Проблема сущности и смысла техники
Понятие «техника» имеет достаточно широкое значение. Оно включает не только технические устройства и орудия, но технические знания, и правила технической деятельности, технологию. Понимая под техникой в первую очередь ее материальную составляющую, необходимо помнить, что она неразрывно связана с сознанием, т.е. духовной культурой. В учебном пособии В.Г. Горохова и В.М. Розина «Введение в философию техники» смысл техники определяется тем, что она является средством человеческой деятельности, хотя и не заменяет ее, а ее сущность заключается в усилении «органов» и потенций человека, в том числе интеллектуальных. Из этого формируется понятие техники: в узком смысле – как технического устройства (артефакта), созданного человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач; в широком смысле – как всякого рода приемов, характеризующих действие (техника письма, плавания, счета, доказательства и т.д.), как искусственный или организационный способ, усиливающий или облегчающий это действие. Представления о технике постоянно развиваются, как и сама техника; они эволюционируют от мифологического осмысления в древних обществах до научного изучения техники в современном мире. Обращаясь к истории этих представлений, мы сталкиваемся с проблемой соотношения «естественного» и «искусственного», природы и техники. В древних культурах процветает синкретичность (слитность) мышления и, как следствие, естественное и искусственное, объективное и субъективное, материальное и идеальное практически неотделимы друг от друга. Любое техническое действие освящено традицией, а значит, отсылает ко времени начала всех начал и, по сути, к природе. В античности мы видим их постепенное отделение друг от друга. Естественное (природа) противопоставляется искусственному (культуре, искусству, тому, что создано человеком). В средние века мир делится на три части: трансцендентное (божественное) – природное (тварное) – искусственное (созданное человеком). В Новое время в связи со становлением экспериментального естествознания возникает проблема взаимодействия естественного и искусственного. Г. Галилей изучает естественное движение в искусственных условиях, создаваемых в ходе эксперимента. Т.е. получается, что сам эксперимент (вообще любые лабораторные условия) выступают как искусственные, в то время как технические объекты репрезентируют естественное, природное. Техническая деятельность, будучи искусственной, соответствует природным, естественным законам. Из этого тезиса вырастает инженерное образование и технические науки. Отныне технический объект рассматривается как «естественно-искусственная» система. С одной стороны, расширяется понятие естественной среды, которая теперь включает в себя социальные и хозяйственные структуры. В то же время естественная среда становится элементом создаваемой технологии в том смысле, что результаты функционирования последней (как прямые, так и побочные) не рассматриваются уже как нечто, лежащее за ее пределами.
Физическая форма техники – это только внешняя ее «оболочка», т.е. явление, а не сущность. Сущность техники в чем-то другом. Чтобы добраться до нее, рассмотрим какое-нибудь техническое сооружение, например, машину. Всякая машина имеет назначение, и это назначение задается целенаправленной – технико-использующей – деятельностью человека (перемещать грузы, вырабатывать энергию и пр.). Т.е. техника выступает в качестве средства человеческой деятельности и в значительной степени определяется контекстом этой деятельности. За счет чего техника реализует целевые функции человека? За счет сил природы. Даже эффект действия простейшего архаического орудия, например, рычага, был основан на сочетании мускульных усилий человека и действий природных процессов. Задача техники – запустить действие природных процессов (перемещение тел, действие сил, выделение тепла и т.д.). Чтобы создать такие условия необходима еще одна деятельность – технико-производящая (собственно, техническая). На стыке технико-производящей и технико-использующей деятельности находятся технические сооружения (машины, механизмы, орудия). Эти технические сооружения являются не только продуктами технической деятельности и средствами использующей деятельности, но и культурными (средовыми) условиями жизни человека: по сути, они влияют на все стороны его жизни – потребности, способ их удовлетворения и т.п. Таким образом, сущность техники описывается в пространстве четырех координат: технико-использующая деятельность, технико-производящая деятельность, техническое сооружение и техническая среда.
Техника представляет собой прежде всего артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком. При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт. Создание технических устройств предполагает и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера, затем сложные организации коллективной деятельности.– Техника является "инструментом", другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т.д.), что очевидно, так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации).
Техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. Но с техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Первое осознание самостоятельной роли техники относится к античности, где было введено и обсуждалось понятие "технэ", следующее – к Новому времени (формирование представлений об инженерии), но основное значение имеет конец ХIХ-начало ХХ столетия, когда были созданы технические науки и особая рефлексия техники – философия техники.
Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Конечно, любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку. Хотя сооружения античной техники тоже частично рассчитывались и при их создании иногда использовались научные знания, все же главным был опыт, а творчество техников мыслилось не как создание "новой природы", а всего лишь как искусственная реализация заложенных в мироздании вечных изменений и превращений разных "фюсис" (природ). Все, что можно было – уже было сотворено, человеческая деятельность только выводила из скрытого состояния те или иные конкретные творения. В этом смысле техническое творчество и в древнем мире, и в античности, и в средние века было именно хитростью, непонятно почему получавшимся творением вещей и машин (на самом деле творить мог только Бог). В новое время техническое творчество – сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основные деятельности этого периода – изобретение и инженерное конструирование.
Существует дилемма понимания техники как самостоятельного мира и аспекта человеческой деятельности и культуры. Она вполне отражает реальные особенности техники: техника, действительно, является самостоятельной реальностью и тем не менее существенно определяется устройством человеческой деятельности и культуры. Как самостоятельная реальность техника дается сознанию в форме событий существования техники, человека и культуры, которые переживаются так или иначе, например, как благо или, напротив, как несвобода, риск, угроза существованию. Философское осмысление данных переживаний является необходимым условием как адекватного анализа техники в других дисциплинах (теории деятельности, культурологии, методологии и т.д.), так и формулирования новых проблем философии техники.
