В помощь учителю-словеснику

Материалы в помощь учителю-словеснику выпускаются издательствами «Академия». URL: http://www.academia-moscow.ru/catalogue/; «Просвещение». URL: www.prosv.ru; «Русское слово». URL: www.russkoe-slovo.ru; «Вентана-Граф». URL: www.vgf.ru; «Дрофа». URL: www.drofa.ru.

Подробные сведения о современных УМК по литературе (с аннотациями и справочным материалом), которыми может пользоваться словесник при подготовке к урокам, представлены на сайтах издательств «Академия»: http://www.academia-moscow.ru/catalogue/; «Вентана-Граф»: http://www.vgf.ru/tabid/65/Default.aspx; «Просвещение»: http://www.procv.ru/info.aspx?ob_no=12782; «Русское слово»: http://www.russkoe-slovo.ru/2009-06-14-19-02-00.html.

Учителю литературы в преподавании предмета в связи с переходом на новый Стандарт рекомендуем пользоваться при моделировании урока методическими рекомендациями, которые имеются в пояснительных записках к УМК по литературе для основной и средней школы.

Методические и справочные издания

1. Аристова М. А. Справочник по русской литературе. М.: Экзамен, 2010.

2. Беляева Н. В., Еремина О. А. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение. 2011.

3. Кадашникова Л. Ю., Савина Н. М. Уроки литературы. Организация контроля и творческая работа. Волгоград: Учитель, 2009.

4. Королева Н. С., Мошенская Г. Н. Открытые уроки литературы. 5–9 классы. М.: ВАКО, 2010.

5. Крутецкая В. А. Русская литература в таблицах и схемах 9–11 классы. СПб, 2010.

6. Кузанова О. А. Литература. Государственная итоговая аттестация. 9 класс. М.: Экзамен, 2009.

7. Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе. М.: Просвещение, 2009.

8. Меркин Г. С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. М.: Русское слово, 2007.

9. Миронова Н. А. Литература в таблицах. 5–11 классы. М.: АСТ, Астрель, 2010.

10. Миронова Н. А., Самойлова Е. А. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие. М: Экзамен, 2008.

11. Пташкина В. Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5–9 классы. Игры со словами, разработка уроков. Волгоград, 2011.

12. Русова Н. Ю. Пишем сочинение: анализ лирического стихотворения: учебно-методическое пособие. М.: Мнемозина, 2009.

13. Русова Н. Ю. Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения: учебно-методическое пособие. М.: Мнемозина, 2009.

14. Черных О. Г. Игровые уроки по литературе. 5 класс. М.: ВАКО, 2008.

Интернет-ресурсы

1. www.ropryal.ru – РОПРЯЛ – российское общество преподавателей русского языка и литературы.

2. www.mapryal.org – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.

3. http://mlis.ru/ – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС).

4. www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ).

5. http://philology.ruslibrary.ru/ – Электронная библиотека специальной филологической литературы.

6. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php – Электронная библиотека Гумер. Литературоведение.

7. http://magazines.russ.ru – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом.

8. http://lib.prosv.ru/ – «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте.

9. www.licey.net/lit/poet20 – В. П. Крючков «Русская поэзия ХХ века»: Учебное пособие.

10. Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя / Под ред. В.П. Журавлева. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/index.

htm (дата обращения: 26.07.2014).

11. http://lit.1september.ru – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».

12. http://festival.1september.ru/subjects/9/ – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы.

13. www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=ind

ex&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269 – Каталог образовательных ресурсов

по литературе.

14. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10 – Ресурсы по литературе.

15. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11daa72b-

0800200c9a66/16038/?&sort – Литература (ЦОР).

16. www.pedved.ucoz.ru – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику.

17. www.a4format.ru – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков.

18. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы.

19. http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res# – Инфотека методических материалов по литературе.

20. www.gramma.ru – справочный портал по русскому языку и литературе.

Для качественной подготовки к ГИА по литературе рекомендуется использовать учебные пособия:

1. Ерохина Е. Л. Типовые тестовые задания по литературе. М.: Экзамен, 2012.

2. Ерохина Е. Л. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. М.: Экзамен, 2012.

3. Есин А. Б. Сквозные темы в русской литературе XIX-XX веков. М.: Экзамен, 2009.

4. Зинин С. А. Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ. М.: Русское слово, 2012.

