Важность проповеди и ее принципы 2 страница
Следующий пункт. Человек должен быть доволен, если ему есть чем наполнить живот — в этом состоит еда. Если вы можете наесться зерном, овощами, фруктами и молоком, у вас нет права убивать животное просто для удовлетворения своего языка. Человеческое общество должно потреблять естественные продукты: зерно, фрукты, овощи и молоко. Нельзя выходить за рамки и посягать на остальное. И если люди сознают Кришну, им известно искусство приготовления тысяч вкусных блюд только из разнообразных овощей, зерновых, фруктов и молока. Если кто-то берет больше, чем ему требуется, его надо считать вором. Никто не должен делать накоплений для семьи, общества или народа: больше денег, больше зерна или больше овощей, или больше продуктов питания — нужно брать лишь столько, сколько требуется. Если произведено больше, надо раздавать излишки тем, кто в этом нуждается. Потому что зерно — в особенности зерно — предназначается в пищу всем живым существам, его нельзя гноить.
Следующий пункт. Следовательно, тот, кто бессмысленно гноит зерно, является преступником. И тот, кто копит денег больше, чем надо, тоже преступник. И по законам природы, или согласно законам Бога, такие люди непременно будут наказаны. Это наказание может не проявиться в этом воплощении, но, поскольку жизнь вечна, непрерывна, человек должен быть готов принять наказание — в этой жизни или в следующей. Поскольку живые существа берут на себя такой риск, они переселяются из одного тела в другое, и это основная проблема жизни. Человеческая жизнь предназначена для решения этой проблемы. С животными, такими, как олени, верблюды, ослы, обезьяны и даже мухи и змеи, нельзя обращаться плохо. Даже если они проникают в дом и съедают что-то, их нельзя останавливать. Потому что и у них есть право питаться тем, что дает им Господь. И они не съедят больше, чем надо, и не заберут пищу к себе домой. Они лучше людей. Если человеческое существо пустить на поле или в сад, оно постарается унести как можно больше, чтобы продать или сделать запас, а животные так не поступают. Поэтому с невинными животными домохозяин должен обращаться как со своими детьми.
Никто не должен трудиться на очень тяжелой или опасной работе. Современная цивилизация открывает опасные производства, а рабочие идут работать на них, привлеченные высокой зарплатой. Но такой работой заниматься не следует. Тогда, естественно, появится другая, менее капиталистическая идеология. Поскольку рабочие соглашаются, демонические личности пользуются этим и искусственно раздувают потребности тела. Человеку лучше удовлетвориться продуктами сельского хозяйства, чем идти в большие города и наниматься на работу в промышленности. Только мирная жизнь, зависимость от сельскохозяйственных продуктов, и ничто иное, может принести людям счастье и процветание. И чем больше людей удовлетворены домашней жизнью, домашней экономикой, чем меньше их покидают свои дома, тем более мирной будет жизнь. В Индии Махатма Ганди пытался создавать такие деревни, чтобы люди не уезжали в города. Мирная атмосфера может быть создана только при условии широкомасштабного организованного перехода к сельской жизни. Не надо заимствовать городские идеи и переносить их в сельскую жизнь. Поэт Каупер сказал, что деревня создана Богом, а город человеком. В этом разница. Есть немало хороших идей, как можно жить мирно на этой планете, занимаясь развитием сознания Кришны, чтобы полностью освободиться от осквернения материальным существованием и, оставив это тело, достичь вечной жизни. Это подтверждается в Бхагавад-гите: тйактва дехам пунар джанма, наитии мам эти со 'рджуна. Просто исполняя положенное в сознании Кришны человек немедленно по оставлении этого своего тела возвращается домой, к Богу. Если люди будут сотрудничать с Движением сознания Кришны, то тогда, несомненно, можно будет установить высший тип цивилизации, обеспечивающий нерушимый мир и процветание всему миру. (ПШП Раяраме, 17 октября 1968)
