Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
Тема 1. Преднаука. Специфика архаического знания: антропоморфизм, синкретизм, анимизм Прагматизм мифологического мышления. Архаический обыденный опыт и наличное знание в контексте магии. Осмысление роли мифологии в становлении и функционировании научного знания. Современная мифология и наука.
Тема 2. Преднаука: специфика древневосточного знания. Роль письменного языка в концептуализации мышления. Математика, астрономия, медицина в древневосточных цивилизациях. Статус древневосточного ученого человека. Отношения «западной» и «восточной» стратегий порождения, функционирования, хранения и трансляции знания.
Тема 3. Античный этап становления науки. Появление теоретического отношения к миру. Роль внешних и внутренних факторов в становлении теоретического мышления. Космоцентризм древнегреческого познания: Космос – Полис – Логос. «Фюзис» и «онтос». «Эпистеме» и «докса». Роль принципа тождества бытия и мышления в проблеме знания. Роль логики и математики. «Фюзис» и «техне»: статус и задачи теоретического и ремесленного знания. Древний Рим. Теория и дисциплина.
Тема 4. Средневековый этап становления науки. Теоцентризм средневековой эпистемологии. Роль принципов креационизма и гуманизма христианской теологии в развитии познания. Средневековая эпистемология: вера и знание. Апофатика и катафатика. Средневековая схоластика. Университетское знание: спор реалистов и номиналистов. Движение к опытно-организованному знанию. Опыт, умозрение и Откровение. Концепция «двух истин»: Бог теологов и Бог философов. Цеховая организация ремесленно-практического знания.
Тема 5. Становление опытной науки. «Ученое незнание» и «совпадение противоположностей» в обосновании физической бесконечности Н. Кузанским. Специфика ренессансной эпистемологии гуманизма. Роль линейной перспективы в становлении научной картины мира. «Коперниканская революция»: Коперник, Бруно, Кеплер, Галилей. Гелиоцентризм космологии и новое соотношение математики и физики. Роль экспериментального метода. Соединение экспериментального метода с математическим описанием природы.
Тема 6. Ньютонианско-картезианская парадигма науки. Самосознание свободного индивида познания. Учение о научном методе Р.Декарта. Вклад «физики принципов» И. Ньютона в становлении физической картины мира. Механика как методология. Формирование дисциплинарно-ориентированной науки. Технологическое применение науки. Техническая революция 17 века.
Тема 7. Эмпирическая и рационалистическая стратегия научного знания. Основные представители и концептуальные идеи эмпиризма и сенсуализма 17-19 вв. Сознание познающего человек как «tabula rasa». Учение о первичных и вторичных качествах, простых и сложных идеях. Формирование теории познания как теории отражения и ее роль в развитии и кризисе классической науки. Успехи и трудности эмпирической стратегии. Сравнительный анализ эмпирической методологии античности и эмпирико-экспериментального новоевропейского методологизма.
Рационалистические концептуальные идеи Р.Декарта, Б.Спинозы и Г.Лейбница: ясность и отчетливость познающего мышления, врожденные идеи, интеллектуальная интуиция, логико-математический аналитизм рационалистической стратегии. Успехи и трудности рационалистской стратегии развития науки.
Тема 8. Коперниканский переворот» в эпистемологии И. Канта: гносеологический транцендентализм как способ решения проблема научного знания. Связь гносеологии и антропологии в «коперниканском перевороте». Поворот к конструктивизму в проблеме объекта науки. Научное знание как априорный синтез. Деятельностная методология.
Тема 9. Современная научная картина мира. Роль квантовой теории, биологического и социально-гуманитарного знания в формировании современной научной картины мира. Междисциплинарый характер научного знания. Современная космология о строении Вселенной, инфляционная модель мироздания, идея мультивселенной. Антропный принцип и идеи трансгуманизма.