Глобальные проблемы современности

ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.Серьезной проблемой - “демографический взрыв”. Десять тыяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1960 г – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 - 5 млрд, в 2000г более 6 млрд человек.Свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике.Второй глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергитических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожены за 800 лет. Традиционные энергитические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности.В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглащать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду. Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре. Этот кризис касается и современного человека вообще.Современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.

Воп№26 Соц.структура.Классы,сословия,касты.Неравенство.

Соц.структура-совокупность устойчивых связей между различными соц.группами.Подструктура:1-экономика;2-територия;3-этнос;4-демография.Классы-большие группы людей различающие по месту общественного производства(всё бытие чела),т.е. прежде всего по отношению к собственности.Вебер расширил поняти класса;он указал,что в основе класса лежат не только экономический фактор,но и власть,престиж,партийность.Сословие-большая группа людей,особые права и обязанности,а также по имущественному положению,которые закреплены юридически.Каста-замкнутая группа людей связанная с определенным видом деятельности.

Воп№27 Соц.структура.Этнос.

Соц.структура-совокупность устойчивых связей между различными соц.группами.Подструктура:1-экономика;2-територия;3-этнос;4-демография.Этнос-группа людей,сложившиеся на определенной территории и обладающие общими этническими признаками:общий язык,общие особенности психологии и культуры и т.д.3 основных этапа этнической общности людей:1-родоплеменная общность(на основе родовых связей);2-народность(замещение кровнородственных связей территориальными);3-нация.

Общество-Природа

4 типа взаимодействия общества с природой:

-Присваивающий (для первобытного общества)

-Производящий (сначала аграрная экономика, затем индустриальное производство)

-Подчиняющий (капиталистический строй)

-НТР (вторая половина 50-х годов 20в.)

Общество является частью – природы. Географическая среда – это часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать. В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Развитие человечества, его производительных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения равновесия: общество – природа. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за воздействие на природу. Здесь находит отражение общефилософский принцип: «чем полнее свобода, тем выше ответственность». Глобализация социальных, культурных, экономических, и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема. У человека 2 важнейшие проблемы: предотвращение ядерной войны и экологические катастрофы

29.Демограф проблемы

Экологические проблемы: так запасов вооружения хватит, чтобы уничтожить жизнь на земле десятки раз. Начало ядерной войны для человека будет означать конец его эпохи.Демографическая проблема увеличения численности населения приводит к увеличению возникновения конфликтов и, следовательно, к увеличению вероятности решения их методом силы. В настоящее время НТР, привела к тому, что проблема экологической катастрофы стала еще более актуальной. Деятельность человечества уже перешло тот рубеж, когда его антропогенная нагрузка на биосферу не превышала возможности восстановления ресурсов самой биосферы.Запасов ресурсов, особенно энергоносителей, стремительно сокращается на земле, и при тех темпах ускорения развития человечества, запасов их хватит лет на 50 не больше. Утилизация отходов от АЭС требует больших затрат, а также выделения мест, для захоронения. Выделенные места будут на многие года потеряны для человека. При уменьшении средней температуры планеты на 3-4 градуса приведет к новому ледниковому периоду. Другая экологическая проблема, это стремительное уменьшение почвенного покрова.

Воп№30 Натурализаторские и биологизаторские подходы

Натурализаторство и Биологизаторство -учение преувеличивающее значение природного фактора в жизни чела и общества.Входят:

1-мальтузианство-направленияобщественной мысли,объяснчющая все соц.проблемы,перенаселенности планет.

2-евгеника-учение об улучшении наследственных кач-в человечества(Френсис Гальдор)

3-соц. довернизм –примитивное оправдание существующему положению вещей.

4-социум,биология.

Ошибочно:применить идей Дарвина,принципы борьбы за существования и естественного отбора.

Воп№31 Социальное и биологическое в человеке.

Человек изначально деятелен и все его специфические св-ва формируются в ходе развития предметной деятельности, а стало быть исторически.Человек, вытолкнутый из об-ва в природу, оказывается ни к чему не годным, ибо специфичеки человеческий способ жизнеобеспечения – труд уже по происхождению своему является колективной совместной деятельностью.И то особое значение, которое человек получает внутри общества. В конечном счете определяется их местом в сложной и многообразной системе отношений, складывающихся по поводу про-ва общественного труда. Человек предстает существом социальным. Вместе стем люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens, а следовательно человек оказывается существом биологическим. Как и всякий биологический вид Homo Sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждй из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека, задан возраст, в котором женщины могут рожать детей. Биологически запрограмирована последовательность процессов в развитии человечекого организма, как способности усваивать пищу, осваивать языки и т. д. Биологически каждый человек является уникальным, единственным, т.к. неповторим набор генов, получаемых им от родителей. Уникальность каждого человека – факт первостепенной философско-мировозренческой важности.Включенность человека сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей. так и связанных с объяснением самой природы человечества.Аристотель называл человека политическим животным. Подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: биологического и социального. Проблема заключается в том, какое из этих двух начал является доминирующим. Каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального.Суть другой проблемы: признавая, что каждый человек уникален, в практической жизни мы группируем людей по различным признакам, из которых одни определяются биологически, другие – социально, а некоторые взаимодействием биологического и социального.

