Общечеловеческие ценности и высшие качества характера человека

«Вот единственный правильный способ учения: чтение, обдумывание и применение в жизни. Учение – это работа. Размышление о смысле прочитанного и о способах соединения знаний с жизнью – это поклонение. Постижение на опыте ценности и смысла знания – это мудрость»

Сатья Саи Баба

абхайя-бесстрашие

абхьяса –постоянная практика и дисциплина

адхьяяна – дисциплина

анапекша – действия, лишенные желания, бескорыстные деяния

анасакти –бесстрастность, хладнокровие; безразличие (от осознания Единства)

анйонйатха –чувство родства всех людей

ануракти – великая притягательность преданного Богу

арадхана –поклонение Божественному

арпана –предание себя Богу

артхи –стремление к цели

Атма-ананда –духовное блаженство

атмаарпана –самоотдача души Богу

атмаван –обладатель Атмической силы

атманиведанам –полное предание себя Господу

атма-ниграхам –самоконтроль

атмарпитама –предание себя Богу

атма-трупти – самоудовлетворённость

брахмачарья– чистота, целомудрие, воздержание

бхавьям – священное, святое; святость

бхадрам –твердость и полнота веры, радости, счастья

бхукти– сила насыщения именем Бога

бхутадайя – доброта ко всему живому

вайрагья – непривязанность ко временным, мирским вещам

вандана –благоговейное отношение к природе и всему живому

вивека – различение, благоразумие, проницательность; способность к различению Истинного от неистинного

видья викирна – наделенный всеми добродетелями, – одно из 16 качеств преданного, бхакта

винайя, виная – «воспитание, поведение»; смирение, скромность, деликатность и дисциплина

виная висрантха – движимость гуманностью

виракти –непривязанность, отрешенность, исчезновение желаний

висваса –смотри вишваса

вихитха - свобода от привязанности к органам чувств

вишваса, висваса –вера. «Бога называют Хираньягарбха. Хиранья означает золото. Только поместив это «золото» в свое сердце, можно овладеть драгоценностями Сатьи, Дхармы, Шанти и Премы. Приняв Бога, сердце будет излучать только Божественные чувства. Когда в сосуд с множеством отверстий наливают сладкий сироп, то из дыр будет сочиться не что иное, как этот сироп. Подобно этому, если вы наполните свое сердце Божественностью, все ваши действия станут Божественными. Однако человеку не хватает веры в Божественность. У него есть шваса, дыхание, но нет вишвасы, веры. Подобная жизнь бессмысленна» Сатья Саи Баба

даанасахитха - тот, кто ведет себя праведно, – одно из 16 качеств преданного, бхакта

даасьям –служение людям как служение Господу; служение верного слуги своему Господину, хозяину

даасья, дасья-служение; отношение к Богу как преданного слуги

дайала –сострадание несчастным

дайва-притхи – благоговейная любовь к Богу

дайватва –ощущение Божественности во всем

дайя, дая – сострадание ко всем живым существам

дакша –непоколебимая решимость выполнять священную задачу, твердость и сила духа

дама– самообладание, самоконтроль; обуздание органов чувств, ищущих наслаждений в объектах восприятия

дана –милосердие, благотворительность

данам –щедрость

дасья, даасья –служение

джива каруньям – сострадание к живым существам

дхайрья –отвага; мужество

дхармавратха –единство мыслей, слов и поступков

дхарма-ништха –соблюдение строгой нравственности

дхарма-ракшана –сохранение дхармы

дхайрья –смелость

дэвайювам –сосредоточение ума на Боге, – равнозначно прушни (чистоте ума), – состояние человека, когда его единственная цель – Бог

икча –страстное желание единения с Богом (которое должно сопровождать преданного на пути единения с Богом – йога)

калмаша рахита - поддержание незапятнанности репутации, – одно из 16 качеств преданного, бхакта

кармапала-тьяга, карма пхала тьяга –непривязанность к плодам своих действий; принесение в жертву Богу плодов действий

кармаси каусалам – сознательность при отработке кармы, – выполнение действий с учетом Вселенского закона воздаяний; непривязанность к плодам труда

картавья –исполнение долга и обязательств; долженствование

картавьям –то, что должно быть сделано; дело, поручение, задача; одна из разновидностей долга – чувство долга, обязанность

