Корецкий А.Д., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой гражданского права Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП»

Ростовский филиал

Кафедра гражданского права

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной, заочной на базе среднего профессионального

образования, заочной на базе высшего профессионального

образования форм обучения

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

Ростов-на-Дону

Автор(ы):

Корецкий А.Д., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой гражданского права Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП»

Рецензенты:

Лукьянцев А.А., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права Южного Федерального Университета.

Решетняк В.И., кандидат юридических наук, доцент, судья Ростовского областного суда.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция

Одобрен на заседании кафедры гражданского права Ростовского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Ростовский филиал, 2013.

© Корецкий А.Д., 2013 .

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..2

Объем дисциплины и виды учебной работы ………..………………………….5

Тематический план …………………………………..…………………………...6

Программа курса………………………………………………………………….9

Планы аудиторных занятий ……………………………………………………19

Методические рекомендации по изучению дисциплины

и организации самостоятельной работы студентов ……………......................60

Задания для выполнения контрольных работ .………………….….……….....64

Примеры тестовых заданий для проведения

рубежного контроля …………………………………………………………….76

Литература .……………………………………………………………………...79

Вопросы для подготовки к зачету……………………………………….……...90

Введение

Учебная дисциплина «Договорное право» входит в профессиональный цикл (вариативную часть, дисциплины по выбору студента) ООП и находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами.

Договорное право образует ядро обязательственного права, которое, в свою очередь, является подотраслью гражданского права; его нормативную базу составляет гражданское законодательство, регулирующее договорные отношения.

Целью изучения курса является подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, на высоком уровне владеющих знаниями в области правового регулирования договорных отношений РФ.

В процессе освоения учебной программы студент должен:

А) иметь представление:

- о месте и роли «Договорного права» в системе гражданского права РФ, а также о высказанных в науке обоснованиях его обособления в системе отраслей российского права;

- о правилах толкования договоров и применения обычаев к договорным правоотношениям;

- о существующих типах и видах договоров и их особенностях.

Б) знать:

- нормы Гражданского кодекса РФ и относящиеся к ним разъяснения, содержащиеся в постановлениях высших судебных инстанций;

- другие нормы и нормативные правовые акты, связанные с применением гражданского законодательства о договорах;

- цивилистическую терминологию, используемую в научных работах по теории договорного регулирования гражданско-правовых отношений.

В)уметь использовать:

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- определять тип и существенные условия договора;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.

Г)владеть:

- юридической терминологией и понятиями основных правовых институтов договорного права, что существенно расширяет кругозор юриста и закладывает базу для творческого отношения к юридическим конструкциям в практической работе;

- методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в договорной сфере;

- навыками осуществления профессиональной деятельности.

Достижение целей обучения по дисциплине предполагает:

- формирование основы знаний о системе договорного права, основных институтах, процессе их становления и эволюции;

- формирование навыков правильного использования основных юридических понятий и институтов договорного права в практической работе, а также в научной деятельности, расширение юридического кругозора и укрепление фундамента юридического мышления.

Цели освоения учебной дисциплины

1.1. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых гражданским правом:

- нормотворческая;

- правоприменительная;

- правоохранительная;

- экспертно-консультационная;

- педагогическая.

1.2. Целями освоения учебной дисциплины «Договорное право» являются:

- понимание сущности основных цивилистических конструкций;

- осмысление содержания доктринальных положений договорного права;

-приобретение навыков толкования гражданско-правовых норм и их применения к конкретным практическим ситуациям;

-ознакомление с современными теоретическими проблемами договорного права, а также проблемами правоприменения.