5. Кац Э. Э., Карнаух Н. Л. Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования. 10–11 класс. М.: Мнемозина, 2009.

6. Леденев А. В., Кучина Т. А. Литература. ЕГЭ: шаг за шагом. М.: Дрофа, 2011.

7. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Эффективная методика. М.: Экзамен, 2009.

8. Тралкова Н. Б. Литература. Готовимся к ЕГЭ. М.: Дрофа, 2011.

Список оборудования кабинета литературы представлен в сборнике Просвещение. М, 2010 (глава «Рекомендации к оснащению учебного процесса»).

В целях рационального использования оборудования в кабинете литературы, повышения качества литературного образования обучающихся необходимо:

1) внедрять специальные педагогические технологии и приемы при наличии интерактивной доски (Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Ч.1–6. Р.-н.-Д.: Учитель, 2008);

2) систематически обращаться к таблицам по теории литературы как в печатном, так и электронном виде (см. блог отдела русского языка и литературы);

3) обучать учащихся умению составлять презентации PowerPoint о

жизни и творчестве писателей-классиков для афиширования результатов

проектной деятельности;

4) использовать возможности подключения к ресурсам сети Интернет (виртуальные библиотеки, сайты, посвященные творчеству различных авторов, виртуальные экскурсии по домам-музеям писателей, прослушивание аудиозаписей выразительного чтения и музыкальных фрагментов и пр.);

5) с целью качественной подготовки к ГИА использовать на уроках и для самостоятельной работы обучающихся цикл видеоуроков по литературе для 11 классов, подготовленный учителями общеобразовательных организаций ДНР (см. блог ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com/, страница «Готовимся к ГИА» https://www.youtube.com/playlist?list=PLIJiB-1jbMAny7DugwV6l-jlNjRp0JQ9X);

6) для успешной реализации краеведческого компонента, воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения рекомендуем использовать видеоролики с выступлениями победителей и участников Республиканского конкурса выразительного чтения и поэтического мастерства «В который раз я повторяю слова любви к родному краю» (см. блог ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com/, страница «Конкурсы» https://www.youtube.com/playlist?list=PLVpbDBJ1K3dJY8lEDD2Z8kkLqV07s75BK&jct=mlZWCUlhwLHKvkWlqzQvIZYEeU0g0A)

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Стандарта следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельностью .

Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности, содержательно относящиеся к курсу литературы, но направленные на достижение не предметных, а личностных и метапредметных результатов.

При разработке программ курсов внеурочной деятельности по литературе необходимо учитывать структуру, а при выборе форм организации деятельности учащихся, отборе содержания курса, разработке мониторинга его результативности необходимо использовать методические рекомендации издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16622).

Школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином новой республики – ДНР.

Литературное краеведение – специфическая область знания о литературе. Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к родине. Литературное краеведение способствует развитию мыслительной активности, вызывает устойчивый интерес к художественному слову. Рекомендуем словесникам планировать встречами с современными писателями-земляками, экскурсии в музеи и библиотеки, походы по местам, связанным с творчеством писателей-краеведов, обсуждение сборников с произведениями современных авторов, в т.ч. сборника «Час мужества», включающего произведения гражданской поэзии Донбасса 2014-2015 годов Марины Бережневой, Владимира Скобцова, Анны Ревякиной, Людмилы Гонтаревой, Арсения Александрова, Никиты А. Дмитренко, Екатерины Ромащук и других. Всего книга включает работы 33 авторов. Буктрейлер по сборнику можно найти по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=MCHvwL7AMyg

Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014-2015 годов. Сборник стихов. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 112 с.

Непокорённый. – ФЛП Чернецкая Н.А., Донецк, 2016. – 100 с.

В 2016–2017 учебном году в преподавании литературы следует акцентировать внимание на вопросах, которые по результатам ГИА являются для обучающихся сложными:

1) обучать приемам анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, с опорой на текст и историко-культурный контекст;

2) развивать умение сопоставлять художественные произведения, находить аналогии в творчестве разных писателей;

3) научить пониманию роли выразительных средств художественной речи в выявлении идеи произведения и авторской позиции;

4) прививать вкус к художественной речи и мотивировать детей на использование средств выразительности в собственной устной и письменной речи;

5) обучать различным методикам написания сочинений различных жанров, уделяя особое внимание сочинению-рассуждению и эссе;

6) отработать навык выполнения разноуровневых тестовых заданий, акцентируя внимание на установлении соответствий между определениями, характеристиками, особенностями литературной эпохи, героями, определениями изобразительно-выразительных средств и т.д., а также на установлении последовательности литературных явлений, направлений, течений, эпизодов, событий, поступков и др.