68-12 Я видел заметки под названием «Иштагоштхи» о вашей встрече, их прислала мне Лилавати. Очень хорошо, что вы обсуждаете принципы сознания Кришны. С твоим ораторским талантом ты можешь вести огромную проповедническую работу, облегчая тем самым бремя страдающего человечества. Пожалуйста, развивай эту свою способность, ибо такие сильные ораторы, как ты — настоящее благословение в распространении Движения Шри Чайтаньи Махапрабху. (ПШП Гаурасундаре, 28 декабря 1968)
68-12 Я весьма вдохновлен тем, что твои дела на Гавайях идут хорошо, буду ждать встречи с тобой, когда снова смогу посетить эти места. У тебя были проблемы с Мадхави-Латой, и Кришна решил эти проблемы, потому что она сидит сейчас в «Халаве»[КМ-д151] и прекрасно проповедует сокамерницам. Вчера я получил от нее письмо, в котором она сообщает, что некоторые из тех, с кем она там познакомилась там, уже ожидают посвящения, так что Кришна избавил тебя от бремени, одновременно предоставив ей возможность служить. (ПШП Гаурасундаре, 28 декабря 1968)
69-06 Киртан, повторение джапы и проповедь о Кришне — это надежный проверенный метод распространения сознания Кришны. У нас уже во всех наших центрах накоплен большой опыт, что если мы просто поем «Харе Кришна», играя на караталах и мридангах, и если мы читаем лекции по Бхагавад-гите в соответствии с тем, что получили по цепи ученической преемственности, то люди привлекаются сами собой. (ПШП Гаурасундаре, 2 июня 1969)
69-08 Ты упоминаешь о том, что тебя пригласили принять участие в какой-то Конференции Всемирного Братства, и если это будет удобно, ты сможешь пойти туда с группой санкиртаны, петь «Харе Кришна», провести беседу о «Бхагавад-гите как она есть» и раздать прасад. Это наше единственное занятие, и мы можем делать это где угодно — хоть на улице, хоть на какой-нибудь Конференции Всемирного Братства. (ПШП Джаяпатаке, 1 августа 1969)
69-08 Поэтому сознание Кришны — это своего рода битва, только без винтовок. Наше оружие — караталы. В эту эпоху нет необходимости в винтовках, потому что население находится в таком состоянии, что его можно считать уже убитым. Люди живут недолго, знания у них мало, их духовная жизнь чрезвычайна слаба, они неудачливы, и жизнь их отягощена такими несчастьями как войны, голод, эпидемии, нищета и т.д. Так что убивать таких людей из ружей — это палить из пушки по воробьям. Поэтому Господь Чайтанья организовал армию санкиртаны, чтобы исправлять падшие души, это так называемые философы, полуобразованные ученые, заблудившиеся поборники образования, и все общество негодяев. Собери, если сможешь, отряд бойцов, как ты описываешь, которые будут петь «Харе Кришна» и смогут призвать каждого из этих падших к сознанию Кришны, это великолепная боевая задача, и я желаю тебе всяческих успехов на этом поприще. (ПШП Роберту Хендри, 3 августа 1969)
69-08 Ты спрашиваешь о моих планах. Мой план — проповедовать с твоей помощью. Ты все организуй, а я буду говорить о сознании Кришны сколько угодно и где угодно. Это моя миссия. (ПШП Кришна-дасу, 5 августа 1969)
69-08 Что касается встречи, на которую ты приглашен, то ходить туда совсем не обязательно. Мы должны всегда опираться на санкиртану. Все эти общества «йоги» совершенно бесполезны. Если ты все-таки пойдешь, не ешь их пищу. Мы можем есть только то, что предложено Кришне, а предлагать Кришне то, что было приготовлено непреданными, нельзя. Надеюсь, тебе все ясно. (ПШП Джаяпатаке, 12 августа 1969)
