Тема 6. человек как предмет философии - к 12.12.
ТЕМА 2.6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Основные понятия:соборность, народность, всеединство, общее дело.
Вопросы семинарского занятия: готовят все
1. Основные этапы и характерные черты русской философии. Развитие русской философии ХI- XVIII вв.
2.Русская философия ХIХ в. Славянофилы и западники. Революционный демократизм (П.Я.Чаадаев, А.С. Хомяков, И.С. Кириевский, И.С Аксаков, А.И Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г Чернышевский, анархисты, народники)
3. Материализм в русской философии (ХIХ – нач. ХХ вв.) Философия Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского.
4. Русская религиозная философия. Русский космизм.
Темы докладов
1. Русская идея.
2. Философские взгляды П.Я. Чаадаева.
3. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова.
4. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».
5. Философские идеи Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Их влияние на духовную жизнь России.
6. Философская система Вл. Соловьева.
7. Русский космизм как философское направление. Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский.
8. Проблема « Запад - Россия - Восток», ее философские аспекты.
Литература
Основная
1. Лазарев В. Введение в русскую философию/В. Лазарев. М.,1995.
2. Лосский Н.О. История русской философии/Н.О. Лосский. М., 1991.
3. Новиков А.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов/А.И. Новиков. СПб., 1998.
4. Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/enc.htm)
5. Философия: учебник/под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).
Дополнительная
1. Галактионов А.А. Русская философия ХI –ХIХ вв. 2-е изд., исп. и доп./А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров. Л. 1969.
2. Замалеев А.Ф. Курс русской философии: учеб. пособие для гуманит. вузов, школ/А.Ф. Замалеев. М., 1995.
3. Новикова Л.И. Русская философия истории/Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М., 1977.
4. Русская философия: словарь/под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.
Контрольные вопросы
1. Что такое всецелый разум русской философии?
2. Назовите основные идеи А. С. Хомякова и И. В. Киреевского.
3. Какие философские идеи русских мыслителей ХIХ – ХХ вв. оказали влияние на развитие мировой философской мысли?
4. Какие отличительные признаки характеризуют развитие русской философии в ХI – ХVII вв. ?
5. Взгляды русских просветителей ХVIII в..
6. Раскройте содержание философии русского почвенничества.
7. В чем заключается сущность философии всеединства?
Вопросы для размышления
1. Можно ли считать, что русская философия берет свое начало от П. Я. Чаадаева?
2. Почему А. И. Герцена, В. Г. Белинского и других революционных демократов называли западниками?
3. Прав ли Бердяев в своем утверждении, что каждый роман Достоевского решает одну из философских проблем? Покажите это на примере творчества Достоевского.
4. Действительно ли идея непротивления злу насилием Л. Н. Толстого становится эффективным средством решения социально-политических проблем?
5. Историк русской философии В. В. Зеньковский считает, что в философии Вл. Соловьева Абсолют с трещиной. Прав ли Зеньковский и что он имел в виду?
6. Что такое три свободы и восьмой день творения в философии Н. А. Бердяева?
ТЕМА 2.7. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА – к 12. 12. 2016
Основная цель: сформировать представления об основных особенностях, проблемах и методах современной философии.
Основные задачи: познакомиться с основными направлениями современной философии, определить их характер, место и значение в процессе эволюции философского знания.
Вопросы для обсуждения:
1.Современный философский иррационализм: «философия жизни», экзистенциализм, психоаналитическая философия.
2. Религиозная философия ХХ века: неотомизм, персонализм, христианский эволюционизм.
3. Проблема научной рациональности в современной философии науки: неокантианство, неопозитивизм, постпозитивизм.
4. Философская мысль эпохи постмодерна (М. Фуко, Ж. Деррида)
Темы докладов и рефератов
1. Человек между биологией и культурой.
2. Аналитическая философия.
3. Философия постмодернизма.
4. О. Конт и программа позитивной философии.
5. Экзистенциализм и марксизм: попытка синтеза.
6. Динамика психоаналитической мысли: от З. Фрейда к Э. Фромму.
7. Философия абсурда А. Камю.
8. Б. Рассел: математик и философ.
9. Герменевтика как искусство интерпретации.
ТЕМА 6. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ - к 12.12.
Основная цель: рассмотреть человека как проблему философии.
Основные задачи: проанализировать подходы и варианты определения человека, познакомиться с основными антропологическими концепциями, определить смысл антропологических проблем (возникновения, целей эволюции, смысла жизни, особенностей и способов существования, целей деятельности, критериев нравственности, идентификации, общения, смерти, свободы и пр.).
Учебные вопросы:
1. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
2. Структура личности. Закономерности формирования личности. Свобода и ответственность личности.
3. Смысл жизни как философская проблема; смерть и бессмертие, свобода и творчество.
4. Глобализация и глобальные проблемы современной цивилизации и будущее человечества. Проблема социального прогресса.
Темы докладов и рефератов
1. Психическое и социальное в личности.
2. Тема человеческого бытия в русской философии.
3. Экзистенциализм о сущности и назначении человека.
4. Русский космизм о сущности и назначении человека.
5. Проблема нравственного и безнравственного в личности.
6. Эгоизм, альтруизм, индивидуальность и конформизм личности.
7. Выдающиеся личности и их влияние на историю.
8. Человек как проблема в истории философской мысли.
9. Картины мира и образ человека: взаимосвязь и взаимовлияние.
10. Материальное, социальное, духовное в человеке.
11. Внутреннее и внешнее в человеке.
12. Проблема смысла человеческого бытия.
13. Личность на Востоке и Западе: культурные модели и возможность диалога.
14. Идеальные образы бытия человека в культуре: «деятель», «творец», «игрок», «фантаст».
15. Влияние современной массовой культуры на формирование личности.
16. Человек и его свобода в западной философии ХIХ – ХХ вв.
17. Виртуальные миры: способ ухода от реальности или инструмент самопознания?