Знание в когнитивной науке. Знание и социальная информация
Когнитивная наука (когнитология) сформировалась в 70-е годыXX в. в качестве дисциплины, исследующей методом компьютерного моделирования функционирование знаний в интеллектуальных системах. Когнитивную науку отличает междисциплинарность, использование компьютерной метафоры и исследование познания. Лингвистика выступает по отношению к когнитивной науке как важный источник материала об устройстве когнитивных структур. По отношению к «искусственному интеллекту» (ИИ) когнитология является своего рода «теорией интеллектуальных машин и механизмов», т.е. сконструированных человеком компьютерных устройств и лишь через них — их естественных прообразов. Это объясняет различную природу эксперимента в психологии и когнитивной науке и определяет существование в последней компьютерной метафоры. В когнитологию был введен конструктивистский подход: хочешь понять явление — построй механизм, воспроизводящий его характерные черты. К числу стандартных проблем когнитологии относятся, например, представление знаний, моделирование понимания, распознавание когнитивных феноменов и т.д. Преимущество когнитивных методов исследования состоит в том, что они по-
зволяют видеть следствия дескриптивной теории в действии.
Теоретики «искусственного интеллекта» считают, что
человеческие знания имеют декларативно-процедурный характер; они содержат то, в какой роли кого-либо (что-либо) можно использовать. В этом заключается процедурная сторона знаний, т.е. знания об использовании объектов познания. Именно процедурный характер отличает знания от данных. С данными человек имеет дело тогда, когда представленное не содержит того, что с ними можно или нужно предпринять. Например, это данные о затмении Солнца, о суточной температуре, всевозможные статистические данные. Соединение данных с процедурными знаниями позволяет создать новое знание.
В связи с проблемой представления знаний в значительной мере возрастает роль компьютерной системы в познании человеком своего знания. В качестве специфических признаков знаний, имея в виду их машинное представление, выделяют следующие:
— возможность внутренней интерпретации, благодаря которой данные получают имена и приобретают некоторую
семантику;
— структурированность, рассматриваемая как свойство декомпозиции сложных объектов на более простые и установление связей между объектами, что означает использование отношений «часть—целое», «род—вид» и т.д.;
— связанность, выражаемая в том, что знания отражают закономерности относительно фактов, процессов, явлений, причинно-следственные отношения между ними;
— активность знаний. В традиционных компьютерах активную роль играет лишь программа, а данные пассивно хранятся в памяти. Практическая реализация активности данных заключается в инициации тех или иных программ состоянием самой базы знаний, когда обнаружена их неполнота или частичная противоречивость.
Эксплицитно выраженные знания составляют лишь незначительную часть общей базы знаний человека. Согласно современным подходам, такая база есть самоорганизующаяся и саморегулируемая система. Она включает следующие компоненты:
языковые знания
— грамматика (с фонетикой и фонологией), дополненная знанием композиционной и лексической семантики;
— знание об употреблении языка;
— знание принципов речевого обучения. внеязыковые знания
— о контексте ситуации, об адресате коммуникации (в том числе знание о поставленных адресатом целях и планах, его представления о говорящем, об окружающей обстановке, знание своих умений);
— общефоновое знание, т.е. личностная картина мира1. Различие же между знанием и информацией в самом лапидарном виде можно свести к формуле: информация — это знание минус человек; информация — знаковая оболочка знания. Под компьютерным представлением знания принято понимать информацию, хранимую в машине, формализованную в соответствии с определенными структурными правилами, которые компьютер может автономно использовать при решении проблем по алгоритмам типа логического вывода.
Информационная модель знания (как записанная в компьютере, так и вербализованная в тексте) является лишь эксплицированным намеком на представленное знание, по которому человек способен творчески воссоздать
1 Баранов А.В., Партии П.Б. К построению словаря терминов когнитивной науки /'/ Когнитивные исследования за рубежом. Методы «искусственного» интеллекта в моделировании политического мышления. М., 1990. С. 139—142; Сильдмяэ И.Я. Искусственный интеллект. Знание и мышление (когитология). Тарту, 1989. С. 138—139; Осуга С. Обработка знаний. М., 1989. С. 9-10.