69-08 Рад был узнать из письма Упендры, что ты прочитал хорошую лекцию и продолжаешь развивать эту свою проповедническую способность. Киртан — это значит добросовестно повторять все, что мы слышали от духовного учителя. Тот, кто способен воспроизводить звуковую вибрацию, полученную от духовного учителя, станет хорошим проповедником. (ПШП Махапуруше, 17 августа 1969)
69-09 Итак, если этот парень станет сотрудничать с нашим Движением, это будет хорошим толчком для нас, потому что, в конце концов, он денежный человек. Эти богачи — и мужчины, и женщины — с ними нужно обращаться очень осторожно в духовной жизни. Ради проповеди нам иногда приходится иметь с ними дело. Вообще-то Господь Чайтанья строго запретил людям сознания Кришны общаться с ними. Но у нас есть наставление Рупы Госвами, что следует пользоваться любой возможностью для распространения сознания Кришны. (ПШП Тамала-Кришне, 19 сентября 1969)
69-10 Есть одна санскритская поговорка, буквально она звучит так: полный энтузиазма человек добивается расположения богини удачи. В западной части мира можно видеть весьма отчетливые подтверждения этого девиза. Люди в этой части мира полны энтузиазма в отношении материального процветания, и они его добиваются. Так и у нас: согласно наставлениям Шрилы Рупы Госвами, если мы полны энтузиазма в духовном отношении, мы также обретем успех в этой области. Взять, например, меня: я приехал в вашу страну в весьма почтенном возрасте, но у меня был энтузиазм и была вера в моего духовного учителя. Я считаю, что только эти два достояния дают мне луч надежды, [они являются причиной всего] чего я достиг до сих пор, при вашей помощи. (ПШП Джая-Говинде, 15 октября 1969)
69-10 Ты спрашиваешь меня, что говорить разным людям на санкиртане, но не нужно говорить что-то особенное и разное. То, что мы говорим, мы говорим всем. Неважно, в каком возрасте находится человек. Это вечное основание, на котором стоит душа. В этом смысл трансцендентности — то, что находится за пределами всяких представлений о материальных качествах, таких как возраст или разум. Например, когда в небе гремит гром, это не требует особого объяснения для стариков или детей. Подобно этому, и запредельная вибрация «Харе Кришна» и проповедь философии Бхагавад-гиты подействует на каждого, независимо от того, поймут они это сразу или нет. Проповедуя, просто повторяй то, что слышал в цепи ученической преемственности, и это сработает. (ПШП Прахладананде, 5 октября 1969)
69-11 По поводу моего приезда к вам: если я буду говорить, кому-то придется переводить на немецкий язык. Это испортит мою речь, это будет прерывать естественное течение речи и сделает ее не такой убедительной. Если ты думаешь, что большая часть аудитории сможет понимать непосредственно английскую речь, тогда, конечно, это лучше. Я не очень настроен выступать в местах, где люди не владеют английским. Кроме того, я, скорее всего, буду занят здесь важными делами, которые назначены на следующий понедельник, 10 ноября. Тогда я и смогу решить, поеду я или нет. Если здесь не будет важных дел, я поеду в Гамбург, о чем тебе будет сообщено телеграммой 10-го числа текущего месяца. И у тебя останется достаточно времени, чтобы сделать оповещение, ведь встреча, кажется, назначена на 23-е. Так что ты дашь подтверждение, по меньшей мере, за десять дней. (ПШП Кришна-дасу, 7 ноября 1969)
69-12 Просто пропагандируй пение, танцы, пиры и соблюдение регулирующих принципов. Это четыре столпа нашего успеха. (ПШП Кришна-дасу, 25 декабря 1969)
