Раздел 1. Философия Древнего мира, средневековья и Возрождения
ФИЛОСОФИЯ
Планы семинарских занятий
по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность
Институт подготовки государственных
и муниципальных служащих
Категория обучающихся: студенты
Курс: 1-й (очная форма обучения)
Рязань 2016
ББК 87р30
Ф-56
Рецензенты:
М. И. Кошелев,доктор философских наук, профессор (Рязанский филиал Московского университета имени С. Ю. Витте);
О. А. Тарасов,кандидат исторических наук, доцент (Академия ФСИН России)
Гагин И. А.
Ф-56 | Философия:планы семинарских занятий. – Рязань : Академия ФСИН России, 2016. – 44 с. Планы семинарских занятий составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрена на заседании кафедры философии и истории 29 сентября 2016 г., протокол № 9. |
Начальник обеспечивающей кафедры
кандидат исторических наук, доцент О. А. Тарасов
Учебно-методическое издание
ГАГИН Игорь Анатольевич
ФИЛОСОФИЯ
Планы семинарских и практических занятий
Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 2,75. Тираж 30 экз. Заказ № _____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК 87р30 © Гагин И. А., 2016 © Академия ФСИН России, 2016 |
Пояснительная записка
Цельюосвоения учебной дисциплины «Философия» является формирование у студентов теоретического мировоззрения, методологической культуры, духовного мира личности высококвалифицированного сотрудника правоохранительной системы России на основе достижений зарубежной и русской философской мысли, отечественных интеллектуально-духовных ценностей, традиций и компетенций, определяющих способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации. Уметь работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.
Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:
– формирование представления о специфике философии, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и способах их исследования, их роли в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;
– овладение базовыми принципами, методами и приемами философского познания;
– ознакомление с основными закономерностями и тенденциями развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности, и формирование на этой теоретической основе целостной философской картины мира;
– выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;
– введение в круг общетеоретических и прикладных философских проблем, связанных с правоохранительной деятельностью.
Изучение дисциплины направлено на развитие у курсантов (слушателей, студентов) навыков критического восприятия источников информации, умения их оценивать, исходя из этого логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способности использовать все вышеперечисленное в практической правоохранительной деятельности
Требования к уровню освоения программы. По итогам курса обучающийся должен:
Знать:
предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философского знания, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;
принципы, закономерности, тенденции развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности;
философские (мировоззренческие, методологические и логические) основы юридического мышления.
Уметь:
использовать принципы, законы и методы философии для решения социальных и профессиональных задач;
применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждения; пользоваться общефилософскими и логическими правилами ведения диалога и дискуссии;
оценивать факты и явления профессиональной деятельности с философско-аксиологической точки зрения; осуществлять мировоззренческо-ценностный выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную и социально-философскую оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;
Владеть:
основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, в том числе философско-правового анализа;
общефилософскими, общенаучными и философско-прикладными методами;
навыками научного и философски развитого мышления, распознавания логических, гносеологических и методологических ошибок в профессиональной деятельности;
навыками грамотного применения способности и готовности к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера;
навыками выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом философско-мировоззренческих (этнокультурных и конфессиональных) различий;
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с философской (аксиологической и методологической) точки (точек) зрения, в том числе в практической деятельности, связанной с правоохранительной деятельностью.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 40.05.02 – Правоохранительная деятельность, реализациикомпетентностного подхода предусматривает наряду с традиционными лекционными, семинарскими и практическими занятиями широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.Цель интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой – формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими учебного плана, графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы обучаемых.
В качестве основной литературы для подготовки к занятиям кафедра рекомендует труды представителей классической, современной западной и русской философии. Кроме этого, слушатели могут использовать любые монографии, сборники, философские и общественно-политические журналы, такие как «Вопросы философии», «Философские науки», «Полис» и др.
Подготовка студентов к семинарскому занятию фиксироваться в рабочей тетради, изучаться не менее трех источников по выбору общим объемом 30-40 страниц. Вопросы для подготовки к каждому занятию даются в развернутом виде, то есть каждый вопрос имеет несколько подвопросов, что должно помочь более детально, полно и продуманно подготовиться к ответу на весь поставленный вопрос. На каждом семинарском занятии прослушиваются несколько предложенных вопросов в виде докладов (сообщений). Докладчики на предшествующем занятии выбираются по желанию, готовятся индивидуально и излагают предложенный материал с последующим обсуждением
Необходимую консультацию во время самоподготовки курсанты (слушатели) могут получить у дежурного преподавателя (каб. 303, 304, 310, 411) и методиста кафедры (каб. 316).
Основной формой контроля знаний студентов являются экзамен при завершении курса «Философии».
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и учебныхтем | Всего часов | Контактная работа с преподавателем | Время, выделяемое на самостоятельную работу | Виды используемых ТСО | Наименование учебной дисциплины и № тем, которые должны быть изучены до данной темы | ||||
Лекция | Семинар | Практ. занятие | Лабораторное занятие | |||||||
Раздел 1. Философия древнего мира, средневековья и Возрождения | ||||||||||
1. | Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества | |||||||||
2. | Философия Древнего мира | |||||||||
Философские средневековья и эпохи Возрождения | ||||||||||
Раздел 2. Философия Нового и Новейшего времени | ||||||||||
Философия Нового времени | ||||||||||
Современная Западная философия | ||||||||||
Русская философия | ||||||||||
1-6 | Контрольно-проверочная работа по разделам 1-2 | |||||||||
Раздел 3. Философия бытия и познания | ||||||||||
7. | Учение о бытии (онтология) | |||||||||
8. | Учение о развитии (диалектика) | |||||||||
9. | Философская проблема познания (гносеология) | |||||||||
Раздел 4. Философская антропология, аксиология и социальная философия | ||||||||||
10. | Природа человека и смысл его существования (антропология) | |||||||||
Ценность как метод освоения мира человеком (аксиология) | ||||||||||
12. | Учение об обществе (социальная философия) | |||||||||
13. | Философия истории | |||||||||
7-13 | Контрольно-проверочная работа по разделам 3-4 | |||||||||
Всего по курсу | ||||||||||
Раздел 1. Философия Древнего мира, средневековья и Возрождения