4 — 2327
само знание. Знание моделируется в тексте, получая дискурсивную, упрощенную форму. Надежда на то, что оно будет адекватно воспринято адресатом, зиждется на вере в творческие способности последнего, в его умении воспринять текст не как буквальную инструкцию, но как нечто, позволяющее реконструировать архитектуру моделируемого знания. Можно сравнить передачу знания через информацию с передачей музыки через нотную запись. Композитор создает музыку, но пишет ноты. Подлинный исполнитель читает ноты, но воссоздает музыку. Феномен информации необходим, чтобы знание могло быть социализировано, превращено в общественное достояние. В то же время информация не вполне адекватное воплощение знания, его модель.
Обратим внимание на принципиальное отличие той информации, которая служит для получения знаний человеком, от информации, изучаемой в теории информации. Новое знание открывает человеку дополнительные возможности размышления и действия, увеличивает его свободу. Информация как управляющий сигнал уменьшает неопределенность допускаемых состояний управляемой системы. Налицо качественное различие информации как средства представления знания и информации как управляющего сигнала.
Такое различие создается исключительно присутствием человека, способного извлечь из информации, записанной на бумаге или закодированной в компьютере, нечто, позволяющее реализовать человеческую свободу выбора. Пользователь получает представление о ряде возможных точках зрения, соответственно возникает та самая неопределенность, которая является необходимой предпосылкой этики. В когнитивных науках становится необходимой этическая рефлексия, основанная на принципе свободы личности. Вечная философская тема диалектика свободы и необходимости специфически проявилась в исследованиях по представлению знаний в экспертных системах. Для правильно-
го понимания свободы важно выявить ее связь с объективной неопределенностью развития. Мысль о том, что свобода — это осознанная необходимость, была высказана Б.Спинозой, принимавшим концепцию абсолютного и однозначного детерминизма. Свобода человека оказывается здесь иллюзорной: ни человек, ни общество в целом не имеют свободы выбора действий и поступков, а лишь осознают предопределенный ход событии. Действительная свобода возможна лишь при наличии объективной неопределенности, когда принятое решение, понимание, осознание происходящего могут изменить ход событий, становятся фактором детерминации социального процесса!.
Информация в противоположность знанию не связана с конкретной личностью, она равно доступна всем, хотя возможности превратить ее в знание у каждого свои, опирающиеся на личный опыт и способности. Каждый «вычерпывает» текст на ту глубину, которая ему лично доступна. Знание — личное достояние знающих, перенимающих его друг у друга как образцы действия в процессах-эстафетах. Для человеческого мышления характерна неполнота, неоднозначность, противоречивость. Эти, казалось бы, бесспорные недостатки интеллекта человека превращаются в его достоинства, отражающие важнейшие преимущества перед «машинным мышлением». В современных исследованиях отмечается такое свойство человеческих знаний, как «полуабстрактность». С позиций формализации наши знания не являются абстрактными и универсальными, а с позиций осмысления они в высшей степени универсальны. Человеку очень сложно с помощью одних и тех же знаний решать задачи, формально и структурно аналогичные, но
1 Герасимов В. И., Петров В. В. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. XXIII. С. 6—7; Шрейдер Ю.А. Двоякий облик современной информатики // Природа, 1988, № 5. С. 64, 66—67; Гречанова В.А. Неопределенноость и противоречивость в концепции детерминизма. Л., 1990. С. 106—107.
4*
различные по смыслу и содержанию. Смысловая связь, таким образом, есть основной конструктивный элемент знаний. При обучении человека крайне важно путем смысловой интерпретации условий задачи установить связь с существующими знаниям. Человек как обучающаяся система имеет слабую универсальность по отношению к форме, но может адаптироваться в сложной среде благодаря универсальности по отношению к смыслу.