70-01 Я весьма приветствую сказанное тобой в письме: «Слава санкиртане, прасаду и Шримад-Бхагаватам!» Прежде, чем приехать в вашу страну, когда я был еще в Индии и строил планы поездки на Запад, я думал то же самое. Я думал, что проповедь в этой стране станет для меня тяжелым делом, потому что положение в этой стране совершенно отличается от принципов культа бхакти. Тогда я тоже подумал, что пение и танцы в санкиртане, а также раздача прасада и будут моей проповедью Бхагаватам. И вот, по милости моего Гуру Махараджи и Кришны, эти планы успешно осуществляются на практике. Сорок лет назад, когда два моих духовных брата приехали в Лондон с этой миссией, они посвятили свое время чтению лекций в публичных местах и приглашению видных политиков в качестве председателей на эти собрания. Ты очень хорошо знаешь, что я, приехав в Нью-Йорк, никогда не следовал этой политике в своей проповеднической деятельности. Я не читал лекции для заштампованных политиков или элиты общества. А если бы я следовал этой политике, то я бы тоже вернулся в Индию, не добившись никакого успеха. Думаю, наша политика санкиртаны, прасада и Шримад-Бхагаватам успешна во всех центрах. Поэтому, пожалуйста, следуй этой трансцендентной политике всей душой и всем сердцем, и сделай свой центр как можно более богатым духовно. (ПШП Рупануге, 2 января 1970)
70-01 По поводу твоей склонности впадать в гнев, выступая на публике. Это допустимо, если вызывает положительную реакцию. В противном случае — мы не желаем без всякой необходимости наживать себе врагов, и ты должен сдерживать гнев с помощью своего мощного разума в сознании Кришны. Нам лучше исправлять дурные привычки обусловленных душ, с помощью убедительной авторитетной проповеди и непрерывного личного примера. (ПШП Упендре, 4 января 1970)[КМ-д152]
70-01 Я очень рад, что ты твоя жена трудитесь с великим энтузиазмом, проповедуя послание Господа Чайтаньи падшим душам этой эпохи. Мой Гуру Махараджа сказал, что истинная жизнь человека — это проповедь. Если в человеке теплится хоть какая-то жизнь, он будет проповедовать. Так что я очень и очень доволен твоими непрерывными попытками оживить людей даже в далеких странах с помощью простого метода непосредственного преданного служения Господу пением Его святых имен. (ПШП Упендре, 4 января 1970)[КМ-д153]
70-01 На самом деле я думал о тебе в Лондоне, и, по милости Кришны, моя тревога была показана тебе во сне, как по телевидению. Итак, Кришна очень добр к нам, и доброта Его будет проявляться все больше и больше по мере того, как мы будем расширять это Движение сознания Кришны. Прими это как факт, в этом не может быть никаких сомнений. Весь мир нуждается в сознании Кришны. Кришна вдохновил моего Гуру Махараджу, он вдохновил меня, а я пытаюсь вдохновить всех вас, потому что этого хочет Кришна. Ты отправился в Токио с великой миссией, с благословением Кришны, и сейчас меня очень вдохновляет то, что ты написал в своем письме: что в Японии прекрасные возможности для распространения сознания Кришны. Меня также вдохновляет, что ты собираешься заказать 5000 экземпляров «Обратно к Богу», чтобы продавать их в Токио. Большое тебе спасибо. (ПШП Судаме, 8 января 1970)
70-01 Для слуги Кришны нет разницы между адом и раем. Мы хотим только одного — служить Кришне. Неважно, гдé нам доведется служить. Это как солдат: если его посылают в бой, он не выбирает места, где сражаться. В западном мире много искренних душ, подобных тебе, а мой Гуру Махараджа хотел, чтобы я приехал сюда и подобрал как можно больше таких как вы. Я и стараюсь изо всех сил. По милости Кришны, ты присоединился ко мне, чтобы проповедовать сознание Кришны, и Кришна, без сомнения, будет очень тобой доволен. Пожалуйста, старайся продолжать такое же сотрудничество, и тогда, несомненно, победа будет за нами. (ПШП Джая-Гопале, 11 января 1970)
70-01 Нам нужны сотни отличных учеников в сознании Кришны. Мир нуждается в этом. Люди идут в ад из-за недостатка должного руководства. Ни одна религиозная организация не подходит к осознанию Бога так серьезно, как мы. Поэтому ты должен вдохнуть в своих современников этот живой дух бодрости, тогда мы сможем открыть сотни центров, и люди в массе своей будут спасены от заблуждения. (ПШП Харер-Наме, 15 января 1970)
