Арактерные черты индийских философских систем
Философия страны - это цвет ее культуры и цивилизации. Она возникает из идей, господствующих в данной стране, и поэтому всегда носит национальный характер. Несмотря на то, что различные школы индийской философии отличаются разнообразием взглядов, в них можно обнаружить общие черты индийской культуры. Вкратце эту общность можно назвать общностью моральных и религиозных взглядов. Чтобы понять это, следует рассмотреть главные черты различных школ и выявить общие моменты, указывающие на сходство этих школ.
Основным и наиболее замечательным моментом сходства является то, что все системы рассматривают философию как практическую необходимость и развивают ее как руководство к достижению наилучшей жизни. Цель философской мудрости не в простом удовлетворении интеллектуальной любознательности а, в достижении лучшей жизни, освещаемой дальновидностью, предвидением, глубокой проницательностью. Поэтому у индийских мыслителей стало обычаем объяснять в начале своего произведения, в какой мере оно послужит конечным целям человека. Однако наличие практических мотивов не ограничивает сферу индийской философии только этикой и теологией. По своим теоретическим основам некоторые отрасли индийской философии такие как: метафизика, теория познания и логика, не уступают ни одной из философских систем Запада. Движущей силой каждой системы (принадлежит ли она к проведийской или антиведийской философии) являются идеи, возникающие из душевной тревоги при виде того зла, которое властвует в этом мире. Философия, стремится понять источник этого зла, истинную природу Вселенной и смысл человеческой жизни, с тем, чтобы отыскать средства для полного уничтожения человеческих страданий.
Индийская философия пессимистична в том смысле, что ее произведения пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства за существующее положение вещей. Однако она не ограничивается лишь указанием на несчастья, от которых мы страдаем, она вселяет надежду на избавление от страданий. Четыре благородные (арийские) истины, составляющие сущность просветления Будды, обобщают и выражают собой те взгляды, которые в известном смысле действительно присущи каждой школе индийской философии, а именно: есть страдание, есть причина страдания, есть возможность прекращения страданий и есть путь к прекращению страданий. Пессимизм в индийских системах является только начальной, но не конечной стадией учения.
Вера в «вечный моральный порядок» господствует на протяжении всей истории индийской философии; исключением из этого являются только материалисты чарваки. В атмосфере такой веры развивались все системы индийской философии - ведийские и неведийские, теистические и атеистические. Это вера в некий порядок, т.е. в закон, который устанавливает упорядоченность и справедливость и действие которого распространяется на богов, небесные тела и все созданное. Эта идея постепенно оформляется: 1) в школе мимансы - в концепцию апурвы, т.е. закона, который гарантирует в будущем наслаждение плодами исполняемых теперь ритуалов; 2) в школе ньяя - вайшешики - в теорию адришты, т.е. невидимого начала, влияющего даже на материальные атомы и приводящего предметы и события в соответствие с моральными принципами; 3) в общую концепцию кармы, которая разделяется всеми индийскими системами.
Закон кармы – закон морального воздаяния или возмездия, в различных аспектах можно рассматривать как закон сохранения моральных ценностей, закон о достоинствах и недостатках поведения. Он означает, что проделанная работа не пропадает даром и что все происходящее с человеком суть не что иное, как результат его собственных деяний. Закон кармы признается шестью ортодоксальными школами, а также джайнистами и буддистами.
В своей простейшей форме закон кармы означает, что все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия в его жизни, если эти поступки совершаются с желанием получить от них плоды. Этот закон помогает нам объяснить различия в судьбах отдельных людей, живущих в одинаковых условиях. Нередко мы встречаем людей, родившихся и воспитывавшихся в одинаковых условиях, но достигших разного положения в жизни и получающих неодинаковое количество удовольствий. Одни люди счастливы, а другие несчастны, одни образованны, другие невежественны. Мы видим также, что некоторые добродетельные люди страдают, а многие порочные благоденствуют.
