Требования к уровню освоения дисциплины. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Философия»

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Философия».

В результате изучения дисциплины «Философия» согласно нормативно-государственным стандартам специалист должен:

· понимать характер философии и ее место в системе гуманитарного знания; особенности философского мировоззрения; соотношение философии и науки; понимать роль философии в решении современных социальных, политических и этических проблем;

· иметь общее представление об основных отраслях философского знания;

· иметь представление о научной, философской и религиозной картине мироздания, сущности человека и общества, многообразии форм человеческого знания, о духовных ценностях и их значении в творчестве и повседневной жизни;

· понимать смысл соотношения материального и идеального с обществе; соотношения духовного и телесного, и социального и биологического начал в человеке; эволюцию отношений человека и природы и причины возникших в современную эпоху технического развития противоречий;

· знать основные философские категории;

· знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за со­хранение жизни, природы и культуры; у

· уметь работать с научной и учебной литературой, систематизировать информацию, аргументировано и логически непротиворечиво выстраивать устный и письменный ответ;

· уметь определять межпредметные связи курса с теоретической частью специальных дисциплин и с гуманитарными дисциплинами;

· получить дополнительный стимул к развитию интеллигентной личности: способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей эрудиции, способность понять и объективно оценить достижения культуры;

· демонстрировать способность и готовность к дальнейшему самообразованию

Содержание дисциплины

Распределение объема часов по видам учебной работы

Форма обучения очная

Тематический план курса ГМУ, ТД, УП.

    № п/п     Наименование тем и разделов     Всего (часов) Аудиторные занятия (час.)     Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
РАЗДЕЛ I. Философия как мировоззренческая система.
1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения.  
2. Предмет и функции философии. Место и роль философии в обществе.  
3. Основные этапы развития философии.    
  РАЗДЕЛ III. Онтология и гносеология.
Философская концепция мира и её основная проблематика.  
Движение. Время и пространство.    
Диалектика и её альтернативы.  
Теория познания.  
Методы и формы научного познания.  
Проблема сознания в философии.  
РАЗДЕЛ III. Социальная философия и философская антропология.
Социальная философия как наука – её генезис, предмет, функции.  
Общество как система.  
Философия истории: концептуальные модели.    
Взаимодействие природы и общества.    
Духовная подсистема общества.  
  ИТОГО:  

Тематический план курса МЭ, ЭП и ПД

    № п/п     Наименование тем и разделов     Всего (часов) Аудиторные занятия (час.)     Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
РАЗДЕЛ I. Философия как мировоззренческая система.
1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения.  
2. Предмет и функции философии. Место и роль философии в обществе.  
3. Основные этапы развития философии.  
  РАЗДЕЛ III. Онтология и гносеология.
Философская концепция мира и её основная проблематика.  
Движение. Время и пространство.  
Диалектика и её альтернативы.  
Теория познания.  
Методы и формы научного познания.  
Проблема сознания в философии.  
РАЗДЕЛ III. Социальная философия и философская антропология.
Социальная философия как наука – её генезис, предмет, функции.  
Общество как система.  
Философия истории: концептуальные модели.  
Взаимодействие природы и общества.  
Духовная подсистема общества.  
  ИТОГО:  

Тематический план курса. Юридический факультет

    № п/п     Наименование тем и разделов     Всего (часов) Аудиторные занятия (час.)     Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
РАЗДЕЛ I. Философия как мировоззренческая система.
1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения.    
2. Предмет и функции философии. Место и роль философии в обществе.    
3. Основные этапы развития философии.      
  РАЗДЕЛ III. Онтология и гносеология.
Философская концепция мира и её основная проблематика.    
Движение. Время и пространство.    
Диалектика и её альтернативы.    
Теория познания.      
Методы и формы научного познания.      
Проблема сознания в философии.    
РАЗДЕЛ III. Социальная философия и философская антропология.
Социальная философия как наука – её генезис, предмет, функции.      
Общество как система. Духовная подсистема общества.    
Философия истории: концептуальные модели.      
Взаимодействие природы и общества.      
  ИТОГО:  

Программа курса

ТЕМА 1.

Сущность философии, круг её проблем и роль в обществе.

Философия и мировоззрение. Мировоззрение: его сущность и структура. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Классификация мировоззрения: по критерию всеобщности, по историческим типам, по степени теоретической «зрелости». Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Мифологическое мировоззрение и его особенности: синкретизм, антропоморфность, дескриптативность, апелляция к прецеденту, антиисторичность. Диахронический и синхронический аспект мифа. Основные темы мифов.

Религиозная форма мировоззрения и его специфика. Исторические формы религии – первобытные, национально-государственные, мировые. Специфика и исторические условия возникновения буддизма, христианства, ислама. Основные функции религии. Духовно-практический характер мифологического и религиозного мировоззрения. Сходство и различие религии и философии.

Специфика философии как теоретической формы мировоззрения. Исторические типы философского мировоззрения – космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Предмет философии и его специфика. Основной вопрос философии и его решение различными философскими школами и направлениями.

Круг основных проблем философии – онтологические, теоретико-познавательные, аксиологические, праксиологические (духовно-практические). Структура философского знания: онтология, гносеология и т.д. Сходство и различия философии и науки.

Философия в системе духовной культуры. Роль философии в жизни человека и общества. Основные функции философии – мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, прогностическая, интегративная, критическая, прогностическая. Философия в современном мире.

Основные понятия темы

Мировоззрение, философия, универсализм, субстанционализм, ценность, убеждения, идеал, идеализм, теизм, деизм, атеизм, пантеизм, материализм, монизм, дуализм, плюрализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, солипсизм, агностицизм, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, методология.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое философия? Каков ее предмет?