1.3. Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи:

- участие в нормотворческой деятельности, в ходе которой бакалавр готов участвовать в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, составляющие предмет договорного права;

- правоприменительная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов совершать действия, связанные с реализацией гражданско-правовых норм, юридически грамотно составлять правовые документы, обоснованно принимать решения в пределах должностных обязанностей;

- правоохранительная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к обеспечению законности, правопорядка; защите всех форм собственности;

- экспертно-консультационная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к осуществлению правовой экспертизы документов, а также консультированию по вопросам договорного права;

- педагогическая деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к преподаванию дисциплин гражданско-правового цикла (кроме высших учебных заведений), а также осуществлению правового воспитания обучающихся.

Место учебной дисциплины в структуре ООП

Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:

в области знаний: уяснить сущность и содержание основных цивилистических понятий и категорий договорного права, системные взаимосвязи и основные различия институтов «сделки», «договора» и «обязательства», знать характеристику отдельных видов договорных обязательств.

в области понимания: объяснить специфику оснований возникновения договорных правоотношений, разграничивать договоры и порождаемые ими обязательства,

в области умения, навыка: приобрести навыки анализа гражданско-правовых норм и правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий в сфере договорного регулирования.

Уяснение материала курса основывается на положениях и выводах дисциплин ООП, входящих в профессиональный цикл, изучение которых предшествует согласно учебному плану изучению дисциплины «Гражданское право»: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Римское право» и др. Важную роль в освоении материала курса играют также дисциплины, входящие в гуманитарный, социальный и экономический цикл, а также информационно-правовой цикл: «Философия», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Экономика», «Профессиональная этика», «Безопасность жизнедеятельности», «Информационные технологии в юридической деятельности».

Усваиваемые компетенции:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Поскольку в действующем Государственном образовательном стандарте по подготовке бакалавров существенно уменьшено количество лекционных занятий и введены ограничения на их удельный вес в общем количестве аудиторных часов на первое место выходит такая форма обучения как семинарские и практические занятия, на которых студент учится умению правильно и логически обоснованно делать выводы по обсуждаемым вопросам, публично выступать и которые должны способствовать закреплению и углублению теоретических и практических знаний студентов. Целесообразно по заданию преподавателя делать доклады по наиболее важным с научной и практической точки зрения темам. Для подготовки к вопросам соответствующего семинарского занятия студенту следует изучить нормативные акты, акты судебных органов, основную и дополнительную литературу, указанную в настоящем комплексе.

На практических занятиях основное внимание должно делаться умению разрешать практические казусы. Решение задач по темам позволит студенту применять полученные теоретические знания на практике. Для подготовки к практическому занятию студенту следует решить заданные задачи, записать в тетрадь решение с указанием соответствующих статей нормативных актов.

По специальному плану преподавателя студент обязан выполнить индивидуальную работу.

В процессе обучения в целях приведения учебного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ВПО; формирования интегральных профессиональных компетенций бакалавров; перехода от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося; формирования учебной автономности студента, его ответственности за процесс и результат обучения; обеспечения обучения в сотрудничестве, взаимодействии обучающихся друг с другом; обеспечения комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность используются следующие инновационные методы и технические средства обучения:

1. презентации с использованием программы Power Point;

2. активные методы обучения,

3. интерактивные методы обучения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения  
Заочная (1-е высшее)   Заочная (на базе высшего образования)   Заочная (на базе среднего образования)  
Зачетные единицы - общая трудоемкость 2 з.е – 72 ч.   2 з.е – 72 ч.   2 з.е – 72 ч.  
Всего аудиторных занятий из них
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС    
Форма итогового контроля зачет зачет зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной, заочной на базе среднего профессионального

