Распределение часов дисциплины по семестрам
Приложение 9
ГОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. Кафедрой____________
________________________
«___»___________ 20______ г.
«Философия науки и техники»
(наименование учебный дисциплины)
рабочая программа дисциплины (модуля)
Закреплена за кафедрой: Философии науки и техники
Учебный план: 071501_65-00- 12345-2344.pli | Направление подготовки: Шифр/наименование направления |
Часов по ГОСу (из РУП): | Часов по рабочему учебному плану: |
Часов по прим. программе: | Часов по рабочей программе: |
Часов на самостоятельную работу по ППД (кол-во часов)/%: | |
Часов на самостоятельную работу по РУП (кол-во часов)/% | |
Часов на самостоятельную работу по РПД (кол-во часов)/%: | |
Коэффициент уникальности дисциплины: |
Виды контроля в семестрах (на курсах)
Экзамены: | Зачёты: | Курсовые проекты: | Курсовые работы: |
Распределение часов дисциплины по семестрам
№ семестров, число учебных недель в семестрах | |||||||||||||||||||||
Итого: | |||||||||||||||||||||
РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | |
Лекции | |||||||||||||||||||||
Лабораторные | |||||||||||||||||||||
Практические | |||||||||||||||||||||
КСР | |||||||||||||||||||||
Ауд. занятия | |||||||||||||||||||||
Сам. работа | |||||||||||||||||||||
Итого |
1. Цели и задачи дисциплины | |
1.1. | Развитие общего представления о научно-техническом развитии в контексте истории культуры и в современной культуре |
1.2. | Развитие представлений о философской рефлексии научной и технической деятельности |
1.3. | Основная цель данного курса – дать целостное представление о науке и технике, необходимое для проведения взвешенной и предметной научно-технической политики, а также социальной оценки научно-технического развития. |
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины | |
2.1. | Студент должен иметь представление: |
2.1.1. | О том, что такое сама техника с философской точки зрения. В начале ХХ в. проходило интенсивное обсуждение проблематики «Техника и культура» в философии техники в рамках инженерного сообщества. Это направление относится к сфере технического оптимизма, к которому принадлежали Энгельмейер в России и Чиммер, Фр. Дессауэр и др. в Германии. Инженеров одинаково волновали и решение сложных технических задач, служащих на благо общества, и определение своего места и техники вообще в современной культуре и истории человеческой цивилизации. Они ощущали свою ответственность за судьбы западной культуры и за себя как особое сословие и как часть этой культуры, искренне верили в высокую миссию инженерства в современном обществе, оптимистически оценивая светлое будущее техногенной цивилизации. Они верили в то, что только техника способна решить многие социальные проблемы, обеспечить социальное равенство, накормить голодных, покорить пространство и время. Одновременно развивалось иное направление – культуркритика техники, которое можно отнести к техническому пессимизму. В это время еще не были так, как сегодня, очевидны многие нежелательные социальные и экологические последствия научно-технического развития. Оно воспринималось как поступательный прогресс человечества. Не бросались в глаза и опасности, связанные с господством технократического мышления. На эти опасности и подводные камни научно-технического прогресса и указывали философы и культурологи, но их голоса заглушались победоносным шествием машин и механизмов во всевозможных областях хозяйственной и повседневной жизни. В этих условиях и происходило становление философии техники и формулировка ее первой исследовательской программы. Однако обе эти крайние точки зрения оказались односторонними: первое неизбежно порождает технократизм, второе ведет к отрицанию научно-технического прогресса. Для выработки стратегии устойчивого научно-технического и экономического развития современного общества необходимо выработать срединный путь, в котором эти крайние позиции уравновешивают и взаимно ограничивают друг друга. |
2.1.2. | О «внешних» факторах развития науки, ее влиянии на общество и влиянии общества на науку. Такой подход поможет лучше понять место науки как в истории развития общества, так и в современной социальной структуре, которую часто обозначают как техногенную цивилизацию. Этот подход характерен для социологии науки. Однако подобный взгляд на науку, получивший название экстернализма, недостаточен для их полноценного анализа и обязательно должен быть дополнен содержательным методологическим анализом их «внутреннего» развития. Этот последний подход получил название интернализма. Именно такого рода анализ является характерным для философии науки с самого момента ее возникновения. В современной философии науки оба эти подхода не рассматриваются больше как конкурирующие, а скорее как взаимодополнительные. |
2.2. | Студент должен знать и уметь: |
2.2.1. | Основные концепции философии техники. В 1877/1898 гг. вышли первые публикации по философии техники (Э. Капп, Ф. Бон, П.К. Энгельмейер). Конценции культуркритики техники (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, К. Ясперс, О. Шпенглер, и др. ) также входят варсенал авторов, которые должен знать студент. Он должен уметь анализировать тексты этих философов и применять полученные знания для анализа современной ситуации научно-технического развития. Уметь истолковать новое понимание научно-технического прогресса как устойчивого развития. |