2. Что такое мировоззрение? Как связаны понятия философия и мировоззрение?

3. Какие вопросы относят к мировоззренческим? В чем особенность этих проблем?

4. Каково значение мировоззрения в жизни людей?

5. Почему философия характеризуется как теоретическое мировоззрение?

6. Что общего и в чем отличие между философией и религией?

7. Какое значение имеет философская критика?

8. Как менялись взаимоотношения философии и науки в истории?

9. Как связаны между собой философия и наука?

10. В чем состоит практическое значение философии?

ТЕМА 2.

История развития философской мысли: общая характеристика и основные этапы.

Становление философии, этапы её исторического развития. Общая характеристика процесса развития мировой философии. Исторические типы философии: дихотомия Восток-Запад.

Специфика восточной философии: духовность, религиозность, традиционализм, холизм, интуитивность, космологичность.

Особенности духовной и социальной жизни Индии. Философия Древней Индии. Веды и Упанишады. Древнекитайская философия. «Книга перемен» и её роль в развитии философии. Конфуцианство, даосизм, легизм Духовная культура Китая и философские традиции.

Античная философия. Демифологизация античного мировоззрения. Периодизация и специфика античного мировоззрения. Натурфилософия античного периода. Школа Сократа. Философия Платона. Философская система Аристотеля.

Специфика развития философии средневековой Европы и её периодизация. Принципы средневековой философии. Философские основания теоцентризма, монотеизма. Средневековая герменевтика и символизм. Основные идеи средневековой философии.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Основные принципы философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм и т.д. Натурфилософия эпохи Возрождения. Проблема метода познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Дискуссии о врожденности знания – Дж.Локк и Г.Лейбниц. Галилей и Ньютон: создание теоретической механики. Философия французского просвещения (Вольтер и Руссо) и французского материализма (Гольбах и Д.Дидро).

Немецкая классическая философия, её общие черты. Философия И.Канта: принцип трансцендентального идеализма, соотношение способностей души с познавательными способностями и априорными причинами. Основные формы человеческой деятельности и соответствующие им ценности, агностицизм И.Канта. Гегелевский идеализм. Диалектика философии Ф.Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксизм и проблема практики. Неомарксизм. Судьба марксизма в России.

Русская философия и её особенности. Возникновение философии на Руси. Формы существования философии в Древней Руси. Религиозные и нравственные проблемы в древнерусской философии. Преобразования Петра I и их влияния на философию XVIII века. Религиозная и светская философия XVIII философия славянофильства и западничества: истоки, основные идеи, представители. Основные направления в русской философии второй половины XIX века: материализм, позитивизм, религиозная философия. Славянофильство и философия Ф. Достоевского. Учение Достоевского о свободе и ответственности, о добре и зле. Учение Вл. Соловьева о всеединстве и цельном знании. Идея Софии. Этика Соловьёва и учение о Богочеловечестве. Русская философия “серебряного века” и её особенности. Философия свободы Н. Бердяева. Учение Бердяева о творчестве. Христианская философия П. Флоренского.

Особенности и основные направления развития современной философии.

ТЕМА 3.

Философская картина мира.

Категория бытия, её философский смысл и специфика. Монистические и плюралистические концепции бытия. Концепции бытия в истории философии. Бытие и небытие у Парменида. Противоположность атомов и пустоты (бытия и не­бытия, дискретного и неделимого, конечного и бесконечного) у Демокрита. Соотношение понятий «мир», «действительность», «реальность». Бытие вещей, роцесссов и состояний природы, бытие человека и общества (социальное бытие), бытие произведенных человеком вещей («второй природы»), бытие объективированного духа. Онтологическая картина мира.

Проблема субстанции. Представления о субстанции в истории науки и философии. Революция в естествознании на рубеже XIX – XX в. и философское понятие материи (В.И.Ленин). Методологическое значение философского понимания материи. Философия о многообразии и единстве мира.

Движение как способ существования материи. Задачи философии в освещении проблем движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Покой. Движение и развитие. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика, взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения. Единство материи и движения. Направления, этапы развития и теория самоорганизации (синергетика).

Пространство и время. Субстанциональная концепция времени (Эпикур, Р.Декарт, И.Ньютон). Реляционная концепция времени (Аристотель, Лейбниц, Г.Гегель). И. Кант о пространстве и времени как апри­орных формах чувственного познания. Теория относительности А.Эйнштейна. Диалектический материализм о движении, времени и пространстве. Принцип единства пространства и времени как противоположных структурных характеристик единого процесса движения материи. Общие и специфические свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных и социальных процессах.

Человек и мир. Место человека в природе, космосе, социуме, культуре. Человек в бытии мира и бытие человека (М.Хайдеггер). «Иерархия бытия» (Н.Бердяев) и её социокультурные формы. Космизм человеческого бытия (Н.Федоров, Т.де Шарден). Бытие человека как жизнь, смерть и бессмертие. Бытие как жизнедеятельность человека в социально-исторических и культурных формах. Бытие подлинное и неподлинное (Л.Толстой, Ф.М.Достоевский).

Основные понятия темы.

Категория, закон, принцип, бытие, небытие, формы бытия, субстанция, материя, движение, развитие, покой, объективная реальность, индивидуализированное духовное, объективированное духовное, пространство, время,

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём смысл проблемы бытия?

2. Каковы основные свойства бытия?

3. Каковы основные формы бытия мира?

4. В чём отличие понимания бытия Парменидом и Гегелем?

5. В чем различие между бытием и небытием?

6. Можно ли поставить знак равенства между понятиями материя и вещество?

7. В чем состоит разница между философским и естественно-научным представлением о материи и её структуре?

8. В чем сущность субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени?

ТЕМА 4.

Наши рекомендации