образования, заочной на базе высшего профессионального

образования форм обучения

№ п/п Разделы курса Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
для заочной формы обучения для заочной на базе среднего профессионального образования для заочной на базе высшего профессионального образования  
Лекции Семи нары С/р Лекции Семинары С/р Лекции Семинары С/р
  1.   Раздел I: Основы теории договорного права Российской Федерации.                  
1.1. Понятие договорного права; объективные предпосылки его обособления.    
1.2. Понятие, структура и содержание договоров.
1.3. Теоретические и нормативные основания дифференциации институтов договора и сделки.
1.4. Элементы и признаки договора; классификация и типологизация договоров.        
1.5. Соотношение договоров и обязательств.    
2. Раздел II: Практика реализации договорного права Российской Федерации.                  
2.1. Обеспечительные договоры.            
2.2. Договоры об уступке имущественных прав и переводе долга. Договоры о передаче вещей в собственность. Договоры о передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.            
2.3. Договоры о передаче вещей во владение и пользование или только пользование .            
2.4. Договоры о выполнении работ и оказании услуг.    
2.5. Договор страхования и иные компенсационные договоры.            
2.6. Кредитно-заемные договоры.  
2.7. Координационные договоры.            
2.8. Непоименованные и смешанные договоры.            
  Итого:

Программа курса

ПЛАНЫ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Планы практических (семинарских) занятий (в том числе, в активной/интерактивной форме).

Семинарское занятие № 1

Тема: Понятие договорного права; объективные предпосылки его обособления; теоретические и нормативные основания дифференциации институтов договора и сделки; понятие, структура и содержание договоров.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа студента является необходимым этапом обучения, без которого успешное усвоение учебного материала является невозможным

Студентам следует организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы, исходя из сведений, приобретённых в ходе лекций и изучения основной литературы, в дальнейшем самостоятельно следить за публикациями по актуальным проблемам обязательственного права и договорного права, как его части, в периодических изданиях (журналы: «Гражданское право», «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Хозяйство и право», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ» и др.), монографической литературе, а также отслеживать изменения действующего законодательства в этой сфере и практики его применения судами и арбитражными судами РФ.

В целях отслеживания текущих изменений в российском законодательстве, регулирующем договорные отношения, а также изменения в судебной практике его применения, рекомендуем оформить в компании Консультант Плюс бесплатную подписку на рассылку обзоров изменений действующего законодательства РФ (http://www.consultant.ru/cabinet/), а также регулярно использовать в этих целях иные доступные Интернет-ресурсы, прежде всего: http://www.supcourt.ru/ (официальный сайт Верховного Суда РФ); http://www.arbitr.ru/ (официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ); http://www.ksrf.ru/ (официальный сайт Конституционного Суда РФ); ГАС «Правосудие»; справочно-поисковые системы: http://www.consultant.ru/, http://www.garant.ru/, http://www.kodeks.ru/, http://docs.pravo.ru/; базу судебных актов http://sudact.ru/; сайты: http://pravo.ru/.

Навыки, приобретённые в ходе самостоятельного изучения проблем договорного права, окажутся весьма ценными при подготовке и написании научных сообщений (докладов), а также в ходе научных дискуссий.

Тема: Понятие договорного права. Объективные предпосылки его обособления.

Вначале необходимо по рекомендованным в списке литературы основным и дополнительным источникам найти ответы на следующие вопросы: понятие и содержание термина «Договорное право» в научной и учебной литературе; место договорного права в правовой системе РФ; предложения по обособлению договорного права как межотраслевой учебной дисциплины; договорное право как отрасль законодательства; договорное право как предмет научных исследований; роль и значение договорного права в гражданском праве РФ, система договорного права как подотрасли обязательственного права; фактические и юридические договоры; принципы договорного регулирования, их соотношение с принципами гражданского права и общеправовыми принципами правового регулирования; источники договорного права.

Затем необходимо проанализировать различия в подходах к пониманию категории «Договорное право», выделить сильные и слабые стороны каждого подхода, сформулировать свою позицию по вопросам изучаемой темы и подготовить развернутую ее аргументацию для обсуждения на семинарском занятии или ответа на зачете.

Тема: Понятие, структура и содержание договоров.

