Учебно-методический комплекс
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой философии:
доктор философских наук Рыбаков Н.С.
«_____» _____________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ»
Рекомендуется для направления (ий) подготовки
Педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника _____бакалавриат__________________
Форма обучения: очная
Курс 1, семестр – 2
Всего - 3 ЗЕ/К, 108 часов
Аудиторные занятия (всего) | 46 часов | |
В том числе: | ||
Лекции | 20 часов | |
Семинары (С) | 26 часов | |
Самостоятельная работа (всего) | 62 часа | |
Вид промежуточной аттестации | экзамен | |
Общая трудоемкость | 108 часов | |
Программу подготовила: З.В. Оловянникова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ПсковГУ ПСКОВ | ||
1. Цели и задачи дисциплины:
Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в курс философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Философия» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.Б.3.).
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются; является предшествующей для специальных философских дисциплин (напр., "философия науки", философия техники"), если таковые предусмотрены учебным планом.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
По окончании изучения дисциплины предполагается, что выпускник обладает следующими общекультурными компетенциями (ОК):
l владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
l способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
l способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
В результате изучения дисциплины студент должен
- Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
- Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
- Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
Содержание разделов дисциплины
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины | |
Философия, ее предмет и место в культуре | Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии. | |
Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. | Возникновения философии. Философия древнего мира . Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции русской философии. | |
Философская онтология | Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. |
Теория познания и методология науки. | Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Философия и методология науки | Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальная философия и философия истории | Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Философская антропология | Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса Разделы дисциплины и виды занятий
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«ФИЛОСОФИЯ»
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
- Философия, ее предмет и место в культуре
- Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии
- Философская онтология
- Теория познания
- Философия и методология науки
- Социальная философия и философия истории
- Философская антропология
- Вопросы для экзамена и собеседования
Основная литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.
Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008
Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009
Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.
Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.
Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Раздел 1
Философия: предмет, место в культуре и обществе
Семинар.
Вопросы:
1.Понятие мировоззрения. Уровни мироотношения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Знания, ценности, нормы как элементы мировоззрения
2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
3. Соотношение философии и религии
4.Соотношение философии и науки
5.Основные характеристики философского знания: целостность, проблемность, альтернативность, критичность, рефлексивность, гуманистичность
6. Основные проблемы и разделы философского знания
7.Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая
8.Роль философии в развитии человека и общества
Основные понятия:мировоззрение, мифология, религия, философия, наука, рефлексия
Контрольные вопросы
1. Что такое мировоззрение?
2. Каковы основные исторические типы мировоззрения? Как соотносятся философия и мировоззрение?
3. Чем отличается философия от мифологии и религии с точки зрения их мировоззренческого содержания?
4. В чем состоит сходство и различие философии и науки? В каком смысле философия "больше чем наука"?
5. Что может стать стимулом или толчком к философствованию?
6. О какой любви и к чему говорит философия?
7. Что является проблемным полем философии?
8. Мир как целое - что это такое?
9. В чем заключается своеобразие предмета философии ?
10. Как Вы представляете себе отношения между философией и жизнью?
- Перечислите основные функции философии и разделы философского знания, раскройте их содержание
- Какое содержание следует вкладывать в понятия: целостность, проблемность, альтернативность, критичность рефлексивность, гуманистичность?
- Каково место и роль философии в жизни человека и человечества?
Темы рефератов, докладов, эссе:
1. Мифология как мировоззрение
- Религия как мировоззрение
- Философия как особый тип мировоззрения
- Философия как любовь к мудрости: единство знания и нравственности
- Социальные и культурные условия возникновения философии
- Роль и место философии в жизни общества Философия как учение об универсализации бытия
- Человек как высшая ценность в системе философского знания
- Место философии в современной культуре
- Целостность философского знания - что это такое?
- Специфика философских проблем
Тест:
1. Как называется совокупность воззрений, оценок, принципов человека, определяющих его общее понимание действительности, его образ мысли и поведения?
1- мировоззрение
2- мироздание
3- миропорядок
4- мироустройство
2. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии:
1 - философия - это разумное миропонимание
2 - философия - это особое мировоззрение
3 - философия - это истинное мироощущение
3. Философия исследует мир как целое с помощью:
1- рациональной аргументации
2-"свидетельства веры"
3-мифологических образов
4- художественных образов
4. Предметом философии является:
1- человек и его жизнь
2- процесс познания
3- деятельность человека по преобразованию мира
4- общие основы во взаимоотношении человека и мира
5.Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения:
1 - конкретность
2 - наглядность
3 - системность
4 - абстрактность
6. Какие функции присущи философии:
1 - мировоззренческая и познавательная
2 - методологическая и прогностическая
3 - аксиологическая и ориентационная
4 - все эти функции вместе взятые
7. В чем состоит основной социальный смысл философии:
1 - в том, чтобы правильно отражать жизнь общества
2 - в том, чтобы предсказывать будущее
3 - в том, чтобы добиваться изменений к лучшему
4 - в том, чтобы обеспечить высокую духовность
1. Среди перечисленных характеристик выберите номера тех, которые относятся к A- мировоззрениюи Б- философии
Помните: возможно, что некоторые характеристики относятся сразу к двум указанным сущностям.
1- плюралистичность;
2- умозрительность;
3- экспериментальная проверяемость;
4- система ценностей и идеалов;
5- целостность;
6- фрагментарность;
7- абстрактность;
8- совокупность норм и установок
Раздел 2.