70-01 Если последовать этому рецепту, то все европейские и американские народы, такие разумные и материально развитые, превратятся в чистых ведических брахманов, их миссия человеческой жизни увенчается успехом, и весь мир превратится в цветущий сад. Прими эти слова очень серьезно и старайся проповедовать сознание Кришны в полной безмятежности. Это будет величайшим даром человеческому обществу. Ты образованный и разумный молодой человек, подумай над моим рецептом и постарайся исполнить его наилучшим образом. (ПШП Джанардане, 16 января 1970)
70-01 Я очень рад, что и ты, и твоя жена читали лекции в Университете Джорджа Вашингтона, и что ваша программа вызвала хороший отклик. Просто читайте наши книги, и если вы будете только воспроизводить смысл Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты, люди примут это очень серьезно. Разумеется, вы должны понимать этот смысл и передавать его своими словами. Это будет очень хорошо. Так или иначе, если вы будете передавать смысл Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты, это будет очень хорошо. Идея в том, что мы не должны ничего опускать и ничего добавлять по каким-то умственным соображениям, но мы должны стараться — даже если на своем теперешнем уровне мы сами не все способны понять — представить философию в таком виде, в каком непосредственно получили ее и реализовали в практическом опыте. (ПШП Динешу, 22 января 19)
70-01 Сидеть в уголке, не беря на себя риск, связанный с проповедью, и повторять напоказ харе-кришна-мантру — это то, что мой духовный учитель осуждал. Он сочинил чудесную песню об этом, которую я сейчас записываю. Суть в том, что для того, чтобы стать очень дорогим Кришне или Балараме, или, иными словами, Господу Чайтань и Нитьянанде, нужно со всей серьезностью принять на себя все тяготы проповеди и весь риск, связанный с нею. Пожалуйста, всегда помни об этом, и тогда тебе будет сопутствовать успех. (ПШП Гаджендре, 27 января 1970)
70-02 На самом деле наше Движение может разрешить все проблемы мира, это факт. Но люди настолько увлечены деятельностью в майе, что им требуется некоторое время, чтобы прийти к верному выводу. Однако если не отходить от нашего метода проповеди, он, конечно, будет очень и очень эффективен. Итак, ты умен, ты один из самых старших членов нашего Общества, и постепенно Кришна дает тебе все больше разума. Поэтому двигай нашу проповедь как можно скорее. Я прибыл в вашу страну в практически беспомощном состоянии, и Кришна, по Своей доброте, выбрал для меня несколько серьезных учеников, таких, как ты. Единственное, на что я надеюсь, так это что даже когда я умру, эта проповедническая деятельность будет продолжаться. А чтобы поддержать должный уровень духовной силы, пожалуйста, не пренебрегай повторением шестнадцати кругов и соблюдением регулирующих принципов. Старайся изо всех сил, и Кришна поможет тебе во всех отношениях. (ПШП Умапати, 18 февраля 1970)
70-05 Хорошо, что Шриман Тиртхапада нанял еще и плотника для перестройки дома, в котором находится лондонский храм. Поскольку этот плотник несет служение, он постепенно придет к сознанию Кришны. Его служение — и есть его квалификация. Подобно тому, как мы поднимаем драгоценный металл, например, золото, из грязи, мы должны позволить любому карми работать для Кришны. (ПШП Ямуне, 17 мая 1970)
70-03 Что касается ответственности, то в «Бхакти-расамрита-синдху» упоминается, что преданный должен исполнять для Кришны то, что называется Кришна артхе акхила честа, то есть, ради Кришны нужно принять любую ответственность. Я иногда тоже думаю, не вернуться ли мне во Вриндаван, в мирную обстановку, и жить там, не неся никакой ответственности… И все же, будучи уже стариком, я принимаю на себя ответственность за управление нашей уже довольно большой организацией, и мне приходится отвечать на множество писем из разных центров, в которых преданные просят наставлений. Как старый человек, я бы мог уже давно отойти от дел, но ради Кришны я продолжаю прилагать усилия, порой даже ценою личных неудобств. Так давай же вместе трудиться в таком духе ради Кришны. (ПШП Упендре, 25 мая 1970)