Вначале необходимо по рекомендованным в списке литературы основным и дополнительным источникам найти ответы на следующие вопросы: значение понятия «договор» в современной научной и учебной литературе; основные дефиниции договоров в научной и учебной литературе: договор как обещание, договор как правовой акт, договор как соглашение, договор как волеизъявление, договор как юридический факт, договор как правоотношение, договор как намерение; содержание договора как правоотношения: существенные, обычные и случайные условия; проанализировать сильные и слабые стороны существующей легальной дефиниции гражданско-правового договора, позицию об отсутствии иных условий договора, кроме существенных; изучить понятие и содержание недобросовестных (явно обременительных) условий договора и их классификацию; существенные условия обеспечительных договоров; договоров о передаче вещей в собственность, договоров о передаче прав, договоров о передаче исключительных прав, договоров о передаче вещей во владение и пользование, договоров о выполнении работ, договоров об оказании услуг, кредитно-заемных договоров, договоров страхования и иных компенсационных договоров, координационных договоров; выяснить отличия основных и предварительных договоров; поименованных, непоименованных и смешанных, изучить последствия недостижения соглашения по существенным условиям договора; последствия заблуждения в существенных условиях договора; содержание договора как юридического факта; специфику договора как юридического факта.

Затем необходимо проанализировать различия в подходах к освещению данных вопросов, выделить сильные и слабые стороны каждого подхода, сформулировать свою позицию по вопросам изучаемой темы и подготовить развернутую ее аргументацию для обсуждения на семинарском занятии или ответа на зачете.

Тема: Смешанные договоры.

Вначале необходимо по рекомендованным в списке литературы основным и дополнительным источникам найти ответы на следующие вопросы: понятие смешанных договоров, их отличия от поименованных договоров; дискуссия о природе договора о долевом участии в строительстве жилья, договора о реализации туристского продукта; договора о распределении между арендаторами расходов на содержание всего здания, пределы свободы усмотрения сторон при конструировании смешанных договоров, правила составления смешанных договоров.

Затем необходимо по размещенным в сети Интернет и Справочно-правовым системам Гарант, или Консультант Плюс подобрать судебные акты (отдельно – судов общей юрисдикции и арбитражных судов), иллюстрирующие типичные проблемы, связанные с заключением, исполнением и расторжением смешанных договоров, а также проблемы их типизации, выбора подлежащих применению норм права и их судебного толкования.

В завершение необходимо проанализировать указанные проблемы, сформулировать свою позицию по вопросам их преодоления и в целом по изучаемой теме и подготовить развернутую ее аргументацию для обсуждения на семинарском занятии или ответа на зачете.

Примерная тематика рефератов

1. Понятие и содержание термина «Договорное право».Место договорного права в системе гражданского права РФ.

2. Принцип добросовестности в гражданском праве (последняя судебная практика по защите от злоупотребления правом, признание сделок недействительными как следствие злоупотребления правом и др.). - Разграничение императивных и диспозитивных норм (пределы императивности норм гражданского права, возможность согласования сторонами условий, нарушающих императивные нормы и другие вопросы).

3. Принцип свободы договора и его пределы. Смешанные и непоименованные договоры (отличия теории и практики). Целесообразность заключения нестандартных договоров.

4. Действие договора во времени (придание условиям договора обратной силы, действие условий договора в случае его расторжения и др.).

5. Методы толкование договора (буквальное толкование и подразумеваемая воля сторон, интерпретация опечаток и др.)

6. Проблемные вопросы общей теории сделок (квалификация в качестве сделок исполнения договора, признания долга и других юридических фактов и др.).

7. Условные сделки как эффективный механизм оформления договорных отношений (порядок фиксации отлагательного или отменительного условия, возможность фиксации в договоре условий, зависящих исключительно или частично от воли одной из сторон договора, возможность заключения частично условных сделок, допустимость односторонних условных сделок, допустимость оферты или акцепта под условием и др.).