каруна –сострадание, милосердие к обездоленным

крантха – украшенный чертами характера, похвальными с общечеловеческой точки зрения, – одно из 16 качеств преданного, бхакта

лаванья –красота характера

маитри, майтри – отождествление себя с другими, умение принять успехи, радости и печали других людей как свои собственные; добрый нрав; дружба и общение со смиренными и добрыми людьми, любовь к имени и форме Бога, – одна из главных добродетелей человека

мангалам – Божественность, Доброта

манушья –самообладание; человек, который является господином своего ума, или Манаса

мауна – молчание (в том числе молчание ума)

мита – умеренность (например, в пище, разговоре)

мита ахара, митха ахара –умеренность в еде

мохакшайя – избавление от заблуждений, иллюзий

мудита, Мудитха – радость, которую человек чувствует, когда встречает людей милосердных, тех, кто служит другим и помогает несчастным

нивритти лакшанас –внутренние свойства, исходящие из чистого сердца, такие как доброта, симпатия, сострадание, правдивость и терпение

ниграхам –контроль ума

нирмала- чистота

нирмала Хридья –чистота сердца

нисчала бхава –стойкость ума

нити, нитхи – нравственность; моральные нормы, предписанные в соответствии с джатхи, рождением

нитьявадан –постоянное бдение; постоянная бдительность

нитьянуштана –неукоснительноеисполнениеритуалов и обетов, предписанных для ежедневного исполнения

нишкама карма –действие, свободное от желаний результата; самоотверженная бескорыстная деятельность

нишкама сева –бескорыстное служение людям как проявлению Единого Бога

нишкамья –«без желаний»; самоотверженность

нияма – самоконтроль; установление, твердое правило, обет; дисциплина, самообуздание, аскетизм, чистота, удовлетворенность, не причинение вреда живым существам, изучение Вед, преданность Богу

ньяйя –справедливость

павитрам –чистота

пада-асактха - полный желания служить Господу, - одно из качеств преданного, бхакта

падасвантха–полностью предавший себя Богу, или, по крайней мере, молящийся в момент произнесения каждого слова о том, чтобы в нем росло каждое из 16 достоинств – качеств характера преданного Богу, которые позволят ему приблизиться к цели Богореализации

папабхитхи – страх перед сотворением греха; самый главный грех – видение множественности в Едином

Параматма-бхава – проявление Божественных чувств

парипурна вишвасам – полная вера

парокша– восприятие скрытого – высшего знания, которое не признает множественности, очищает ум и расширяет видение сердца

паропакара –служение, оказываемое другим; добрые дела без ожидания благодарности

поурушам –героизм, предприимчивость

пратьяхара – отстраненность, самоотвлечение; практика отстранения (отвлечения, отключения) чувств от объектов внешнего мира; отношение к ощущаемым образам как к Богу, отрешение от плодов действий

Према –Святая Божественная Любовь, Любовь без ограничений и условий; Любовь ко всему сущему

Премадришти –видение Божественной Любви во всем

прийям – глубокая цель и причина для существования: устремление к Тому, что драгоценно и приносит Радость

прушни – чистота, ясность, незамутненность восприятия Божественности; внутренняя чистота

пунья – заслуга; добро, добродетель, достоинство, этика; добродетельные поступки; жизнь, проведенная в близости к Богу

пурна, пурнам – полный, осуществленный, совершенный; Всегда удовлетворенный, обладающий Единой полнотой – одно из 16 качеств преданного, бхакта

пурната - полнота

пурнатва – духовное богатство

Рамараджья –«Царство Рамы»,–стремление кгосподству нравственности, правды и добродетели,– тому, что приносит высшую радость и счастье

Рамахридайя –сердце, наполненное Рамой

ракти – очарование истинно преданного Богу

ратха –«радующийся, счастливый, приверженный», «Божественная колесница»

рита – поведение, основанное на единстве мысли, слова и дела

Рудрам – Бесстрашие

рутха – побуждение или чувство, зарождающееся в сердце

садгуна –добродетель; способность управлять собой, своими качествами, – одно из 16 качеств преданного, бхакта

