От структурализма к философии постмодернизма.
Само понятие «постмодерн» содержит в себе широкий спектр деятельности людей в культуре, искусстве, политике, морали. Слово постмодерн означает то, что следует за периодом модерна, где модерн понимается как совокупность идей, характерных для Нового времени. Философия постмодернизма предлагает свое теоретическое обоснование новых процессов и явлений в культуре, опирающихся не на научные парадигмы, а на литературоведческую деятельность. В целом постмодернизм берет свое начало от структурализма, выступая, изначально, его критикой. Для структурализма, объектом исследования является культура – как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама и т.п.). Основа структурного метода – выявление структуры, как относительно устойчивой совокупности отношений. Например, элементом общества выступает не человек (как в атомизме), а его отношения в структуре общества. В этом случае, человек понимается как некая точка, на которой концентрируется совокупность отношений с различными людьми в социальной системе. В центр внимания структуралистов ставится язык, как социальная знаковая система. Либо изучается сам язык, либо, параллельно ему, структуры, так называемые «вторичные знаковые системы» (выражение Ю.М.Лотмана), т.е. определенная смысловая нагруженность знака (слова в языке, обычаи в культуре и т.п.). С позиции структурализма, смысл любого знака зависит не от человека и не от предметов внешнего мира, а от связи этого знака с другими знаками. Например, в культуре они анализируются в системе бинарных оппозиций: жизнь – смерть, война – мир и т.п. Представителями структурализма являются К.Леви-Строс, Ж.Лакан, Р.Барт и др. Так, Клод Леви-Строс рассматривает в качестве вторичных знаковых систем отношения первобытного родства, для Жака Лакана это бессознательное, для Ролана Барта – явления культуры.
Идеи структурализма получили свое развитие в постмодернизме. Представители: М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, и др. Следует сказать, что творчество этих философов весьма богато и разнообразно. Здесь лишь затрагиваются основные философские позиции.
Важнейшим понятием Мишеля Фуко (1926-1984) становится «дискурс». Дискурс представляет собой, в одном случае, набор условий, правил, предписаний и запретов, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, в другом случае – правила принимающие игровой характер, не имеющие жестких ограничений. Все, что человек узнает, выработано в дискурсах. Иногда дискурсы могут пересекаться и входить в конфликт. Любой научный дискурс основан на стремлении к знанию, состоящему из набора инструментов для поиска истины. В этом случае дискурс подгоняет реальность под свои представления, укладывая их в жесткие рамки. Следовательно, дискурс является насилием, формой контроля над сознанием и поведением человека, а это есть проявление власти над ним. Поэтому знание – есть проявление власти, а не истины. Эта власть безлична, она разлита в системе используемого языка и текстов науки.
Жак Деррида (1930-2004) особенностью европейской культуры считает логоцентризм – признание разума и логики в определении истины и общего характера Бытия. Новая граматология, предлагаемая философом, основанная на критике и деконструкции, позволит пересмотреть старые позиции понимания знака, слова и письменности. Деконструкция предполагает снятие жестких рамок и установок, которые сформировались в результате традиционного и догматического мышления в языковой системе. Если традиционный текст основан на строгой интерпретации метафизической стабильности, то новый текст открывает сферу бесконечных переносов, перетолкований, переосмыслений и интерпретаций значений, тем самым, меняя конфигурацию текстуальных взаимоотношений. Подобная знаковая игра предваряет человеческую жизнь и действительность, делает ее созидательной.
Основная позиция Жана Бодрийара (1929-2007) – теория симулякров. Симулякром он называет «образ, копирующий то, чего никогда не существовало». По мнению философа, знаково-символическая система создает особую сферу человеческой жизни. В современности слова отсылают нас к другим словам, а те в свою очередь к другим словам и понятиям, не имеющим под собой конкретного предмета. Современная западная культура, паразитированная вторичными смысловыми образами, отрывает человека от подлинной реальности, создавая гиперреальность. В этом искусственном мире мода становится прекрасней, чем сама красота, терроризм больше, чем насилие, политика сексуальна, бизнес – это спорт, экономика превращается в политику. Сфера симуляции проявляется в технической оснащенности общества, также в бесконечной репродукции образа, текста, звука, видео, утрачивая уникальность мира. Этот мир перестает быть самим собой, а это есть катастрофа, ведущая к смерти реального мира.
Жиль Делез (1925-1995), рассматривая процесс понимания смыслов понятий, вводит термин «номадическая сингулярность». Если классический рационализм строго фиксирует бинарное толкование текста (мужское – женское, добро – зло, прекрасное – безобразное и т.д.), основанное на логике, то номадология характеризуется чистым проявлением воли, рассматривается не просто отрицание, а переосмысление структуры мира. Номада сравнивается с образом кочевника, который смотрит на мир не с оседлой (фиксированной) позиции, а с позиции человека, странствующего по просторам мира. Мир представляется как пространство, лишенное центра и четкой структуры, все события случайны и неповторимы – сингулярны. Такой взгляд на мир заменяется метафорично образом «ризомы» – спутанное корневище луковицы.
Термин «ризома» введено Делезом в соавторстве с Феликсом Гваттари (1930-1992). Мир с позиции «ризомы» аструктурен, не имеет ни начала, ни конца, а только середину, ни единства, ни множественности. «Мир потерял свой стержень» – утверждают мыслители.
Вопросы для повторения.
1) Какие проблемы затрагиваются в философии структурализма?
2) Что Фуко понимал под понятием «дискурс», и какую роль дискурс играет в жизни общества?
3) В чем заключается принцип деконструкции Жака Деррида?
4) Охарактеризуйте теорию симулякровБодрийара?
5) Раскройте номадалогию Делеза. Что означает ризома в понимании Делеза и Гваттари?