Воп№32 Проблема чела в философии.Гуманизм.

Гуманизм:Всякое мировоззрение (жизненная позиция), исходящее из признания абсолютного достоинства человеческого естества (природы), – то есть: а) признание человеческого достоинства каждого уже как живого существа – имеющего свойственные всему живому и в частности виду homo потребности, способного, как все живое, страдать, и – тем самым и независимо ни от чего иного, вопреки, может быть, идеалам или даже самим божьим заповедям – заслуживающего сочувствия и сострадания; что называется гуманность, или человечность; б) признание личного достоинства каждого человека как существа по самой своей природе разумного – homo sapiens, – способного опираться на собственный разум и потому самостоятельного, свободного; признание ценности разума вообще («вера в разум») и ценности свободы («вера в человека», в его способность обретать себя подлинного, совершенствоваться, именно через свободу – а не, скажем, через послушание Господу); в) признание гражданского достоинства личности как той неотъемлемой сферы, в которой властен, свободен каждый человек, хотя и зависящий по необходимости да и по природе от социума, – иначе говоря, признание неотъемлемых естественных прав человека в социуме и перед социумом; то же, что в истинном смысле слова правосознание.

33.Антропосоциогенез

Антропосоциогенез – переход от биологической формы движения материи к социально-организованной; его содержание – возникновение и становление социальных закономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявших направление эволюции. Центральный вопрос антропосоциогенеза – проблема движущих сил и закономерностей. Т.к. движущие силы эволюции не фиксируются, изучить их можно только в действии.

Существует 2 подхода к проблеме закономерностей переходных состояний:

1.Переходные состояния определяются совокупностью законов как исходной, так и более высокой формы движения. С этих позиций антропосоциогенез.

рассматривается как процесс, находящийся под контролем закономерностей, различных по своей природе: социальная трудовая деятельность) и биологическая (естественный отбор)

2.Существуют закономерности переходного периода как специфические закономерности антропосоциогенеза.

Чтобы понять какие движущие силы привели к переходу биологического – в социальное, почему и как появился человек, необходимо дать определение понятия жизнь. Жизнь – устойчивое состояние материи, сохранение этой устойчивости определяется информацией, кодируемой состоянием отдельных молекул.

Эволюция осуществляется в ходе борьбы за существование и вытекает из безграничного стремления живого к размножению и совершается в двух формах. 1.Уничтожение или отстранение от размножения менее жизнеспособных форм2.Выживание более приспособленных видов и особей в результате их индивидуального и межгруппового соперничества.

34.Общественное сознание

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.
Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности. Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе. Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразная Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.
Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.

35. Обществен. Сознание

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.

Воп№36 Мифология

Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития. Миф – это одна из самых ранних форм мировоззрения, объясняющих возникновение и развитие мира. Первичная функция мифа – ответ на детские вопросы «почему?» и «зачем?». Ответ с современной точки зрения может показаться тоже детским, но первобытного человека он устраивал. В социальном плане мифология обеспечивает цивилизационное единство народов. Господство мифологии в культуре служит фундаментом становления цивилизации. Мифология играет такую же интегративную роль в духовном плане, как реки в плане физическом. И если функции рек постепенно переходят к морям и океанам, то мифологию можно считать прародительницей философии, религии и науки. Мифологическое произведение состоит как бы из двух уровней – верхнего – образного и внутреннего – понятийного. Постепенно в процессе рационализации мышления ценность верхнего уровня начинает убывать, мифологическая оболочка прорывается, и внутренний уровень выходит на поверхность. Это – точка перехода от главенства мифологии к главенству философии. Мифология предшествует религии, непосредственно стыкуется с ней в тех культурах, в которых отсутствует философия. Современный миф находит свое выражение в научной гипотезе, фантастике, социальной утопии, идеологии. Другая значимая сторона мифа в том, что он, как и в древние времена, примиряет человека с действительностью.

Воп39 Политическое сознание,правосознание,мораль,религия.

Мораль-совокупность представлений направленных на согласования поведения чела с интересами и достоинством други людей.Направлена на формирования поддержания определенных кач-в чела.Всё рассмртривает через добро и зло.Правосознание-совокупность взглядов на право,т.е. закооность или незаконность.Право-система общеобязательных норм,охраняемых силой гос-ва.Политическое сознание-совокупность взглядов на политическое устройство общества,отношения между группами людей по поводу власти(между классами,государствами,взрослыми детьми ти т.д.Религия-совокупность взглядов,основывающаяся на вере в сверхестественное,на вере в значимость особых ритуальных действий.Если нет молитвы-нет религии.

Искусство

Искусство – форма общественного сознания.

Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.

К проблемам художественного творчества относятся художественные направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.

Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности.

Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.

Морфология искусства (виды):

1. художественная

2. литература

3. архитектура

4. декоративное искусства

5. живопись

6. графика

7. музыка

8. хореография

9. театр

10. искусство фотографии

11. кино

12. телевидение

13. эстрада

14. цирк.

Функции искусства:

1. Гносеологическая

2. Воспитательная

3. Коммуникативная

Наши рекомендации