2.2.2. | Основные концепции философии науки: неопозитивизм и модели функционирования науки (К. Поппер и И. Лакатос), модели генезиса науки (А. Койре и П. Фейерабенд), модели развития науки (модель научных революций Т. Куна и эволюционная модель науки С. Тулмина) и структуралистскую модель науки. Уметь анализировать науку как предмет исследования философии и социологии науки, науковедения, а также в контексте необходимости управления научно-техническим развитием в современном обществе. |
2.3. | Студент должен иметь навыки: |
2.3.1. | Анализировать историю науки и техники с философской точки зрения с использованием изученных концепций. |
2.3.2. | Развить навыки подготовки и представления устных и письменных рефератов по истории и философии науки и техники. |
3. Формируемые дисциплиной компетенции | |
№ комп. | 3.1. Общекультурные компетенции: |
ОК-1 | Формирование представления о месте науки и техники в истории культуры и в современном обществе |
ОК-2 | Формирование этического отношения к научно-технической деятельности |
№ комп. | 3.2. Профессиональные компетенции |
ПК-1 | Овладение современной философской, общетехнической и общенаучной терминологией. |
ПК-2 | Овладение навыками разносторонего анализа ведущих философских концепций в области философии науки и техники, развитие способности философски анализировать научные и технические тексты |
4. Содержание дисциплины | ||
4.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы (выписка из ГОСа) | ||
Блок | Наименование дисциплины и ее основные разделы | Всего часов |
4.2 Содержание разделов дисциплины | |||
Код занятия | Наименование разделов и тем /вид занятия/ | Литература | Часов |
Раздел 1. Философия техники | |||
1.1. | Сущность техники: «техническое» и «нетехническое», деятельностный подход к ее определению - современная техника как процесс («технология», процедурная сторона) и как объект (техническая система) технической деятельности; естественное и искусственное – природа и техника. | ||
1.2. | Внутренняя стихийная саморефлексия в технике: «философия» в технике и философия техники. | ||
1.3. | История возникновения философии техники | ||
1.4. | Основные направления современной философии техники | ||
Раздел 2. Философия науки | |||
2.1. | Предмет философии науки: возникновение философии науки как самостоятельной философской дисциплины | ||
2.2. | Основные концепции философии науки: неопозитивизм и общая характеристика историко-научных моделей динамики научного знания | ||
5. Тематика лабораторных, контрольных и письменных работ, рефератов и других видов письменных работ | |
5.1. | Лабораторные работы:нет |
5.1.1. | Тема работы |
… | |
5.2. | Контрольные работы:нет |
5.2.1. | Тема работы |
… | |
5.3. | Письменные работы:письменные рефераты и курсовые работы |
5.3.1. | Тема работысм. след. раздел (темы рефератов) |
… | |
5.4. | Рефераты: |
5.4.1. | Темы рефератов по философии техники: 1. Инженерная и гуманитарная программы философии техники. Философия техники как результат имманентного развития инженерного мышления (Франц Рело) 2. Эрнст Капп и П. Флоренский - принцип «органопроекции» и «антропологический критерий» как основоположения философии техники 3. Фред Бон – соподчиненность философии техники философии этики; сущность техники («техническое» и «нетехническое») 4. Формулировка задач и программы философии техники Энгельмейером 5. „Философия техники“ П.К. Энгельмейера (1912) и Эберхарда Чиммера (1913) - инженеры и философы техники 6. Дискуссии о философии техники в Германии: Фридрих Дессауер и журнал «Техника и культура» Союза германских дипломированных инженеров (VDDI) 7. Дискуссии о философии техники в России: кружок по общим вопросам техники Всероссийской ассоциации инженеров под руководством П.К. Энгельмейера. 8. Технический оптимизм как апология техники, зарождение и критика технократии 9. Культуркритика техники как технический пессимизм 10. «Философия техники» Фр. Дессуэра 11. Проблема социальной ответственности инженера и проектировщика: этика техники 12. Техника и техническое знание в древних культурах как часть мифологии и основные этапы ее развития 13. Технический прогресс в первобытном обществе 14. Техника и мифология: первые этапы развития техники. Миф как зародыш проекта 15. Социальная мегамашина как прообраз механической техники (по Л. Мамфорду) 16. Особенности развития техники в древнем Китае 17. Тэхнэ и эпистеме в Древней Греции. Феномен Архимеда 18. Особенности средневековой цеховой организации ремесленной технической деятельности 19. Средневековые монастыри как „фабрики“ средневековья и лаборатории технического экспериментирования 20. Становление инженерной деятельности в эпоху Возрождения 21. Техника науки и становление научной техники в Новое время: естественное и искусственное – природа и техника 22. Технические науки и инженерная деятельность: роль высших технических школ и инженерных обществ 23. Системотехника и социотехника 24. Социальная инженерия и социальное проектирование 25.Устойчивое научно-техническое развитие и инновации: возможность социального формирования научно-технического развития общества |
