Глава х
Следующее разделение гражданской истории -- на чистую и смешанную Наконец, мы можем разделить гражданскую историю на чистую и смешанную.Особенно часто в сочинение исторического характера включается материал,заимствованный как из других гражданских наук, так и в значительной мере изнаук естественных. Некоторые писатели создали особый жанр, в котором авторне излагает события в хронологической последовательности, но выбирает их посвоему усмотрению, размышляя о них, и, воспользовавшись этим поводом,обращается к рассуждениям на актуальные политические темы ^. Этот родисторико-политических трактатов мы, разумеется, всячески приветствуем, нотолько в том случае, если автор такой работы заранее скажет, что он пишетименно такого рода сочинение. Но если кто-то, сознательно ставя перед собойцель создать адекватную историю, в то же время то и дело отвлекается всторону, старается рассуждать на политические темы и прерывает таким образомнить повествования, то он тем самым делает сочинение совершенно непригодными весьма тягостным для читателя. Конечно, любая более или менее серьезнаяисторическая тема, если можно так выразиться, чревата политическими урокамии назиданиями, но все же сам писатель не должен уподобляться повивальнойбабке. Точно так же к смешанному виду истории относится и космографическаяистория, имеющая весьма многочисленные точки соприкосновения с другимидисциплинами: ведь из естественной истории она заимствует описание самихстран, характера их местности, географического положения и природныхресурсов; из гражданской истории -- описание городов, государств, нравов; изматематики -- описание климата и движения небесных светил над землей. Этотрод истории или, точнее, науки составляет, как мне кажется, особую славуименно нашего века. Ведь именно в нашу эпоху земной шар каким-тоудивительным образом сделался открытым и доступным для изучения. Правда,древние знали о поясах земли и антиподах: В час же, как дышат на нас, запыхавшись, кони Востока, Там зажигает, багрян, вечерний свой пламенник Веспер "^. Правда, все это было скорее результатом логических рассуждений, чемпутешествий и непосредственных наблюдений. Но чтобы какой-то маленькийкораблик соперничал с самим небом и обошел весь земной шар даже по еще болеесложному и извилистому пути, чем тот, по которому всегда движутся небесныесветила, -- это достижение нашего века, так что наше время с полным правоммогло бы взять своим девизом не только знаменитое plus ultra [и дальше],тогда как древние провозглашали non ultra [не дальше]^, но, кроме того,imitabile fulmen [имитируемая молния] там, где древние говорили nonimitabile fulmen [неподражаемая молния): Неподражаемый пламень небес и тучи, безумец! Медью и стуком хотел заменить рогоногих он коней -- и, что еще более удивительно, imitabile caelum (имитируемое небо),что стало возможным благодаря морским путешествиям, в результате которых мывсе чаще получаем возможность объезжать и обходить весь земной шар, подобнотому как это делают небесные светила. И эти счастливые успехи в морском деле, в изучении и познании земногошара вселяют в нас большую надежду на дальнейшие успехи и развитие знаний,тем более что и то и другое, как видно по божественному предначертанию,происходит в одну и ту же эпоху. Ведь именно так предсказывает пророкДаниил, говоря о новейших временах: "Очень многие будут путешествовать, иувеличится знание" ^, как бы относя тем самым к одному и тому же векупутешествия, исследования Вселенной и всестороннее развитие знаний. Мызнаем, что в значительной степени это пророчество уже исполнилось, ибо нашевремя по развитию знания вовсе не уступает, а в ряде случаев и значительнопревосходит те два знаменитых начальных периода или переворота в развитиинаук, • которые выпали на долю греков и римлян.