Присущ раннему возрождению
- Шапелето был по жизни нечестный человек.
- Хотел представить себя в лучшем свете.
- Насмехался над доверчивостью монаха.
- Лгал ради забавы, развлечения.
- Не боялся смерти, божьего наказания.
- Был уверен во всепрощении бессмертного Бога, а не простого смертного монаха.
- Насмехался над обрядом исповеди.
- Не понимал таинства исповеди.
- У него было свое представление о жизни.
я понимаю, что ты…
- Всего лишь человек
- Тебе свойственно ошибаться
- Ты слаб, но ты – мое творение
я прощаю тебя, т. к….
- Ты – человек
- Твое несовершенство – это не недостаток, это только слабость, простая человеческая, ты ведь не бог
- У тебя всегда есть шанс стать лучше
- Ты – земное существо, а на земле все не так, как на небе
Ко времени Боккаччо уже было широко распространено (и осуждено церковью) учение о «двойной истине» или «двойном опыте». То, что представлялось истинным с точки зрения философии, могло не удовлетворять положениям веры, в то же время не подрывая их, поскольку у веры и разума – разная сфера действия. Это путь обособления земного вообще, признания невозможности в человеческих делах целиком и полностью следовать законам Царства Божия. (И.Шайтанов)
1. Разум – вера
2. Земное – царство Божие
3. Двойная истина – чистота веры
Какая сфера отражена в новелле 1 и 2?
- человеческая
- божественная
Какие жизненные принципы выбирают герои?
§ адаптироваться к земной жизни
§ руководствоваться исключительно божественной мудростью
§ уметь жить в человеческой сфере действий
§ не забывать о возможности вечной жизни
§ человеком управляет божественное провидение
§ вера в божественный промысел
§ не стоит заботиться о бессмертии души
§ человек слаб, и ему свойственно ошибаться
§ страх перед богом, который покарает за грехи и проступки
§ Богу – богово, а людям – все, что человеческое
- «Объект» в эксперименте - Гризельда
- Задача эксперимента - испытать терпение Гризельды.
- Тезис для доказательства - бесприкословное повиновение сказанному мужем.
- Этапы эксперимента
- Мнимое умерщвление дочери
- Мнимое умерщвление сына
- Решение жениться на другой
- Отправляет жену из дома в одной сорочке
- Гризельда занимается самой черной работой
- Состояние «объекта» эксперимента – хотя с большими переживаниями, Гризельда все стерпела, все снесла, не перечила, все принимала как должное, не противилась воле своего мужа.
- Итог эксперимента – все возвращается на свои места. Муж и жена жили долго и счастливо.
- Вывод: добродетель обитает даже в убогих хижинах
- человек – совершенное создание
НО! Рассказчик замечает, что существуют границы «эксперимента», человек - не объект в эксперименте, а живое существо
· «мы не можем отвечать за то, что сверх наших сил и возможностей»,
· «распоряжаться мы можем лишь своей волей»,
· «воля является единственной основой и мерилом человеческого долга»?
Подчеркнутые выражения акцентируют:
- Ограниченность человеческих возможностей (ч-к не м/совершать то, что превосходит его возможности)
Выделенные выражения акцентируют:
- «Человекозакнутость», т.е. человек распоряжается только собой, своей волей, своими поступками, он перестает быть равным Богу, т.е. человек не создатель, не творец, он всего лишь отвечает сам за себя)
Мысль философа | Тезис |
«мы не можем отвечать за то, что сверх наших сил и возможностей» | Ограниченностьвозможностей человека, человек не управляет всем миром, а лишь своей волей |
«распоряжаться мы можем лишь своей волей» | В человеке есть только человеческое, а не божественное, следовательно, в человеке нет божественной силы и мощи |
«воля является единственной основой и мерилом человеческого долга» | Жизнь не просто самоценна, ее ценность – в поступках человека; учиться жить надо не на пороге смерти, а в течение всей жизни, исполняя свой долг. |
День 1 | Рассказчик | Герои новеллы | Ренессансные черты |
Новелла 4 | Дионео | Монах Аббат Девушка | |
Новелла 5 | Фьяметта | Маркиза Король | |
Задание 2. Если тема – это круг событий и явлений, составляющих основу художественного произведения, то тема(ы) новеллы 4 -это
- Любовная встреча монаха и девушки
- Богобоязненное богослужение.
- Наказание монаха.
- Поведение монаха и аббата
- Разговор монаха и аббата
Если проблема – это отбор и выделение в избранной теме тех вопросов, которые интересуют писателя, то проблема(ы) новеллы 4 - это
- Имеет ли право монах на плотские наслаждения?
- Монах – это только святой или еще и мужчина?
- Что важнее: душа или тело?
- Интересна ли жизнь монаха?
- Какие качества надо ценить в монахе не как в священнослужителе, а как в представителе рода человеческого?
Если идея – это авторское решение проблемы, выражающее сущность отношения писателя к жизни, то идея(и) новеллы 4 - это
- Право и обязанность человека - наслаждаться жизнью
- Святой, монах - это аскетическая личность.
- Телесность также важна, как и духовность.
- «Человек не из железа, не из алмаза».
- К природным талантам человека относится остроумие, хитроумие, умение найти выход из практически безвыходного положения.
- Монах не имеет права на телесные удовольствия.
…человеке щедром, широком / (черты характера), жившем по-барски / (способ жизни), любившем охоту псовую и соколиную / (интересы, занятия) что не мешало ему, однако ж, заниматься и важными делами / (род деятельности)
Цитата из текста | Синонимическая (смысловая) замена | Ренессансная ценность |
«живший по-барски» «человек щедрый и широкий» «любившем охоту» «заниматься важными делами» |
| Идея наслаждения жизнью, восприятие жизни в категории «приятное» ____________________________ ___________________________ __________________________ ___________________________ Человек любит развлечения, веселье, сочетает приятное (охота) с полезным (общение в компании) ___________________________ __________________________ ___________________________ __________________________ |
- Приударял за женщинами;
- Склонен к шуткам
- Врал, «не моргнув глазом»;
- умел вывернуться из любой ситуации
- умел остроумно ответить
- не впадал в отчаяние, даже в безвыходной ситуации
- верил в силу своих способностей
- верил в чувство юмора своего хозяина
- знал, что из любой ситуации есть выход
- использовал в жизни свои природные таланты
В ренессансном человеке ценится остроумие, находчивость, приспособленность к жизни, природные таланты, оптимизм, юмор, смекалка, единство внутреннего и внешнего.