70-06 Ты пишешь, как ты был спасен от самоубийства. Ты увидел мантру из «Ишопанишад» йе ке чатма-хано джанах. Не только ты, но почти все обусловленные души в материальном мире, практически девяносто девять процентов населения совершают самоубийство. Для благородного человека совершенно естественно попытаться остановить руку самоубийцы, если такое случается в его присутствии. Так же точно и мы, когда видим, сколько мужчин и женщин попросту совершают самоубийство, как сказано в «Ишопанишад» йе ке чатма-хано джанах, мы должны попытаться спасти их, вовлекая в Движение сознания Кришны. Я очень рад, что ты вместе Киртананандой Махараджей посещаешь колледжи. Итак, постарайся хорошо понять нашу философию и распространять ее всеми доступными средствами, чтобы, по возможности, спасти всех этих самоубийц. Невозможно остановить самоубийственную политику современного общества, но мой Гуру Махараджа обычно говорил, что если бы ему удалось спасти хотя бы одного человека, он считал бы свою миссию успешной. Подобным образом, если бы каждый из нас смог спасти хотя бы одного человека, множество самоубийц было бы спасено. Так что старайся изо всех сил, и Кришна даст тебе и необходимый разум, и необходимую помощь. Постарайся распространить это Движение как можно шире. (ПШП Ямуначарье, 17 июня 1970)
70-06 По поводу твоих соображений относительно ответственности: нет, ради Кришны мы должны пойти на любой риск. Бхактисиддханта Сарасвати Махараджа никогда не одобрял желания сидеть и повторять джапу в уединенном месте, не связываясь ни с какой ответственностью за проповедь. Один из наших духовных братьев делал так, и мой духовный учитель был не очень им доволен. (ПШП Хамсадуте, 22 июня 1970)
70-06 Мне понравился рассказ о том, на какие хитрости идет Гирираджа, чтобы подражать Богу. Опытный делец извлекает прибыль обоими способами, то есть, и когда цены растут, и когда они падают. Опытный торговец извлекает прибыль в обоих случаях — когда цены падают, он покупает, а когда поднимаются, продает. Наши люди сознания Кришны должны быть духовными дельцами, и Кришна даст разума, чтобы правильно вести себя со всеми классами людей. (ПШП Сатсварупе, 25 июня 1970)
70-06 Да, я очень рад, что организация храма в Бостоне идет хорошо и что присоединяются новые преданные — это успех проповеднической работы. Проповедь — это увеличение численности нашей семьи. (ПШП Муралидхаре, 4 июня 1970)
70-07 Итак, вам предоставлены все возможности для санкиртаны, поэтому вы должны исполнять ее от всего сердца и особенно стараться вдохновить хиппи принять Движение сознания Кришны. Это наши лучшие клиенты. Они очень остро ощущают разочарование в материальной жизни, и наша обязанность, как добрых вайшнавов, быть к ним очень сострадательными и помочь им принять сознание Кришны. Тогда их жизнь станет совершенной, а наша миссия – успешной. (ПШП Джанманджае и Тарадеви, 9 июля 1970)
70-11 Показателем способностей проповедника является наличие у него учеников. Так что твоя проповедь, похоже, развивается хорошо. Тот стандарт чистоты, который я установил для Движения сознания Кришны, даст тебе настоящую духовную силу, необходимую для проповеди. Если ты просто будешь твердо держаться своих принципов, ты завоюешь уважение целого мира, и наша проповедническая деятельность будет успешной. (ПШП Тиртхападе, 13 ноября 1970)