Технику можно определить как систему искусственных органов деятельности общества, развивающуюся посредством опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Технику можно представить в трех аспектах, тесно переплетенных между собой: -1) как совокупность технических предметов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технически систем; 2) как совокупность различных видов деятельности по созданию таких устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; 3) как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. В процессе труда техника занимает промежуточное положение между человеком (как субъектом труда) и природой (как предметом/объектом) труда. Будучи, с одной стороны, созданы из природных материалов, технические средства, с другой стороны, призваны быть продолжением естественных работающих органов человека. Смысл техники – усиливать органы человека и возможности его деятельности. Исходя из этих утверждений в философии разрабатывается деятельностный подход к определению понятия «техника», в котором определяющим является отношение «цель – средство». Важным является тот факт, что техническая деятельность осуществляется коллективно, в системе общественных отношений. Техника вплетена в эти отношения, является их результатом и способом их осуществления. Поэтому внутренняя логика развития техники не заключена внутри нее самой. Эта логика обусловлена взаимоотношением техники с человеком (обществом) и природой, а также отношениями между людьми. Техника развивалась путем моделирования естественных органов человека и их функций, поэтому в основе создания технических средств лежат принцип функционального моделирования (моделирование и передача функций человека техническим средствам) и принцип дополнительности (техника дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов). Технический прогресс – это последовательная передача, преобразование трудовых функций человека в функции технических средств (транспортная, энергетическая, технологическая, интеллектуальная). История техники имеет три этапа: преобладание ручных орудий труда; преобладание механических устройств; преобладание автоматизированных устройств. Современность видит дальнейшие перспективы развития техники во внедрении техники в самого человека. Новая идеология утверждает в качестве одного из приоритетов необходимость использовать прорывные технологии для совершенствования самого человека, а не только среды его обитания. Цель – ликвидировать старение и даже смерть, преодолеть фундаментальные пределы физических и психических возможностей, заданные ограничениями биологического тела.
В развитии техникипериодически происходят качественные изменения, захватывающие всю техносферу, называемые техническими революциями. Специфика техники, ее опосредующее положение между человеком и природой, между людьми в структуре социума, имеет следствием то, что техническая революция предполагает коренные изменения в характере и масштабе воздействия на природу и общественную жизнь. В плане воздействия на природу выделяют два скачка такого рода: 1) неолитическая революция, связанная о переходом от собирательства к земледелию, обеспеченному соответствующими средствами труда; 2) революция, вызванная появлением машинного производства, в ходе которой масштаб воздействия общества на природу скачкообразно возрос благодаря принципиально новым техническим средствам и стал сопоставим с масштабом геологических и даже космических процессов. Научно-техническая революция 20 века – наиболее масштабный по своим экономическим и организационным параметрам и последствиям этап интеграции науки и производства, связанный с превращением науки в непосредственную производительную силу, когда определяющим элементом всего экономического цикла являются научные знания и их эффективное использование, а также системное развитие техники на научной основе.
Проблема смысла техники связана с оценкой ее роли в жизни человека и общества. Существуют две тенденции в понимании взаимоотношения техники и общества – технократизм (технический оптимизм) и антитехнократизм (технический пессимизм) с их многочисленными разновидностями. Представители технического оптимизма возлагают надежды в разрешении всех проблем общества на научно-технический прогресс, в котором видят преимущественно созидательные и позитивные качества. Технические пессимисты акцентируют внимание на негативных сторонах технического развития человечества и рассматривают технику как исключительно разрушительную силу, не разрешающую, а, наоборот, порождающую общественные проблемы. И технологический оптимизм, и технологический пессимизм имеют одно философское основание – техницизм, при котором отношения между обществом и техникой предстают в превращенном виде, техника рассматривается как сила, неподвластная обществу, более того, как вершитель его судеб. Относительная самостоятельность феномена техники и закономерностей ее развития значительно преувеличивается. Это характерно и для позиции социальной нейтральности техники, в которой техника понимается как система материальных средств человеческой деятельности, безразличных к социальным интересам и никак не влияющих на общественное развитие. Однако техника не может иметь нейтрального отношения к социальным интересам, ибо как средство деятельности техника «сама по себе» не существует, она всегда «вплетена» в ткань тех социальных условий, в которых она функционирует. В технике материализуются не только определенные законы природы, но и те или иные социальные цели. Связь техники с этими целями отражается по-разному. Поскольку в технике реализуются качественно отличные друг от друга законы – природы и общества, техника имеет как бы двойственный характер и содержит возможность проявления противоречий как между техникой и природой, так и между техникой и обществом. Относительная самостоятельность техники проявляется в трех аспектах: 1) техника является результатом встречи человеческого духа с природой, поэтому сущность техники не может быть локализована ни в субъекте (человеческом духе), ни в объекте (природе), взятых в отдельности, она обнаруживает себя как отношение между ними, имеет и «человеческие» и «природные» свойства; 2) созданная и введенная в эксплуатацию техника оказывает активное обратное воздействие на общество по принципу умноженного эффекта, т.е. проявляет неожиданные социальные свойства, не входившие в цели изобретателей (ярчайшие примеры – автомобиль и телевидение, выступающие в качестве важных конституирующих элементов современного общества); 3) функционирование и развитие техники требует создания новой техники, техника как бы умножает сама себя. И все же самостоятельность техники и технического развития остается относительной в рамках определяющего воздействия на них экономической подсистемы общества и социума в целом. Техника есть базис и одновременно продукт цивилизации, а то, как мы его используем, зависит от нашей культуры.
Вопросы для контроля и самопроверки:
1. Каковы существенные характеристики техники?
2. Какова сущность технических революций?
3. В чем проявляется относительная самостоятельность техники?
4. Охарактеризуйте понятие техницизма.