Понимание новой ситуации или задачи сводится к попытке найти в памяти ситуацию, наиболее сходную с данной. Человек может обрабатывать новые данные, лишь обратившись к памяти о накопленном опыте. Вероятно, структуры, применяемые для обработки новых данных, — это те же структуры, которые используются для организации памяти. Значит, новая задача, встречаемая человеком как в обыденной жизни, так, пожалуй, и в научном исследовании, требует переформулировки в терминах уже сложившейся системы знаний. Исследования в области «искусственного интеллекта», а также в философии науки дают основания считать, что метафора — одно из средств порождения нового знания. Кроме того, метафора — орудие научного поиска. Она играет моделирующую роль, предопределяя способ и стиль мышления об объекте. Ключевые метафоры переносят образ одного фрагмента действительности на другой ее фрагмент. Они обеспечивают его концептуализацию в уже сложившейся системе понятий. Смена научной парадигмы всегда сопровождается сменой ключевой метафоры, вводящей новую область уподоблений, новую аналогию. Существенная роль метафор закреплена, вероятно, и в лингвистических механизмах. Так, одна из наиболее интересных, хотя и гипотетических следствий интегральной обработки языковых сообщений состоит в том, что процесс понимания буквальных выражений оказывается весьма похожим на процесс понимания метафорических выражений. Можно с уверенностью сказать, что задача моделирования процессов понимания текста не
может быть успешно решена без моделирования процесса метафоризации!.
Вероятно, философы и математики выполняют функцию «установщиков» предупредительных знаков для мышления. Они находят примеры, подобные парадоксам брадобрея, черепахи и лжеца, говорящие о том, где нам нужно остановиться в размышлениях и рассмеяться. Когда подобные примеры внедряются в мышление, они образуют интеллектуальные аналоги фрейдовских эмоциональных цензоров. Тогда удается понять, почему логические ошибки и нелепости могут иметь такую же юмористическую окраску, как и двусмысленные шутки. Шутки отражают стремление человека к разумности, достижение которой связано с подавлением абсурда. Человеческое мышление ориентируется на выполнение двух взаимосвязанных задач:
— мы стремимся найти островки «логической последовательности и непротиворечивости», в границах которых рассуждению, основанному на здравом смысле ничто не угрожает;
— стремимся, помимо того, выявить и зафиксировать границы таких «островков безопасности».
Поскольку у нас нет известного способа обходить все непоследовательности и противоречия здравого смысла, то, вероятно, каждый из нас составляет свой личный набор «когнитивных цензоров», чтобы потом всегда можно было распознать и избежать тех логических ошибок, с разновидностями которых нам уже приходилось встречаться. Вит-генштейн считал также, что у каждого из нас существует
1 Приобретение знаний. М., 1990. С. 64, 66; Сергеев В.М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Языки моделирование социального взамодействия. М., 1987. С. 10; Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990. С. 15—16; Шенк Р.Б., Бирнба-ум Л., Мсй Дж. К интеграции семантики и прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1989. Вып. XXIV. С. 47.
некоторый набор квазиэмпирических пропозиций, которые имеют условный характер. Эти пропозиции обладают следующими двумя признаками: во-первых, они находятся «вне сомнения», так как если бы человек начал бы в них сомневаться, он перестал бы испытывать уверенность по отношению к чему бы то ни было вообще, даже по отношению к тому, что знает родной язык. Человек потерял бы способность рассуждать, выносить суждения, заниматься изучением чего-либо. Он утратил бы даже способность сомневаться. Сомнение по отношению к некоторым пропозициям делает невозможным сомнение вообще. Во-вторых, не будет ничего абсурдного в том, что человек (даже столкнувшись с самыми невероятными событиями) откажется усомниться в истинности этих пропозиций, определяющих границы нашей способности выносить суждения. Не будь этих границ, мы не смогли бы ни говорить, ни мыслить. Выражения «я знаю...», «я верю...», как и выражение «я сомневаюсь...», могут быть употреблены только тогда, когда существует принципиальная возможность сомнения, дальнейшего исследования или исчерпывающего доказательства.