Таким образом, если признается, что некоторые хорошие или плохие поступки должны вызывать определенные, хорошие или плохие, последствия в этой жизни то, совершенно разумным, будет и утверждение, что все деяния - прошлые, настоящие и будущие - дадут надлежащие результаты в этой или другой жизни действующих индивидов. Закон кармы есть именно этот общий моральный закон, который управляет не только жизнью и судьбой всех отдельных существ, но даже порядком и устройством физического мира.
Слово «карма» означает как «сам закон», так и «силу», которая порождается действием и обладает потенцией, способностью приносить плоды. «Карма» во втором смысле классифицируется различно. Согласно одному принципу, разновидности кармы чаще всего подразделяются на те, которые: а) еще не начали приносить плоды; б) уже начали приносить плоды, как, например, тело и его свойства. Представители некоторых систем индийской философии (например, системы ньяя-вайшешики) считают, что закон кармы находится под руководством и контролируется Богом - верховным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. Таким образом, утверждается, что адришта, т.е. имеющиеся налицо достоинства и недостатки кармы отдельных душ, не может сама по себе вести к надлежащим следствиям, потому что она (адришта) является неразумным, лишенным сознания началом. Тот кто контролирует нашу адришту и распределяет все радости и печали нашей жизни в соответствии с нашей кармой - это Бог. В некоторых других системах - например, в системах джайнизма, буддизма, санкхьи и мимансы - закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам происхождение и устройство Вселенной можно объяснить с помощью закона кармы без предположения о бытии Бога. Но, следует отметить, что какой бы ни был статус закона кармы, он имеет ограниченную сферу применения в области действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и повседневных желаний. Все действия, ведущиеся ради получения некоторых выгод в настоящем или будущем, управляются этим законом. Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия, если они вообще возможны, не приводят ни к каким - хорошим или плохим - результатам в чьей-либо жизни. Таким образом, закону кармы подвержены те индивиды, которые, так или иначе, зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стремятся к выгоде в потустороннем мире. Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, но способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности, ненависти или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведут нас к освобождению.
С достижением освобождения от зависимости наше «я» выходит из подчинения закону кармы, живет и действует в атмосфере свободы. Освобожденный может действовать на благо человечества, но он не связан своей кармой, поскольку она свободна от всякой привязанности и личного интереса. К этому же относится и та вера в «вечный моральный порядок», которая вызывает у человека оптимистические взгляды и делает его господином своей судьбы. Эта вера побуждает индийского мыслителя рассматривать существующее зло как следствие его собственных поступков и надеяться на лучшее будущее, которое должно прийти в результате его самоусовершенствования в настоящем. Поэтому есть простор для свободной воли и личных усилий. Вот почему фатализм, или абсолютный детерминизм, является искажением теории кармы. Предопределение, судьба - это не что иное, как общая сила чьих-либо прошлых поступков. Она может быть преодолена усилиями настоящей жизни, если эти усилия достаточно велики, подобно тому, как сила старых привычек может быть уничтожена путем воспитания новых, противоположных, привычек.
Следующий общераспространенный взгляд, которого придерживаются все индийские мыслители, заключается в том, что незнание реальности является причиной нашей зависимости и наших страданий и что освобождение от этого состояния не может быть достигнуто без знания реальности, т.е. реальной природы мира и самого себя. Словом «зависимость» обычно обозначают процесс рождения и перерождения, а также последующие несчастья и страдания, которым подвергается индивид. Отсюда «освобождение» (мокша) означает приостановление этого процесса. Освобождение - это состояние совершенства, состояние, которое, согласно учению некоторых индийских мыслителей - джайнистов, буддистов, последователей школы санкхьи, адвайта-ведантистов - может быть достигнуто даже в этой жизни. По мнению индийских мыслителей основных философских школ, совершенство и реальное счастье могут быть уделом даже в земной жизни. Наступление мокши – высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся махатмами – Великими Душами.
