В помощь учителю и ученику
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
Учебный год
Этап I (школьный)
Ответы к заданиям для 10-11-ых классов
Максимальный балл за работу – 108 баллов + 5 дополнительных баллов.
1 задание – 58 баллов + 5 баллов
2 задание – 50 баллов
Задание №1
Прочитайте предложенную вам ниже информацию.
1.1. Придумайте кеннинги к следующим словам:
Орёл_____________________________, лес________________________________, дуб______________________________, соловей____________________________, солнце___________________________, волк_______________________________, речка____________________________, золото_____________________________ луна_____________________________,
радуга____________________________,
Каждый верный творческий ответ – 3 балла. Оригинальный образ – 1 дополнительный балл.
Итого:30 баллов + 3 дополнительных балла.
1.2. Сочините миниатюру (любого жанра) из 5 предложений (общее впечатление – 15 баллов), предварительно озаглавив её (3 балла), с одним из созданных вами кеннингов. В работе используйте 5 разнообразных средств художественной изобразительности, подчеркните их в тексте одной линией и укажите, надписав сверху, как они называются (каждый верно подчёркнутый и указанный троп – 2 балла). 2 балла – за оригинальную работу.
Итого:28 баллов +2 дополнительных балла.
Максимальный балл за задание– 58 баллов + 5 дополнительных баллов.
Комментарий к заданию №1
Творческое задание
См. распределение баллов по ходу работы.
Задания этого типа выявляют умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, требуют широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.
См. выше.
Итого:30 баллов + 3 дополнительных балла.
См. выше.
Итого:28 баллов + 2 дополнительных балла.
Максимальный балл за задание:58 баллов + 5 дополнительных баллов.
Задание №2
2. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».
· Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. Озаглавьте свою работу.
Опорные вопросы
1. Что в понимании поэта олицетворяет Красота? Чем, на ваш взгляд, обусловлен выбор заглавия?
2. Какой основной приём использует поэт, рисуя портрет героя? Как вам кажется, почему в финале он отказывается от этого приёма?
3. Каковы особенности композиции стихотворения, какой основной композиционный приём использует автор?
4. Какие особенности строфической и синтаксической организации стихотворения вы бы выделили? Как они связаны с развёртыванием сюжета стихотворения?
5. Какая фраза, на ваш взгляд, является ключевой? Как она связана с идеей стихотворения?
6. Каково ваше отношение к галерее человеческих портретов, нарисованных автором?
7. Можете ли вы утверждать, что это стихотворение – завещание поэта потомкам? Докажите.
Итого: 50 баллов.
Максимальный балл за задание– 50 баллов.
Аналитическое задание
См. распределение баллов по ходу работы.
Целостный анализ текста предполагает не столько обязательный учёт и скрупулёзное, наукообразное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста, а желание и умение ученика сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени работают на раскрытие заложенных в нём смыслов, позволяют ученику вступить в диалог с автором произведения.
*Если ученик выбрал собственный путь анализа, он имел на это право, и оценивать работу надо в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы. Назначение опорных вопросов лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста.
Критерии оценивания
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Итого:5 баллов.
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Итого:: 10 баллов.
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Итого:20 баллов.
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.
Итого:10 баллов.
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Итого:5 баллов.
Максимальный балл за задание – 50 баллов
Справка(то, о чём рецензент должен иметь представление)
В помощь учителю и ученику
Рецензия– это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом). Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.
Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.
Виды рецензий:
1. Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции.
2. Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем.
3. Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование.
4. Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение.
5. Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку. Уровни рецензий:
1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя.
2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя.
3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.
Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.
Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.
Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.
План написания рецензии
Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
— смысл названия;
— анализ его формы и содержания;
— особенности композиции;
— мастерство автора в изображении героев;
— индивидуальный стиль писателя.
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
— основная мысль рецензии;
— актуальность тематики произведения.
Советы(как писать рецензию)
• В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения.
• На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым.
• В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору.
• Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями.
• В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения.
• Излагайте подробно и обоснованно. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.
• Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.