Не исключено, что на долю «отрицательного метазнания», т.е. знания о моделях рассуждений и выводов, которые были признаны дефектными и ошибочными, приходится большая часть знаемого нами. Позитивные общие принципы мышления должны дополняться цензорами, действующими на основе отрицания и осмеяния некоторого положения дел. Было бы крайне неэффективно менять общий механизм для корректировки отдельной ошибки. Когда действия общего механизма приводят к плохим результатам, необходимо создать в памяти способы подавления процессов, ведущих к абсурду. Можно предположить наличие индивидуальной для каждого человека структуры, которая, хотя и не вполне упорядочена, но информирует нас о том, насколько и когда можно доверять используемой модели вывода.
Относительно существования когнитивных цензоров сложились определенные представления. Цензоры зачастую неосознаваемы и составляют неявный фундамент личностного знания и рассуждений на уровне здравого смысла. Они исторически и культурно обусловлены. Некоторые из них, возможно, возникли в раннем филогенезе. Для планирования своей деятельности человек должен был научиться видеть те границы, в пределах которых мышление не дает сбоев. Обретя способность следовать сложным линиям рассуждений, мы оказались вынужденными обходить многочисленные ошибки, вызванные ложными ассоциациями, тончайшими смысловыми изменениями, движением мысли по кругу, радикальным скепсисом. Язык возник как орудие манипулирования четкими и гибкими символьными образами. А поскольку уменьшение многозначности и степени абстрагированности символьных операций отрицательно сказалось бы на возможностях человеческого мышления, то неизбежно должна была возникнуть цензорная память. Вообще же цензоры формируются в ходе усвоения данного типа культуры, в процессе обучения и широко понимаемой деятельности. Представляется безусловным тот факт, что когнитивные цензоры каждого человека уникальны!.
Возвращаясь к проблеме машинного представления знаний, отметим еще раз, что эта задача связывается с различием между процедурным и декларативным «видением ситуации». Процедурное знание набор предписаний на какие-либо случаи жизни. Какие именно знает только человек. Только он решает, когда и как этими предписаниями воспользоваться. Декларативное знание это набор конкретных сведений, относящихся к конкретной ситуации и
1 Малкольм Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения «Я знаю» // Философия, логика, язык. М., 1987. С. 259—262; Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного / / Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. XXIII. С. 285, 288, 293, 295, 302.
функционирующим в ней объектам. Но только владение понятийным знанием дает возможность активно использовать знания двух других видов. При процедурном описании способа решения задачи автор алгоритма «держит» понятийное знание у себя в голове или включает в комментарий к алгоритму. При декларативном описании кто-то должен вложить это понятийное знание в систему ИИ, чтобы она «сумела» воспользоваться этим описанием. Этот «кто-то» берет на себя самую нелегкую часть работы, снимая тем самым с конечного пользователя часть его проблем. Именно в этом видится одна из причин успеха экспертных систем и роста общего интереса к проблеме представления знаний в машине.
Понятийное знание в системах программирования представлено в таких отношениях, как модульность. Привычно смотреть на модульность как на средство структурирования алгоритмов, программ и данных. Но не в меньшей степени так передаются знания о конкретной предметной области, да и программистское знание в самом широком смысле, т.е. то, что предшествует созданию любого алгоритма или программы. Модули — это «первокирпичики», из которых знания складываются, это «зародыши», прорастающие новым знанием и способами его использования. Речь идет о новых способах, еще не воплощенных в конкретные алгоритмы, в конкретные описания объектов и относящихся к ним задач. Существует возможность уменьшения модулей, когда значительное число миниатюрных модулей, способных по-разному комбинироваться друг с другом, а также развертываться в более сложные конструкции, позволяет более компактно представлять знания
разных видов.