садолочана – способность дать хороший совет

сакхья,сакья – дружелюбие, дружба, товарищество

сама– «равный, равно распределенный»; беспристрастное отношение; безмолвие разума и покорение страстей, чувств, эмоций, желаний

самадхана –постоянная сосредоточенность разума на Божественном

самана авастхалу –состояние истинной дружбы (маитри), когдакаждый может почувствовать страдание другого как свое собственное

саманья дхарма –кодекс поведения, общий для всех лиц, принадлежащих к определенной социальной группе

саматва –принцип равного отношения ко всем

самскрити –трансформация, преобразование, утончение; культура

самьяма –воздержание, контроль чувств

санкрутхи –состояние сознания, в котором слух воспринимает совершенную мелодию, заключенную в имени Бога

санпушти-удовлетворение

сантрупти – всегда и при любых обстоятельствах быть довольным, удовлетворенным

сарваарамба-паритьяги –тот, кто готов расстаться со всеми своими накоплениями и собственностью, включая богатство, знание и власть ради самореализации

сарва-прани-хитрата –забота о всеобщем благополучии

сарвасаманабхава –состояние, чувство родства со всеми существами

сарва-хинса-винирмукта –воздержание от любого насилия

сарупьям –тот, кто стремится стать таким, как Господь, – один из 9 видов Богопочитания

сатсангам – связь с Истиной–Богом, с духовными людьми

саттва – «благость», уравновешенность, спокойствие, чистота мыслей и чувств, возвышенность, ясность, свет, доброта, мир и гармония

сат-чинтана – священные мысли, – добродетельное качество

сатьяврата –верность Истине

сахана –терпение

сваантха - вооруженность всеми добродетелями, – одно из 16 качеств преданного, бхакта

сватантрам –свобода, – действие согласно велениям Духа

свеччха –добрая воля; свободная воля, собственное пожелание (своего высшего "Я")

севакатва –служение

снеха – дружелюбие, приветливость

соукхья –уравновешенность

стхитапраджня –неизменность и в радости, и в горе

танмайятвам –отождествление с Божеством

титикша –выносливость, терпение, уравновешенность при любых обстоятельствах. Стойкость к превратностям жизни, умение без малейших неудобств переносить такие крайности, как жара и холод, радость и печаль, похвала и оскорбление, потери и обретения, и прочие пары противоположностей

трикарана шуддхи – триединая чистота тела, речи и сердца

трупти –удовлетворенность

тхапоюкта - готовность терпеливо сносить страдания, – одно из шестнадцати качеств преданного, бхакта

тьяга –отрешенность, отречение от внешнего, материального мира через жертвенность; внутренняя свобода от желаний и привязанностей

удасина –неподверженность внешнему влиянию

удасинах – тот, кто невозмутимо, что бы ни случилось, исполняет свой долг

упарати – отказ от желаний, внутреннее спокойствие

упекша –невовлеченность, пренебрежение, безразличие; когда человек непредвзято относится к злым людям, когда он не любит их и не ненавидит, – одна из главных добродетелей человека которое следует развивать в себе (наряду с маитри, мудита и каруна)

утсаха –настойчивость, стремление

утсахам –решительность

шама – смирение; мир, Божественный покой. Пятый по счету «цветок святости»: милосердие, (снисходительность), воздержание, благожелательность (любовь к другим), терпение, смирение, преданность, медитация и правдивость

шанта – безмятежность

шантам –Мир, Божественный Покой

шанти – внутренний мир; внутренний покой; умиротворенность; невозмутимость, спокойствие

шаранагати – самоотдача, полная отдача; отказ от эго; жизнь в полном согласии с волей Бога

шауча, шучи - чистота

шивам – Благость; Благотворность; Добро

шраддха – вера; непоколебимая вера; подлинная вера, убежденность и служение Божественному

шраддху – настойчивость, убежденность

шрейя – духовность

шрейяс – преодоление чувственных желаний и достижение духовного блаженства, описываемого как Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство)

шучих –чистота внешняя и внутренняя

экаграта, экагратха – однонаправленность внимания, ума

экатва –Единство

экатвам – видение Единства

экатма бхава– духовное единство; чувство единства в духе; умение распознавать Божественное во всех созданиях

эка читта –невозмутимость ума; невозмутимый

юкти –знание того, как любить всех, остроумие

яма, йама – управление; «узда»; определение меры и контроля, нравственные установления; самоограничение, обуздание (чувств), Божество смерти

ясомахитха – милосердие, – одно из 16 качеств преданного, бхакта

ЛИТЕРАТУРА

1 /СаиТ1/ – Сатья Саи говорит. Том 1. Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы. (1956 – 1960 гг.)Перевод: Иванов Л. Санкт-Петербург, Издательство ООО «Береста», 1998.