8. Анализ существующих дефиниций договора. Сущностные дефиниции договоров. Понятие об элементах и признаках договора. Предмет и объект договора. Основание (сausa), мотив и цель договора.

9.Общие различия институтов договора и сделки. Различия между сделкой и договором по основанию (сausa), целям и мотивам. Теории толкования договора.

10. Дихотомическая классификация договоров. Необходимость уточнения общепризнанной классификации сделок в связи с их отграничением от договоров. Классификация договоров по направленности составляющего их основного обязательства. Понятие о роде, типе, подтипе, виде и подвиде договоров.

11. Публичный договор (квалификация договоров в качестве публичных, преддоговорные споры, возможность утверждения судом условий, отличных от применяемых в отношении других потребителей, сочетание гражданско-правовых и антимонопольных средств защиты и др.).

12. Договор присоединения и неравенство переговорных возможностей (оспаривание несправедливых условий заключенного договора, возможность контроля справедливости условий присоединяющимися коммерческими организациями, возможность применения антимонопольных форм контроля справедливости навязываемых договорных условий и др.).

13.Предварительный договор (специфика оформления и порождаемых правоотношений, последствия уклонения от заключения основного договора, принуждение к заключению и признание договора заключенным и др.).

14. Способы заключения договоров. Практические рекомендации по оформлению договоров. Анализ типичных ошибок, допускаемых при оформлении договоров. Актуальные проблемы оформления реквизитов договора (оформление преамбулы, проблемы датировки контракта, банковские реквизиты, печать и др.).

15. Практические вопросы подписания договора (использование факсимиле, механизмы первичной проверки подлинности подписи, анализ случаев подделки и возможных злоупотреблений, подпись главного бухгалтера на договорах и др.).

16. Технологические аспекты противодействия мошенническим действиям недобросовестных контрагентов и защита договора от фальсификации (необходимые оговорки, особенности размещения текста договора, парафирование, сшивание и др.).

17. Существенные условия договора. Методика определения существенных условий: анализ последней судебной практики. Последствия несогласования сторонами существенных условий.

18. Способы прекращения договорных отношений. Расторжение договора при существенном изменении обстоятельств (возможность квалификации финансового кризиса или иных резких изменений макроэкономической и курсовой конъюнктуры как основания для применения ст.451 ГК, процедура расторжения, распределение убытков анализ судебной практики и др.).

19. Иные основания расторжения договора (односторонний отказ от договора в силу ст.717, 782, 977 ГК, расторжение договора по соглашению сторон и др.).

20. Актуальные вопросы заключения, исполнения и расторжения договора поставки (проблемы оформления, существенные и иные условия, последствия нарушения и др.)

21. Актуальные вопросы заключения, исполнения и расторжения договора купли-продажи недвижимости (государственная регистрация, порядок оплаты, возможность возврата прав на недвижимость при неоплате и др.)

22. Актуальные вопросы заключения и исполнения договора энергоснабжения (специфика процесса заключения договор, существенные условия, последствия нарушения, возможность приостановления подачи энергии при наличии непогашенных долгов и др.).

23.Актуальные вопросы заключения и исполнения договора купли-продажи бездокументарных ценных бумаг (процедура осуществления отчуждения, фиксация перехода прав на ценные бумаги в реестре, последствия неоформления передаточного распоряжения и др.).

24. Актуальные вопросы заключения, исполнения и расторжения договора аренды недвижимости (государственная регистрация, право следования, субаренда, последствия нарушения договора, процедура расторжения договора, возможность установления права на односторонний отказ и др.). Анализ последней судебной практики.

25.Специфика заключения, исполнения и расторжения договора строительного подряда (соотношение с договором на долевое участие в строительстве, правовые вопросы фиксации цены и составления сметной документации, односторонний акт приемки работ, правовой статус объекта строительства и незавершенного строительства и др.). Анализ судебной практики.