70-11 Ваши нововведения на санкиртане меня очень вдохновляют. Возможности расширения движения санкиртаны безграничны. Мы должны пользоваться своим разумом, чтобы наилучшим образом представить сознание Кришны разным людям в разное время в разных местах. Я всегда думал, что в Лос-Анджелесе должно быть, по меньшей мере, десять групп санкиртаны, которые выходили бы на улицы одновременно, и, как ты заметил, в таких местах, как Лонг-Бич и в других районах должны быть собственные центры сознания Кришны. (ПШП Карандхаре, 13 ноября 1970)
70-11 Новая программа проповеди на санкиртане на основе одного стиха из «Бхагавад-гиты как она есть» — это прекрасная идея. Мы должны постоянно стремиться находить такие чудесные новые способы распространения нашего Движения. Это само собой принесет радость и преданным, и непреданным. (ПШП Джагадише, 17 ноября 1970)
70-11 Не думаю, что тебе в этой жизни следует растрачивать время на изучение иностранных языков. Мы везде следуем программе, которая хорошо себя зарекомендовала и которая состоит в том, что мы находим какого-нибудь местного юношу, который хорошо знает английский язык, и обучаем его, чтобы он проповедовал не слишком образованным людям. Это лучше всего, и ты не теряй надежды, потому что очень скоро ты найдешь такого помощника. (ПШП Упендре, 21 ноября 1970)
71-01 Кажется, два отрывка из письма к Упендре от 4 января 1971 года должны быть здесь.
71-04 Пока что ходи в тюрьму и читай там лекции о сознании Кришны и ценностях жизни. Эти лекции могут представлять собой простой пересказ отдельных глав из наших книг. То же самое можно делать и в психиатрической лечебнице. Распространяй там прасад. Проповедь в этих и других крупных организациях — это солидная работа, так что постарайся наращивать такую деятельность. (ПШП Наянабхираме, 4 апреля 1971)
71-04 То, что не было вновь посвященных преданных из Японии — ничего страшного. Неважно, имеют они посвящение или нет. Если их приходит много, это успех нашей миссии. Мы не гонимся за большим числом посвященных, наша забота — чтобы как можно более широкие круги людей поняли нашу философию. Посвященные члены нужны для того, чтобы управлять храмами и для проповеднической работы, но главная наша программа состоит в том, чтобы приглашать людей на пиры, предоставлять им возможность слушать нашу философию, петь и танцевать. Это главный принцип нашей философии проповеди. (ПШП Судаме, 11 апреля 1971)
71-06 Сделай там, в Гейнсвилле, что-нибудь чудесное. Чудесное — это значит просто громко пой и раздавай прасад. Это не очень трудно. Это очень легко. Если ты просто будешь делать это с энтузиазмом и искренностью, успех обеспечен. (ПШП Биллу, 20 июня 1971)
71-07 Обычные люди нас не волнуют, потому что они все равно подумают, что мы критикуем. Так что говори в общем о нашем понимании Бога. Бога в любой религии называют великим. Величие мы определяем в шести пунктах, они перечислены во введении к книге «Кришна». Итак, ты должен представить концепцию Бога научно, и любой здравомыслящий человек это оценит. Если мы скажем: «Ваш бог такой, а наш Бог совсем другой», — это внесет сумятицу в умы. Говори просто на общие темы, рассказывай о Боге. Затем дай им почитать нашу литературу и пусть они задают вопросы. Вот так старайся развивать нашу миссионерскую деятельность. (ПШП Динеш-Чандре, 13 июля 1971)
71-07 Что касается общения с внешним миром, то вступать в такое общение мы можем. Это нормально. Но просто ради того, чтобы заработать, этого делать не надо. Общаться с ними слишком близко нехорошо. Этого надо избегать. Господь Чайтанья никогда не призывал прекратить всякие контакты с непреданными. Он и Сам проповедовал. Как может проповедник остановиться? Весь мир состоит из непреданных. (ПШП Вриндавана-Чандре, 23 июля 1971)
