Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. попирает юридический порядок, и появляется монстр

попирает юридический порядок, и появляется монстр. Так же, например, поднимает проблему — и в том числе про­блему права — рождение несовершенного ребенка, обре­ченного на смерть, но проживающего несколько мгновений, часов или дней. Это нарушение естественного порядка, но в то же время и юридическая загадка. В юриспруденции, скажем в праве наследования, вы обнаружите целый ряд дискуссий, раз за разом толкуемых, но так и не находящих разрешения случаев, самый типичный среди которых таков. Мужчина умирает, когда его жена беременна; он оставляет завещание, в котором говорится: «Если ребенок, которого ждет моя жена, родится в положенный срок, то он должен будет унаследовать все мое состояние. Если же, наоборот, он не рождается или рождается мертвым, если он оказыва­ется мертворожденным, то вследствие этого мое состояние отходит моей семье».

Но кому достанется состояние, если родится монстр? Следует ли считать в этом случае, что ребенок родился, или же что он не родился? Как только рождается это своеобраз­ное соединение жизни и смерти, каковым является монстр, перед правом встает неразрешимая проблема. Если родился двухголовый монстр, или монстр с двумя туловищами, то сколько раз его крестить — единожды или дважды? Надо ли считать, что родился один ребенок, — или же детей двое? Я обнаружил следы (но, к несчастью, не сумел выяснить, куда попали документы дела, разбирательства, и ничто не подсказывает пути к ним) истории сиамских близнецов, один из которых совершил преступление, в связи с чем пот­ребовалось решить, один человек должен быть казнен или двое. Если казнить одного, другой тоже умрет, но если со­хранить невиновному жизнь, то придется оставить в живых и его брата.

Вот в чем действительно проявляется проблема мон-струозности. Монстр может быть и двуполым существом, и тогда непонятно, кем его считать, — мальчиком или де­вочкой; разрешать ли ему вступать в брак и с кем; может ли он занимать церковную должность; может ли он получать религиозный сан и т. д...

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

То, что я говорил вам, относится к XVIII веку, но я думаю, что вообще это естественно-юридическое функционирова­ние монстра — явление довольно древнее. И оно еще долго заявляет о себе — ив XIX веке. Именно его, хотя и с учетом сдвига, с учетом трансформации, мы встречаем в эксперти­зах, которые я вам читал. Но мне кажется, что уже в XVIII веке, применительно к монстру особого рода, мы видим начало разработки новой теории монструозности, которая принадлежит XIX веку. Вероятно, впрочем, что в каждую эпоху существовали — во всяком случае, для юридичес­кой и медицинской рефлексии — привилегированные типы монстра. В средние века это, конечно, был зверочеловек, то есть гибрид двух царств, человек и животное одновре­менно. Мне кажется — и к этому стоило бы присмотреться более пристально, — что в эпоху Ренессанса мы с удивле­нием встречаем такую явно преобладающую и в литературе вообще, и в сочинениях по медицине и праву, и в религиоз­ных книгах форму монструозности, как сиамские близнецы. Двое в одном, двое, составляющие одно. С очень любопыт­ной отсылкой, присутствующей почти всегда, очень регу­лярно, в сочинениях конца XVI и еще начала XVII веков: индивид с одной головой и двумя туловищами или с одним туловищем и двумя головами; таков образ королевства, та­ков образ христианства, разделенного на две религиозные общности. В связи с этим завязываются интереснейшие дискуссии, в которых сопрягаются религиозная и медицин­ская проблематики. В частности, можно привести историю двух сиамских братьев [rectius: сестер], которых крестили, или, точнее, которых попытались окрестить. Одна получила крещение, а вторая умерла, не успев креститься. Вспыхну­ла горячая дискуссия, и католический священник (который крестил) сказал: «Никаких затруднений. Если другая умер­ла, значит она должна была стать протестанткой». Есть так­же изображение Французского королевства, одна половина которого осенена крещением, а другая проклята и окутана тьмой. И во всяком случае показательно, что в юридичес­ких, медицинских и религиозных делах конца XVI и начала XVII веков сиамские близнецы — постоянная тема.

Наши рекомендации