В чем особенность утопической философии
эпохи Возрождения?
Для эпохи Возрождения характерно повышение интереса к проблемам общества и государства. При их изучении одни философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве и изменять ситуацию к лучшему. Другие же основное внимание сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данных философов стали называть социалистами-утопистами. Самый весомый вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Томас Мор(1478 – 1535) – английский гуманист, основатель утопического социализма. Он хорошо знал проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 – 1529 гг. – председателем палаты общин, 1529 г – лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г.оду Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви. Идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. – место, которого нигде нет) – выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.
Согласно Т. Мору в Утопии:
1) отсутствует частная собственность, все граждане участвуют в производительном труде, который осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности. Все результаты труда поступают в общественные склады и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;
2) поскольку трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов, причем от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам, а самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники;
3) основной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (трудовой коллектив), где все должностные лица избираются – прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.
Томмазо Кампанелла(1568 – 1639) – итальянский философ и политический деятель, выдвинувший в произведении «Город Солнца»другой проект идеального общества. Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом.
По Кампанелле, в Городе Солнца:
1) нет частной собственности, и все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением;
2) жизнь жителей Города регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни; большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
3) во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Несмотря на наивность «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы, достоянием последующих поколений стали идеи мыслителя о роли науки в жизни общества, о прекращении войн и о просвещении. В целом идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, стали ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
Философия Эпохи Возрождения стала новым этапом развития философии, осуществившим множество инноваций, опираясь как на античность, так и на все лучшее из того, что дало Средневековье. Культура и философия эпохи Возрождения подготовили почву для развития философской мысли в Новое время.
Глава 5.
Философия Нового Времени