71-10 Перед нами стоит тяжелейшая задача. Вместе мы должны продвигать это Движение сознания Кришны, чтобы добиться революционных перемен во всем мире. Это Движение изобретено не нами, мы лишь исполняем приказ Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, мы просто несем за Ним обувь. Давай же исполнять эту обязанность тщательно, чтобы сделать свою жизнь успешной, хотя усилия наши далеко не так велики, как должны бы быть. (ПШП Джаяпатаке, 5 октября 1971)
71-10 Как отец всегда скорбит о сыне, покинувшем дом, так и Кришна отнюдь не рад, что столь много заблудших падших душ пребывают в материальном мире. Поэтому Он лично приходит, чтобы призвать их снова предаться Ему. Но обусловленная душа так глубоко погрязла в иллюзии, что заставить ее предаться Кришне чрезвычайно трудно. Поэтому если каждый из нас окажет Кришне служение, убедив другого человека предаться Ему, Он будет очень благодарен нам за это служение, и в этом наша победа. Постарайся следовать этому принципу и смело проповедуй изо всех сил, и тогда все будет хорошо. Не волнуйся. (ПШП Упендре, 9 октября 1971)
71-11 Учить испанский — дело трудное. Как ты его выучишь? Я очень хочу, чтобы наши отделения открывались повсюду, но если открытие отделения зависит от изучения испанского языка, то лучше в это не ввязываться. Мы должны служить Кришне тем, что уже имеем. Однако если тебе все же очень хочется туда поехать, и если ты думаешь, что и без знания испанского языка ты сможешь там приспособиться, тогда можешь отправляться немедленно и развивать там наше Движение. Идея в том, что найти и привлечь носителей языка, владеющих также английским, чтобы они переводили, и обучить их управлять местными делами. Ты просто все организуй и дай им наставления, и постепенно они возьмут все дела на себя. (ПШП Нанда-Кишоре, 15 ноября 1971)
71-11 Наш метод очень прост. Проповедник сам должен быть идеален, искренен, серьезен и строго следовать принципам, повторять по шестнадцать кругов в день и соблюдать правила и ограничения. (ПШП Говинда-даси, 20 ноября 1971)
71-12 Самое отрадное то, что с каждым днем ты распространяешь все больше моих книг и другой литературы. Это наилучший вид деятельности — распространять солидную информацию о Кришне. Наша проповедь прочно стоит на этих книгах. Ни одно другое движение или религия не зиждется на таком широчайшем авторитетном основании, поэтому пусть все желающие вызывают нас на диспут — все они будут побеждены этой авторитетностью. Кришна называет таких сильных проповедников Своими самыми дорогими слугами, так давай же трудиться с большим вдохновением, чтобы расправиться со всеми мошенническими философиями и утвердить истинную религию «Бхагавад-гиты как она есть». (ПШП Упендре, 8 декабря 1971)
71-12 Единственное: ты говоришь, что книги распространяются плохо. Дело в том, что нашу силу как проповедников, можно определить по тому, сколько мы продаем книг и журналов. Что тут трудного? Просто проповедуй очень искренне всем и каждому, и продолжай так проповедовать, и тогда спрос на наши книги возрастет. (ПШП Шри Галиму, 17 декабря 1971)
72-01 Меня очень вдохновляет твой энтузиазм в проповеди. Твое предложение отправиться проповедовать в Пакистан, Бангладеш, на Цейлон и в Китай мне очень нравится. Скорее оформляй свое канадское гражданство, если это даст тебе возможность проповедовать более широко. Ты санньяси, так что проповедуй, как подобает и стань паривраджакачарьей. Может быть, очень скоро я попрошу тебя и Тамалу отправиться проповедовать в Бангладеш. Им нужно проповедовать, что считать себя индусом или мусульманином — не решение проблемы. Мы хотим объединения индусов и мусульман, объединения всех религий и народов, а носителем метода, с помощью которого это можно сделать, является наше Движение сознания Кришны. Нужно проповедовать интеллигенции и руководителям Бангладеш, им нужно рассказать о деятельности нашего Общества. Киртан смягчит их сердца. Так что твое предложение проповедовать мне очень нравится. (ПШП Джаяпатаке Махарадже, 5 января 1972)