Философия просвещения общая характеристика
Эпохе Просвещения соответствует становление капиталистических отношений, раннебуржуазного общества в ряде стран (буржуазные революции в Англии и Франции), в которых она и достигает своих вершин. Теории общественного договора и естественных прав Гоббса и неотчуждаемые права (на жизнь, свободу, собственность (как результат труда)) Локка встретили восторженный приём во Франции. Но если в Англии идеология Просвещения явилась следствием буржуазной революции, то, перейдя на континент, она стала предпосылкой революций (а частности в России – восстания декабристов, в США – декларации независимости).
Философия Просвещения – это больше идеология, имеющая социально-политическую направленность (отход от традиционной гносеологии, онтологии), а философия как таковая сосредотачивается в Германии (немецкая классическая философия). Но наукоцентризм Нового времени не уходит, но приобретает новый характер – вера в разум и прогресс, т.е. вера в бесконечный человеческий разум, который ведёт общество к прогрессу (одновременно происходит становление индустриального общества).
Основные направления:
1) деизм (Вольтер, Монтескье, Руссо) – критика пантеизма (отождествления Бога и природы), отвержение возможности вмешательства Бога в процессы природы и дела людей – Бог только творит мир.
Вспомним теизм. Центральное положение: Бог сотворил мир (Его существование – акт веры) и сам факт креацио (творения) продолжается; мир существует благодаря Его доброй воле. В эпоху Просвещения господствует деизм : Бог закончил творения мира (Его существование – это факт разума), и мир развивается по своим законам. Развитие общества, история в руках самих людей. Монтескье: «Дух законов» (климат, географии, нравы, образ жизни народа составляют основу каждого уникального государства), законы обеспечивают свободу (основа правового государства).
2) атеистическо-материалистическое (Дидро, Гольбах) – отвержение идеи существования Бога, объяснение происхождения мира и человека с материалистических позиций.
Природа – вся вселенная, она вечна. Субстанцией является материя. Материя находится в движении. Движение происходит в пространстве и времени. В природе господствует причинность. Случайностей нет. В природе множество законов. Многие из них познаны, особенно четко считали они, сформулированы законы небесной механики. Законы механики пронизывают все сферы природы, в том числе и действуют при функционировании человека. Вселенная есть постоянный механический стационарный агрегат. И человек есть некоторая машина, действующая по законам механики. – Гольбах.
3) утопическо-социальное (Оуэн) – разработка и построение идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Общество - это продукт взаимодействия независимых и автономных индивидуальностей, преследующих свои интересы. Понятие «неизменной природы человека» послужило основанием для концепции естественной морали, естественного права, общественного договора.
Акцент делался не только на неизменную природу человека, но и на его разумность. Для всех характерна идея переустройства жизни на разумных началах.
Просветители осуждали культ и тиранию церкви. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католицизма. Только путем избавления просвещенного разума от религиозных предрассудков можно перестроить общество на разумных началах. Религиозному фанатизму они противопоставляли концепцию «естественной религии» – та религия, которая не противоречит природе человека и включает общечеловеческий принцип нравственности. Просвещение человека должно занять позицию разумного эгоизма – «живи сам и дай жить другим». Соответствующий этому принципу строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных, национальных, конфессиональных различий, а также открыть возможность каждому получить выгоду, не ущемляя личные интересы других.
Как просветители распространяют «свет» (= знание)? До определённого момента обучение было привилегией, распространение новых идей осуществлялось в кругах интеллигенции, в эпоху же Просвещения существовала цель нести знания в народ различными способами (академии, масонские ложи, письменные трактаты и др.). Но свои идеи просветители несли в неподготовленные головы (отсутствие базы, не умение думать, формировать свою точку зрения), что привело к принятию данных идей на основе авторитета при непонимании сути и последствий. Поэтому Руссо не принял результатов Французской революции, хотя революционеры основывались именно на его идеях.