Шлока 13. Место для практики
Вот описание помещения йога, как это предписано сиддхами для практикующих хатха-йогу. Помещение для садханы должно иметь маленькую
дверь, быть без окон, отверстий и щелей и не быть слишком высоким или слишком низким. Оно должно быть чистым, хорошо обмазанным коровьим навозом, в нем должны отсутствовать животные и насекомые. Снаружи помещения должна быть открытая платформа с крытой соломой крышей; рядом должен быть родник или колодец; место должно быть окружено стеной (забором). Внешний вид помещения должен быть приятным.
При рассмотрении указаний по устройству помещения для занятий йогой мы должны не забывать, что они были, вероятно, идеальными для того конкретного времени и для тех климатических условий. Нет необходимости говорить, что если мы планируем создать место для садханы сейчас, то мы должны будем как-то приспособиться к современным обстоятельствам и средствам. В качестве основного руководства, однако, мы будем использовать описание Сватмарамы.
Существенно то, что Сватмарама говорит, что помещение должно быть простым, чистым, практичным и очень естественным. «Иметь маленькую дверь» нормально в стране, где рост людей не превышает пяти с половиной футов, но некоторые европейцы имеют рост шесть футов и более, так что для них должны делаться соответствующие их росту двери. Помещение «без окон, отверстий и щелей» рекомендовалось, по-видимому, для того, чтобы воспрепятствовать проникновению в помещение для садханы насекомых, крыс и других животных. Сегодня, однако, окна могут иметь сетку от насекомых, так что нет никакого вреда, чтобы иметь одно или два окна, снабженных занавесками. «Отсутствие окон» может быть все-таки рекомендовано, чтобы помещение было более темным, что в большей степени способствует направленности внутрь сознания и ума. Окно может быть сильным отвлекающим фактором, поскольку внимание садхаки может часто переноситься на вид за окном и на происходящие там внешние события. Комната для садханы не должна быть ни слишком низкой, ни слишком высокой, поскольку, если она будет слишком высокой, ее трудно будет содержать в чистоте, а если она будет слишком низкой, то это будет затруднять упражнения и циркуляцию воздуха.
Рекомендация того, что помещение для садханы должно быть чистым, применима в наши дни в той же мере, в какой она была применима в дни Сватмарамы. Если в чистоте и незагрязненности следует держать ум, то то же самое существенно и для окружающей обстановки. Даже ежедневная уборка помещения способствует очищению ума. Сама мысль об использовании коровьего навоза может оказаться шокирующей для уроженца Запада, но это хорошо известная традиция в Индии. Даже в наши дни в деревнях многие дома имеют полы из утрамбованной земли. Каждое утро женщины убирают свои жилища и протирают полы свежим коровьим навозом, смешанным с небольшим количеством воды. Коровий навоз обладает отличными дезинфицирующими и бактерицидными свойствами. Действительно, что такое коровий навоз? Переваренная трава и выделения секреторных органов коровы. Важно, что он является естественным дезинфицирующим средством, он не содержит никаких вредных химических веществ и не выделяет газы, которые бы портили воздух. Кроме того, он дешев. Природа снабдила нас всем, но мы забыли о простоте жизни.
В помещении для садханы «должны отсутствовать насекомые и животные». Во время садханы нет ничего более отвлекающего, чем комары, мухи или другие летающие и ползающие насекомые. Кроме того, некоторые комары переносят малярию, а многие насекомые больно жалят и вызывают сыпь на коже. В помещении не должно быть животных, поскольку они могут быть большим отвлечением, требуя заботы, пищи и дополнительных мыслей, которые могут отвлечь практикующего от садханы. В частности, если вы новичок в садхане, то ваш ум всегда ищет поводы прекратить практику, так как он возмущается необходимостью концентрироваться на одной конкретной точке в течение длительного периода времени. Он всегда будет препятствовать вам подойти более близко к предмету медитации. Насекомые и животные наверняка будут хорошим поводом для ума, чтобы отвлечься и перенести внимание на внешние объекты, так что садхака должен определенно избегать этих проблем.
«Открытая платформа с крытой соломой крышей» рекомендуется, по-видимому, в качестве места для садхаки в летние месяцы, когда слишком жарко, чтобы практиковать (особенно пранаяму)
в помещении. Она может использоваться также для сна. В Индии большинство людей предпочитают спать вне помещения, поскольку так прохладней и ближе к природе.
Сватмарама не обходит своим вниманием необходимость родника или колодца. Источник свежей воды важен не только для здоровья. Практикующему хатха-йогу нужна чистая вода для его ежедневных очистительных процедур, а также для питья, омовений, туалета, приготовления пищи и т.д. Нети, дхоути и кунджал требуют свежей воды, и если вы можете избегать использования хлорированной и фторированной воды, то эти техники будут намного более эффективными.
Другой причиной того, что около дома должен быть источник воды, является то, что в случае, когда йог должен будет совершать к реке долгие и утомительные прогулки за водой, он будет терять слишком много времени и энергии. Сватмарама дает инструкции для интенсивной садханы хатха-йоги, и поэтому придает большое значение минимизации внешних отвлекающих факторов и сохранению жизненной энергии, необходимой для путешествия внутрь.
Если практикующий живет в джунглях или в каком-то другом удаленном от людей месте, то окружающие стены будут охранять от хищных, особенно диких животных. Кроме того, если убежище практикующего будет заключено в стены, то духовные вибрации и магнетические силы будут удерживаться в них, а внешним отрицательным воздействиям будет не так легко проникнуть внутрь. Таким образом может быть сохранена мирная атмосфера садханы.
Все эти рекомендации давались йогам, которые уже встали на духовный путь и, скорее всего, уже столкнулись с ловушками и проблемами, встречаемыми в садхане. Следует понимать также, что все эти рекомендации имеют и эзотерическое значение. Они указывают, как садхака должен структурировать себя и свой ум. Ум должен быть защищен от внешних воздействий, а тело должно обладать хорошими защитными механизмами. Ум и тело должны держаться в чистоте, простоте и умеренности. Тогда они будут совершенствовать свои духовные вибрации и условия будут благоприятствовать проявлению атмы. Структура жилища практикующего является внешним символом его собственного «я» и того, что будет достигнуто посредством практики. Поэтому садхака должен стараться жить настолько просто и настолько самодостаточно, насколько это возможно. То, чем он владеет, должно быть минимальным, а все его окружающее должно быть всегда в порядке и чистым. Тогда он будет иметь меньше ментальных отвлечений и беспокойств и вся его энергия сможет быть направлена на духовное раскрытие.