие, от которого только наше мышление получает свою безусловную разумность, а наш опыт – значение безусловной реальности» 3) «Высшая истина - сущность человека»

20. Источником содержания сознания для материалистов выступает

1) ощущение 2) бессознательное 3) Бог 4) объективный мир

21. Согласно классической позиции, истина есть

1) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации 2) соответствие знаний объективной реальности 3) правда 4) то, что признаётся таковым большинством

22. Способ постижения истины без обоснования с помощью доказательств есть

1) представление 2) эмоция 3) интуиция 4) вера

23. По мнению _________, главным средством познания мира является разум

1) метафизиков 2) интуитивистов 3) рационалистов 4) интеллектуалистов

24. Элементом научной теории является

1) эксперимент 2) единичные факты 3) описания материальных объектов

фундаментальные понятия и принципы

25. К формам практики как критерия истины не относится

1) социально-политическая деятельность 2) идеология 3) научно-экспериментальная деятельность 4) общественное производство

26 Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется

1) системой2) интегралом 3) совокупностью 4) моделью

27 Для научной картины мира характерно (-а)

1) уверенность в существовании Мирового разума 2) отождествление веры и знания

3) истинное знание причин 4) безоговорочное влияние идей ведущих учёных

28. Вера как особое состояние сознания

1) связана с ценностным отношением к предмету веры 2) противоречит житейскому опыту

3) опирается на рациональные доказательства 4) предполагает эмпирическое обоснование

29. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется

1) структурализмом 2) герменевтикой3) номинализмом 4) персонализмом

30. Наука выступает в качестве

1) совокупности взглядов на мир и место человека в мире 2) совокупности всех знаний, накопленных человечеством 3) формы культуры, способной объяснить всё, что угодно

Наши рекомендации