Программирование нуждается в обобщающей работе и конкретизации. Было бы заманчиво передать часть анализа и порождение новых модулей самой интеллектуальной системе. Уменьшение размера единичных модулей естественным образом сопровождает процесс систематизации и
обобщения знаний в какой-либо области, когда от единичных рецептов переходят к общей системе знаний, способной сформировать решение для различных конкретных ситуаций. Процесс обобщения приводит к уменьшению числа модулей, так как один и тот же модуль используется для обслуживания многих задач, а конкретные различия между задачами выносятся в данные. Подобный процесс систематизации знаний может восприниматься как вытеснение процедурных способов описания ситуации декларативными.
Встает проблема: в какой конкретной форме понятийное знание может быть представлено в машине и каким конкретно способом будет в ней функционировать. В системе, предложенной Дж. Маккарти еще в 1958 году, понятие «знание» представлено в виде формул некоторого языка. Для того чтобы система могла функционировать, необходима некоторая программа, решатель, способная по описанию задачи определить последовательность действия для ее решения. Скрытая опасность такого подхода состояла в следующем: уже не вызывала сомнения специфичность понятийного знания для каждой предметной области, решатель же представлялся столь универсальным, что не зависел ни от какой конкретной задачи. Такого решателя либо нет, либо его практическая реализация столкнется с ограниченностью машинных ресурсов времени и памяти. Выход видится в использовании для каждой предметной области не только «статических схем» взаимоотношений между понятиями, но и специфических, упорядочивающих элементов знания, позволяющих направлять поиск решения по эффективному пути. Значит моделируемое понятийное знание должно включать элементы, близкие по форме к декларативному знанию (формулы, схемы), и фрагменты, приближающиеся к процедурному знанию.
Знания также содержат в себе возможность извлечения определенных правил. В этом смысле знания представляют собой когнитивные матрицы, особые формы или струк-
туры, предназначенные для получения нового знания. Знания, из которых можно извлечь правила описания распознавания или деятельности, являются унарными матрицами. Знания, несущие правила того и другого вида, будут бинарными матрицами. Унарные матрицы возможны лишь как очень сильные абстракции. Если же знания позволяют извлечь также правила для построения на их основе других знаний, т.е. правила когнитивного конструирования, то это тернарные матрицы. Теоретические знания и особенно их высшие формы — научные законы и теории — представляют собой тернарные матрицы. Реализация знаний как тернарных матриц возможна динп>'в определенной когнитивной среде, содержащей в себе ту или иную логику, обеспечивающую формальный или содержательный переход от одних знаний к другим, причем такой переход может быть осуществлен без обращения к наблюдениям и экспериментам, т.е. без дополнительных данных.
Отличие традиционной гносеологии от разделов теории познания, связанных с компьютерной революцией, состоит в том, что первая концентрируется на процедуре, дескрипции, обращаясь к высказываниям и правилам для получения знания. «Компьютерная» теория познания делает центром своего внимания регуляцию, обращается к нормативным предложениям, использует знания для продуциро-
вания правил!.
Сегодня развитие теории познания классическими гносеологическими средствами не всегда возможно, изменяется инструментарий гносеолога, требования к его профессиональной подготовке. Философия становится дисциплиной, сопричастной экспериментальной деятельности, осуществляемой при разработке программ искусственного ин-
1 Лавров С.С., Цейтин Г.С. Что такое представление и использование знаний в машине? // Научно-техническая информация. Серия 2. 1989, № 5. С. 2—5; Ракитов A.M. Философия компьютерной революции. М.,
1991. С. 164-166.
