Мировоззренческие и профессиональные регулятивы деятельности.
Труд составляет ядро человеческой деятельности и включает в себя субъективный мировоззренческий и объективный материально-производственный регулятивы. Сложившиеся в ту или иную эпоху убеждения и взгляды на объективный мир, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в действительности субъективно определяют действия каждого конкретного человека и деятельность общества в целом. Но человеческие потребности не могут быть удовлетворены в масштабах общества даже самыми благородными идеями и духовными порывами, если они оторваны от материально-производственной деятельности.
Структура человеческих потребностей представляет собой явление чрезвычайно сложное.
Она включает в себя потребности в материальных благах, общении, семейной жизни, воспитании детей, познании, наслаждении прекрасным, в самовыражении и т.д. Но как бы не ни усложнялась система потребностей, материальные потребности всегда и везде играли основополагающую роль во всей системе потребностей человека, а их удовлетворение всегда носило определяющий характер. Каждый день и час определённое количество людей должно заниматься материальной предметной деятельностью, трудом, «воевать» с природой, превращать её вещество в материальные блага. Это непреложный закон, императив. Это сила, воздействующая на общество и заставляющая его подчиниться своим требованиям. Но общество никогда не стало бы обществом, если бы трудовая деятельность носила только характер необходимости. Принципиальнейшее значение имеет в этом смысле то, что необходимость трудовой деятельности, развиваясь, становится свободой общества. Ведь общество - это отнюдь не только производство материальных благ. Это и такие нетленные ценности, как познание, мир прекрасного, идеалы добра, гуманизма, человеческое общение и многое другое. Это предполагает и требует какого-то отвлечения человеческих ресурсов от непосредственной трудовой деятельности, которая не может остановиться ни на один час. Свобода здесь проявляется в непрерывно расширяющихся возможностях в развитии всего богатства жизни общественного человека. А фундаментом этого роста выступает совершенствование трудовой, материально-производственной деятельности людей. Так в человеческой деятельности реализуется единство объективного и субъективного.
Человек, включённый в систему деятельности, в обществе реализует себя в труде посредством профессии.
Профессия (от лат. profession – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Профессия требует специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединённые общим названием (токарь, водитель, врач, учитель и т.д.). Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций людьми определённой профессии называют профессионализмом. Профессионализм – это результат обучения и опыта работы.
Для характеристики трудовой деятельности важным является и понятие дисциплины.
Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Выполнение правил, норм, договоров, приказов, распоряжений руководства называют также исполнительностью. Но исполнительность невозможна без инициативы. В самом деле, получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Бездумный исполнитель - плохой работник. Напротив, инициатива – свидетельство высокого профессионализма.
Наряду со специальной подготовкой большое значение имеет общая культура работника.
Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Здесь развёртываются и совершенствуются способности человека; именно в этой
сфере он может утвердить себя как личность.
Таким образом, мировоззрение и профессия человека создают алгоритм его основных действий в обществе.