2 /СаиТ7/ – Сатья Саи говорит. Т.VII. Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы. (1968 – 1972 гг.) Перевод: А. Язев. М.: Амрита-Русь, 2005. – 512 с.

3 /СаиТ11/ – Сатья Саи говорит. Т.ХI. Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы. (1971 – 1972 гг.) Перевод: А. Язев. М.: Амрита-Русь, 2005. – 512 с.

4 /СаиТ12/ – Сатья Саи говорит. Т. XII. Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы. (1973 – 1974 гг.)Перевод: Кирпичниковой О.В. – М.: Амрита-Русь, 2005. 352 с.

5 /СаиТ25/ – Сатья Саи говорит. Том XXV. Беседы Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы. (1992 г.). Перевод: О. Шкавров. Санкт-Петербург, Издательство «Аюрведа - пресс», 2000. – 364 с.

6/СаиТ26/ – Сатья Саи говорит. Том XXVI. Беседы Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы. (1993 г.)Перевод С. Шкавров, О. Кирпичникова. Санкт-Петербург, Издательство «СаиВеда», 2000. – 392 с.

7 /СаиТ28/ – Сатья Саи говорит. Том XXVIII. Беседы Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы. (1995 г.)Перевод: Кирпичниковой О.В., Санкт-Петербург, Издательство «Аюрведа - пресс», 2000. – 380 с.

8 /СаиТ33/ – Сатья Саи говорит. Том XXXIII. Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в течение 2000 года. Перевод: Э. Зацепиной. – М.: Амрита-Русь, 2007. –320 с.

9 /БхагаватаВах/ – Бхагавата вахини. Повествование о славе Господней. Шри Сатья Саи Баба. Перевод: Сергачева Р. – М.: Амрита-Русь, 2004. – 304 с.

10 /ВидьяВах/ –Видья вахини. Поток просветляющего духовного знания. Шри Сатья Саи Баба. Перевод: В. Вернигора. – СПб.: «СаиВеда», 2001. – 92 с.

11 /ДхВах/ –Дхарма вахини. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Перевод: Бадаев и др. Москва, Издательство Мозаика-Синтез, 1997. – 126 с.

12 /Летн.л-72/ –Летние ливни в Бриндаване 1972. Курс лекций по индийской культуре и духовности. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Перевод: Кирпичниковой О.В., Санкт-Петербург, Изд. ИЧП «Лакшми», 1997. – 288 с.

13 /Летн.л-74/ – Летние ливни в Бриндаване 1974. Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности. Перевод: Федоровой В. Санкт-Петербург, Издательство «СаиВеда», 2001. – 366 с.

14 /Летние л.78/ – Летние ливни в Бриндаване 1978. Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности. Перевод: Бросалиной Е.К. М.: «Амрита-Русь», 2003. – 272 с.

15 /Летн.л-90/ – Летние ливни в Бриндаване 1990. Курс лекций по индийской культуре и духовности. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Перевод: Гуськовой Н. М.: Амрита-Русь, 2004. – 240 с.

16 /Летн.л-'93/ – Летние ливни в Бриндаване 1993. Курс лекций по индийской культуре и духовности. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Перевод: Кирпичниковой О.В., Санкт-Петербург, Изд. «Лакшми», 1998. – 188 с.

17 /Летн.розы-76/ – Летние розы на голубых горах ,76. Лекции Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, проведенные в течение Летнего Курса для студентов университета в Оотакамунде. Индийская культура и духовность. Перевод: Кирпичниковой О.В., Санкт-Петербург, Издательство «СаиВеда», 2000. – 240 с.

18 /Лила Кайвалья вах/ – Лила Кайвалья вахини. Космическая игра Бога. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Перевод: Кирпичниковой О.В., М.: Амрита-Русь, 2005. – 64 с.