теллекта. Выяснилось, что именно в этой сфере возможна проверка самых тонких и абстрактных гипотез о природе человеческого разума. Сегодня здесь на первый план вышла проблема порождения знания и это потребовало пересмотра базовых концепций ИИ. По ходу поиска обнаружилось, что идеи Локка, Лейбница, Канта, Гуссерля, Хайдеггера это концептуальные модели, которые могут быть экспериментально проверены, что позволяет разрешить философские споры о природе разума и познания. Так, по существу, экспериментально была доказана несостоятельность локковской теории «чистой доски», поскольку выяснилось, что возможности универсальных распознающих устройств, не имеющих тех эмпирических знаний-предпосылок, которыми обладает любой человек, ограничены. На самом деле «чистая доска», на которую записываются данные опыта (те «образы», которые необходимо распознать иногда только по намеку, как это делает человек), должна иметь весьма сложную структуру, включающую множество априорных знаний о мире. При разработке программ ИИ экспериментально подтвердилась также огромная роль скрытых, неявных знаний, не выраженных в языке, но хранящих в себе жизненный опыт!.
В литературе достаточно определенно высказывается мнение о том, что в настоящее время эксперименты на компьютерах, а не на людях самый верный шаг на пути проверки гипотез о мышлении, различных аналогов мыслительной деятельности. Это, разумеется, не может рассматриваться в качестве полного доказательства предлагаемых гипотез, но принимается как серьезный аргумент в их пользу. Искусственный интеллект как «экспериментальная
1 Winograd Т., Flores F. Understanding Computers and Cognition: A New Foundation for Design. Norwood, New Jersey, 1986; Cognitive Science. An Introduction. Cambridge, Mass., 1987; Сергеев В.М. Искусственный интеллект — это еще и экспериментальная философия // Знание — сила, 1989, № 6.
философия» делает фигуру эпистемолога столь же необходимой для компьютерной революции, как и математика-программиста. Элистемология впервые за всю историю получает прямой выход в сферу конструктивной инженерной и технологической деятельности. Меняется характер связи
эпистемологии с практикой.
Новые аспекты человеческого знания выявляет изучение способов представления знаний в машине, при этом также просматриваются некоторые аналогии, присутствующие в собственно философском знании. Важнейшей для проблемы представления знаний в машине является теория фреймов, в основе которой лежит гипотеза о том, что знания о мире складываются по определенным сценариям о фиксированном наборе стереотипных ситуаций и могут быть описаны как результат заполнения рамок, или фреймов. Свойство фреймов содержать наряду с явной и скрытую, подразумеваемую информацию делает их экономным способом организации информационных процессов, позволяет повысить скорость обработки, получить приближенный ответ, не содержащийся в явном виде в базе знаний.
Исследователями отмечено поразительное сходство между ноэмами Э.Гуссерля и фреймами М.Минского. По Гуссерлю, имеется связанная с каждым ментальным актом ноэма, посредством которой акт сознания направлен на свой объект, если таковой вообще существует. Когда мы размышляем о кентавре, наш акт размышления имеет ноэму, но не имеет объекта, в этом случае не существует объекта, о котором мы думаем. Однако благодаря ноэме даже такой акт сознания является направленным. Система признаков вместе со способом данности объекта и есть ноэма. Ноэмы — абстрактные объекты, их роль в познании состоит в том, что они соотносят объекты с сознанием, конституируют объективную реальность в качестве объектов субъективной реальности. Благодаря ноэмам акты сознания оказываются сфокусированными на различных аспектах реального объекта, охватывая его с различных
точек зрения, при этом всякая конкретная ноэма допускает возможность дальнейшего осуществления познавательного процесса.
Ноэма может быть интерпретирована как сложная структура познания, включающая иерархию правил для описания элементов познаваемого целого. Описание фиксирует ожидаемые свойства. Ожидание определяется установками. Целое познается через сумму описаний. Фреймы также состоят из узлов и связей. На самой вершине находятся инварианты, не зависящие от условий, а на нижнем уровне — терминалы и слоты, заполняемые ситуативной информацией. Задача искусственного интеллекта, как оказалось, переплетается с задачами и представлениями трансцендентальной феноменологии1.