Однако, несмотря на то, что незнание считалось коренной причиной человеческих горестей, а знание - чем-то существенным и необходимым, индийские мыслители никогда не думали, что одного знакомства с истиной было бы достаточно для того, чтобы сразу устранить несовершенства. Чтобы сделать понима ние реальности устойчивым, а равно и эффективным для жизни, считалось необходимым выполнить два требования: 1) сосредоточить свое внимание на изучаемых истинах; 2) контролировать себя в практической жизни. Необходимость сосредоточенности и размышления привела к развитию тщательно разработанной техники, полностью объясняемой системой йоги.
Йога представляет собой совокупность религиозно-философских дисциплин, ведущих к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали (живший ок.200 или 400 г. н.э.), систематизировавший основные методики в своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.
Несмотря на то, что позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается концепции личного божества (Ишвары). Доказательство существования Ишвары сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Так, один объект превосходит другой по размерам и, следовательно, необходим критерий (эталон) соотнесения величин. Эта посылка в свою очередь подразумевает наличие Высшего Существа, носителя всех мыслимых категорий и качеств, относительно которых осуществляется оценка всего сущего. Однако вечный, всемогущий Ишвара не считается Творцом материального мира. Эта концепция Бога существенно отличается как от западной, так и той, что предложена системой ньяя - вайшешика. Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершенствования подразумевает восемь этапов:
1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).
2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты.
3. Статические упражнения (позы - асаны).
4. Овладение гармоничным дыханием.
5. Направление сознания внутрь с целью подготовки физического тела к духовному опыту.
6. Сосредоточение внимания на объекте.
7. Созерцание объекта.
8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).
Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования постигается, как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога.
Ответ на вопрос № 2: Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов,
философия русского зарубежья.
План ответа:
1. Марксизм в Советском Союзе.
2. Русский космизм.
3. Общие черты философии XX в.
1. Марксизм в Советском Союзе
После прихода к власти большевиков и образования СССР философия основывалась на принципах, сформулированных Марксом и Энгельсом: все существующее реально, эта реальность состоит из материи-энергии, которая развивается в соответствии с всеобщими правилами и законами. В то же время постоянно ставились вопросы о развитии концепции марксизма. Начиная с 20-х гг. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.В целом, онаимела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Можно выделить три этапа развития советской философии:
I. 1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
II. 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И. В. Сталина по ряду философских вопросов;
III. 50-е - 80-е гг. - время возрождения самостоятельности советской философии. К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х - 80-х гг., можно отнести следующие:
1) проблема ценностей;
2) проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";
3) проблема гносеологии;
4) проблема сознания;
5) проблема идеальности;
6) проблема культуры;
7) проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем - "тектология"); А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).
Советские философы все более четко разделялись на две школы, получившие в СССР названия «эпистемологисты» и «онтологисты». Эпистемологистами считались те философы, которые выступали за различение философских и естественнонаучных проблем. С точки зрения эпистемологистов, настоящими предметами философии являются такие вопросы, как мышление, логика, методология и теория познания. Они считали, что философы не должны обсуждать такие вопросы, как совместимость различных теорий возникновения Вселенной с марксизмом. Полагая что, принимая те или иные позиции по таким вопросам, философ не только начинает оценивать научные теории (что, по их мнению, было делом естествоиспытателей), но и рискует нанести ущерб марксизму, связывая его с теориями, ложность которых позднее может быть доказана естествоиспытателями. Онтологисты, с другой стороны, защищали мнение о том, что диалектический материализм является «наиболее общей наукой о природе и обществе» и что поэтому диалектические законы действуют в неорганической и органической материи, изучаемой химиками, физиками и биологами. Онтологистам необходимо было найти доказательства ценности диалектического материализма в результатах исследований и в теориях естествоиспытателей. Онтологисты обычно признавали, что вопросы, изучаемые эпистемологистами, являются вполне законными для марксистских философов, но их действительный интерес лежит в диалектике природы.