19 /ПрашантиВах/ – Прашанти вахини. Поток Высшего мира. Према вахини. Поток Святой любви. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Ред. О. Кирпичникова. Издательство М. «Амрита-Русь», 2004. – 192 с.

20 /ПрашнВах/ – Прашнотхара вахини. Поток вопросов и ответов. Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой. Санкт-Петербург, Общество Ведической культуры, 1993. – 55 с.

21 /ПремаВах/ – Према вахини. Поток святой любви. Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой. Изд. Санкт-Петербург, Общество Ведической культуры, 1993. – 72 с.

22 /Рамакатхарасавахини/ – Рамакатха Расавахини. Сказание о Господе Раме (Поток Священной Благодати) рассказано Шри Сатья Саи Бабой.Англ, перевод: Н. Кастури; перевод с англ.: Кирпичниковой О.В. Санкт-Петербург, Центр Сатья Саи Бабы, ВО «Наука», 1997. – 511 с.

23 /СаиГита/ – Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в наш век. Речи Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы на тему Бхагавад Гиты. Изд.2-е, Санкт-Петербург, Издательство «СаиВеда», 2000. – 356 с.

24 /СандНивар/ – Сандеха ниварини. (Разрешенные сомнения). Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Изд. Санкт-Петербург, Общество Ведической культуры, 1993. – 80 с.

25 /СутраВах/ – /Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Сутра вахини. Аналитические афоризмы о высшей реальности. Пер. с англ. В.Вернигоры. СПб.: СаиВеда. – 1999. 27 с. ISBN -5-93346-005-2

26 /Хислоп/ – Хислоп Дж. С. Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой. Перевод Загорулько Б.А., Самсонова Н.Н. Санкт-Петербург, Издательство Общества ведической культуры, 1994. – 224 с.

27 /Хислоп-доп/ – Хислоп Дж. С. Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой. Перевод и редакция Загорулько Б.А., Самсоновой Н.Н. Издание второе, исправленное и дополненное. Москва, Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 288 с.

28 /Аватар/ – Аватар Сатья Саи Баба и Его последователи. А. Язев. Санкт-Петербург, ООО «Издательский дом», 2002. – 264 с.

29 /Бого-чел./ – Богочеловек Сатья Саи Баба и Вечное Учение. А. Язев. Санкт-Петербург, Издательство «Саи Веда», 2001. – 230 с.

30 /Богочеловек/ – Богочеловек. Встреча с Аватаром. Иоахим Густавссон.Перевод с немецкого А.П. Язев. 2004. – 404 с.

31 /Вдохновл.медицина/ – Вдохновленная медицина. Влияние Сатьи Саи Бабы на медицинскую практику.Составлено и опубликовано Джуди Варнер. Перевод: О. Кирпичникова, Л. Алексина. Санкт-Петербург, Издательство «Саи-Веда», 2002. – 346 с.

32 /ЗолотРевСаи/ – Золотая революция Саи. Саи Сушан, В. Витал Бабу. Перевод: О. Кирпичниковой. Санкт-Петербург, Издательство «Саи Веда», 1999. – 194 с.

33/П.Мейсон-Р.Ленг/ – Сатья Саи Баба – воплощение любви. Пегги Мейсон, Рон Ленг. Редакторы С.П. Левина, О.В. Кирпичникова, Издательство «Амрита-Русь», 2003. – 352 с.

34 /Намасте/ – Намасте. Выдержки из Божественных посланий Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы. Составитель Нина О’Коннел, 21 с.

35 /О Ведах и Веданте/ – Шри Сатья Саи Баба о Ведах и Веданте. Перевод и редакция А.П. Язев, составление Е.Е Жуковская. Новосибирск. Издательство «Веди», 2006. – 62с.

36/Сатьопанишад1/ – Сатьопанишад: в 2 книгах. Автор-составитель Анил Кумар Камараджу, перевод с англ. Г. Борисов, О. Кирпичникова – М.: Амрита-Русь, 2004. Кн.1. – 224 с.

37 /Сатьям-Шивам-Сундарам/ – Кастури Н. Сатьям-Шивам-Сундарам. Истина-Добро-Красота. История жизни Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в четырех томах. Т. 1. Санкт-Петербург, Издательство «Аюрведа-пресс», 2001.

Наши рекомендации