5.4.2. | Темы рефератов по философии науки: 1. Основные черты неопозитивистской концепции науки, ее истоки и эволюция 2. Проблема демаркации науки от метафизики. Принципы верификации и фальсификации. Методология как логика науки 3. Общие черты и особенности постпозитивистских моделей науки и критика в них неопозитивизма 4. Метод критического рационализма К. Поппера и его учение о трех мирах 5. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и проблемы рациональной реконструкции истории науки, критика неопозитивистской и попперианской интерпретации истории науки 6. Анархистская методология науки П. Фейерабенда, принципы плюрализма, полиферации и постоянства, критика из прошлого 7. Проблема соотношения философии, науки и религии. Метод историко-критического анализа концептуальной структуры науки А. Койре, критика им неопозитивизма 8. Понятия парадигмы и научной революции у Т. Куна, анализ коперниканской революции 9. Основные характеристики эволюционной модели науки Ст. Тулмина 10. Понятия «научное сообщество», «невидимый колледж», «научная дисциплина». Проблема выделения единицы методологического анализа науки 11. Попытка объединения статической и динамической моделей в структуралистской концепции науки 12. Представление о научной теории в современной методологии науки: «стандартная концепция» и структуралистская и технологическая концепция научной теории 13. Наука как предмет философского осмысления и междисциплинарные исследования науки. Философия науки, социология науки и науковедение 14. Роль науки в развитии культуры и в современном обществе 15. Научная и мифологическая картина мира, научное мировоззрение и мифология, рациональное и иррациональное 16. Знание как предмет исследования и ценность, философская рефлексия науки 17. Наука и ненаука: границы научного познания, наука и общественность 18. Междисциплинарность и трансдисциплинарность современной науки 19. Понятие научной картины мира и ее значение для развития науки и техники 20. Классическая, неклассическая и «постнеклассическая» наука 21. Сциентизм и антисциентизм, религиозное и научное осмысление мира – границы и особенности, истины веры и истины разума 22. Теоретическое и эмпирическое, теория, наблюдение и эксперимент; роль и значение математики 23. Этика науки (биоэтика, экологическая этика, наноэтика и т.д.) и социальная ответственность ученого 24. Особенности естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Естественные, общественные и технические науки 25. Наука как социальный институт. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Становление дисциплинарной науки |
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (рекомендуемая литература) | |||||
6.1 | Основная литература | ||||
Заглавие | Назначение | Авторы | Издательство | Год издания | |
6.1.1. | Философия науки и техники | Учебное пособие для высших учебных заведений | В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов | Гардарика | |
6.1.2. | Философия науки. Общие проблемы | Учебное пособие для аспирантов | В.С. Степин | Гардарика | |
6.1.3. | Концепции современного естествознания | Учебное пособие для студентов и аспирантов технических и гуманитарных вузов | В.Г. Горохов | ИНФРА-М | |
6.1.4. | Основы философии техники и технических наук: учебник | Рекомендован учебно-методическим советом по философии, политологии и религоведению УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов и аспирантов | В.Г. Горохов | Гардарики | |
6.2. | Дополнительная литература | ||||
Заглавие | Назначение | Авторы | Издательство | Год издания | |
6.2.1. | Введение в философию техники | для студентов и аспирантов философских специальностей, специализирующихся в области философии науки и техники | В.Г. Горохов, В.М. Розин | ИНФРА-М | |
6.2.2. | Концепции современного естествознания и техники. Учебное пособие | для студентов и аспирантов технических и гуманитарных вузов, а также для философов, специализирующихся в области философии науки и техники | В.Г. Горохов | ИНФРА-М | |
6.2.3 | Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и в Германии в конце 19 – начале 20 столетий (сравнительный анализ) | В.Г. Горохов | ЛОГОС | ||
6.2.4. | Философская антропология и философия науки | Степин В.С. | Высшая школа | ||
6.2.5. | Теоретическое знание | В.С. Степин | Прогресс-традиция | ||
6.3. | Методические разработки | ||||
Заглавие | Назначение | Авторы | Издательство | Год издания | |
6.3.1. | Программа курса «Философия науки и техники». В: Программы для слушателей Республиканского центра гуманитарного образования при Государственном комитете Российской Федерации по высшему образованию (научное направление – философия) | академик РАН В.С. Степин, проф. д.ф.н. В.Г. Горохов, проф. д.ф.н. М.А. Розов и проф. д.ф.н. В.М. Розин | НИИВО | ||
6.3.2. | Генезис технической деятельности как предмет социологического анализа. Приложение к журналу «Философские науки» | В.Г. Горохов | Гуманитарий | ||