Рекомендуем на августовских методических мероприятиях рассмотреть следующие вопросы:

- обновление рабочих программ по литературе для 5-11 классов;

- внесение корректив в контрольно-оценочную деятельность (количество, формы и виды контроля);

- место краеведческого компонента в курсе «Литература» для обучающихся в 5-11 классах;

- системная и систематическая подготовка к ГИА по литературе;

- мотивация к чтению как продуктивная форма развития литературной компетенции школьника, формирования квалифицированного читателя с высоким уровнем общей культуры и эрудиции;

- расширение читательского кругозора средствами внеклассного чтения;

- ИКТ-компетентность учителя литературы.

- использование электронных образовательных ресурсов на уроках литературы;

- участие в литературных конкурсах как средство формирования читательской культуры обучающихся;

- календарь знаменательных дат в литературе на 2016-2017 год;

- составление видеотеки перспективного педагогического опыта по актуальным вопросам литературного образования;

- участие в работе Донбасской ассоциации русистов (ДАР).

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР)

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://bunin.niv.ru/ – Иван Алексеевич Бунин.

2. http://chehov.niv.ru/ – Чехов Антон Павлович.

3. http://lit.1september.ru – Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

4. http://litera.edu.ru/ – Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.

5. http://nekrasov.niv.ru/ – Некрасов Николай Алексеевич.

6. http://profile-edu.ru/ – Профильное обучение в старшей школе.

7. http://rifma.com.ru/ – Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

8. http://slova.org.ru/ – Слова: поэзия Серебряного века.

9. http://som.fio.ru/ – Сетевое объединение методистов.

10. http://www.ahmatova.ru/ – Анна Ахматова.

11. http://www.aleksandrpushkin.net.ru/ - Пушкин Александр Сергеевич.

12. http://www.belinskiy.net.ru/ – Белинский Виссарион Григорьевич.

13. http://www.bibliogid.ru – BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.

14. http://www.bulgakov.ru/ – Булгаковская энциклопедия.

15. http://www.bulgakovmuseum.ru/ – Михаил Афанасьевич Булгаков.

16. http://www.chernishevskiy.net.ru/ – Чернышевский Николай Гаврилович.

17. http://www.dobrolyubov.net.ru/ – Добролюбов Николай Александрович.

18. http://www.domgogolya.ru/ – Гоголь Николай Васильевич.

19. http://www.fdostoevsky.ru/ – Достоевский Федор Михайлович.

20. http://www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

21. http://www.fonvisin.net.ru/ – Фонвизин Денис Иванович.

22. http://www.gercen.net.ru/ – Герцен Александр Иванович.

23. http://www.goncharov.spb.ru/ – Иван Александрович Гончаров.

24. http://www.griboedow.net.ru/ – Грибоедов Александр Сергеевич.

25. http://www.hrono.info/biograf/gorkyi.html – Максим Горький

26. http://www.karamzin.net.ru/ – Карамзин Николай Михайлович.

27. http://www.krugosvet.ru/ – Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

28. http://www.krylov.net.ru/ – Крылов Иван Андреевич.

29. http://www.kuprin.org.ru/ – Куприн Александр Иванович.

30. http://www.lermontov.name/ – Лермонтов Михаил Юрьевич.

31. http://www.levtolstoy.org.ru/ – Толстой Лев Николаевич.

32. http://www.likt590.ru/project/museum/ – Виртуальный музей литературных героев.

33. http://www.ostrovskiy.org.ru/ – Островский Александр Николаевич.

34. http://www.saltykov.net.ru/ – Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович.

35. http://www.slova.org.ru/esenin/index/ – Сергей Есенин.

36. http://www.solgenizin.net.ru/ – Александр Исаевич Солженицын.

37. http://www.tolstoy.ru/ – Лев Толстой и «Ясная Поляна».

38. http://www.turgenev.net.ru/ / – Тургенев Иван Сергеевич.

39. http://www.ug.ru/ – «Учительская газета».

40. http://www.zhukovskiy.net.ru/ – Жуковский Василий Андреевич.

Наши рекомендации