Другой характерной чертой философии марксизма (которая представлена в работах советских философов, а не в работах Маркса и Энгельса) является убеждение в том, что первостепенное значение для формирования человеческого мышления имеет социальная среда, в которой формируется сам человек. Дополнением этого принципа является убеждение в том, что люди, выросшие в различных социально-культурных условиях, будут различаться не только содержанием, но и самим способом мышления. Этот принцип выведен из высказывания Маркса о том, что «бытие определяет сознание», и его значение всячески подчеркивалось советским руководством в силу его важности для целей преобразования общества. С 20-х гг. XX в. этот принцип был важным аспектом советской педагогики; именно тогда известный советский педагог А.С. Макаренко начал создавать лагеря для малолетних преступников, где, по его заявлениям, он намеревался перевоспитывать их, используя общественно полезный труд в качестве фактора, формирующего поведение. Такие выдающиеся советские психологи-марксисты, как Л. Выготский, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев, также подчеркивали значение социального окружения для формирования психики человека. Как во времена Сталина, так и после главной целью Советского государства являлось формирование «нового советского человека» путем создания такого социального окружения для советских граждан, которое поощряло бы формы поведения, считающиеся приемлемыми для «советского социалистического общества». Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья".Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П.С. Мережковский (1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: I. языческий; II. приобщения к христианству; III. полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством. « Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном без государственном объединении.
Философия Л. Шестова(1866 - 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева(1874 - 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
1) высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
2) свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
3) свобода человека подвергается угрозе извне;
4) данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека - сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
5) ключевую роль в жизни человека играет также религия;
6) Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
7) отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек - в роли его раба;
8) человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России - построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем). Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма - учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации и социальной мобильности.
Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) - страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост без духовности и неограниченное развитие науки и техники.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 - дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Он рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям. Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.
С 1917 года по 1991-й официальной идеологией в СССР был провозглашён марксизм-ленинизм. Но даже в условиях тяжёлого идеологического пресса в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет, С.Н. Булгаков, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин, К. Мамардашвили и др. Мировое значение русской философской мысли XX в. ещё подлежит изучению и исследованию.
усский космизм
В России, ставшей родиной учения о переходе биосферы в ноосферу, начиная с середины XIX а. создается «космическое» учение, широко развернувшееся в XX в. Основателями данного направления были: Н. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чижевский и др.
В.И. Вернадский (1863 - 1945) - крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
К.Э. Циолковский (1857 - 1935) - был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи он видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем - оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь - неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.
А.Л. Чижевский (1897 - 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие биосферы происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы - войны, революции. Свои идеи он старался выразить не научными понятиями, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям.
Необходимо сразу же обозначить принципиально новое качество мироотношения данного течения. Это идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует разум. Точнее будет определить это направление не столько как космическое, а как активно-эволюционное. Человек для активно-эволюционных мыслителей - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь идет об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия - одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе - с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением «болезни и смерти и достижением бессмертия». Гуманизм - одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых. Задача философии, с точки зрения космистов, связана с пониманием жизни, ее места и роли во Вселенной, которые могут быть соотнесены с современными научными выводами о живом веществе, о будущей роли человека. Идеи о живом веществе, о космичности жизни, о биосфере и переходе ее в ноосферу своими творческими корнями уходят в новую, начавшую активно создаваться с конца XIX - начала XX вв. философскую традицию осмысления явления жизни и задач человека. Сила космистов оказалась в том, что они поставили проблему эволюции ноосферы как некой новой специфической оболочки Земли, которая накладывается на биосферу, но не сливается с ней. Ноосфера как оболочка разума оказывает на биосферу все большее влияние. В ноосфере же ведущую роль играют идеальные реальности: творческие открытия, научные, художественные идеи, материально осуществляющиеся в преобразованной природе, искусственных постройках, технике и т.п.