26. Актуальные проблемные вопросы заключения, исполнения и расторжения договора возмездного оказания услуг (существенные условия, отграничение услуг и работ, возможность обусловливания платежа достижением определенного результата, специфика приемки услуг, допустимость "гонорара успеха", односторонний отказ от договора и др.)

27. Актуальные вопросы заключения, исполнения и расторжения посреднических договоров (разграничение договоров поручения, комиссии и агентского договора, права и обязанности сторон, последствия нарушения договора и др.)

28.Актуальные вопросы заключения, исполнения и расторжения договоров займа и кредита (реальный характер займа и возможность обхода императивной реальности модели договора займа, предварительный договор займа, бессрочный займа, начисление процентов по займу, право на досрочное истребование суммы займа, пределы взыскания процентов при досрочном истребовании займа, специфика заключения и исполнения договора кредита и др.). Анализ судебной практики.

29. Актуальные вопросы заключения, исполнения и расторжения лицензионных соглашений (оформление, виды лицензионного договора, сублицензионный договор, принудительная лицензия, защита прав сторон в случае нарушения лицензионного договора и др.).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1.

(для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на ноль и четную цифру).

1. Напишите рефератпо теме: «Особенности порядка заключения и содержания договоров для государственных (муниципальных) нужд.

2. Решите следующие задачи.

Задача 1.

Николаев договорился с Крыловым о покупке телевизора. Николаев передал Крылову аванс и заявил, что на следующий день сам приедет за телевизором. Однако в течение недели Николаев так и не приехал за телевизором. Крылов позвонил Николаеву и предложил, чтобы телевизор Николаеву доставил знакомый Крылова Романов, которому Николаев и передаст оставшуюся часть покупной цены. Николаев согласился.

Во время перевозки телевизора автомобиль Романова попал в дорожно-транспортное происшествие, и телевизор оказался разбитым. Узнав об этом, Николаев потребовал возращения аванса, но Крылов ответил отказом, заявив, что, как было установлено, авария произошла по вине Романова , и Николаев сам дал согласие на такую перевозку. Кроме того, Крылов потребовал от Николаева полной оплаты покупной цены, предложив Николаеву взыскивать с Романова ущерб за гибель своего телевизора.

Кто прав в этом споре ?

Изменилось бы решение, если бы ни Крылов, а Николаев с согласия Крылова прислал за телевизором своего знакомого и телевизор был бы уничтожен при подобных обстоятельствах?

Задача 2.

Козлов отправил багаж, объявив его ценность. При получении прибывшего на станцию назначения багажа было установлено, что вместо отправленных Козловым вещей в упаковке отказались никому не нужные предметы. Это обстоятельство было удостоверено коммерческим актом, составленным на станции назначения. Козлов предъявил иск к железной дороге о взыскании фактической стоимости утраченного багажа, предоставив товарный чек, согласно которому действительная стоимость утраченных вещей ровно в два раза превышала указанную козловым ценность багажа.

В каком размере железная дорога отвечает за утрату груза и багажа ? Изменится ли решение, если багаж сдан Козловым без объявления ценности ? к какой дороге ( отправления или назначения) предъявляется требование о возмещении стоимости утраченного груза и багажа ?

(При решении задача используйте также Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также «Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111).

Составьте договор.

Ваш сосед попросил одолжить ему сроком на один месяц денежную сумму в размере 50000 рублей. В обеспечение возврата займа предложил отдать в залог карманные золотые часы.

Составьте договор займа с условием о залоге золотых часов, предусмотрев в нем условия, облегчающие обращение на них взыскания в случае неисполнения обязательства по возврату долга.

Имеет ли значение для возможности передачи в залог часов их возможная принадлежность к категории «культурных ценностей»?

Аргументируйте свой ответ ссылками на нормы материального права и судебную практику их применения.

Вариант 2.

(для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на нечетную цифру).

1. Напишите реферат по теме: «Категория causa в Римском частном и современном гражданском праве России».

Наши рекомендации