Человек как предмет философии. Современные антропологические теории.

В философии человек всегда рассматривался в единстве 3 модусов его бытия-это тело, душа и дух. Тело – это физическая субстанция человеческой жизни, выступающая как элемент природы. В Античности тело-это микрокосм, в Новое время-это механизм, а далее тело понимали как организм. Душа в Античности-разум, совесть, и нравственное начало в человеке. Для современной философии душа – жизненный центр тела, являющийся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования и индивидуализирующее свойство человека в обществе, описываемое в философии через проблемы свободы воли, творчества, рока и судьбы.

В религиозной трактовке дух-связь с Богом.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.

Антропологические теории:

1.Эрнст Кассирер. Человек это символическое животное, т.к. только он выстраивает между собой и природой символическую среду. История, язык, наука, религия-все это символическая среда. Только благодаря этой среды мы можем познавать друг друга.

2.Макс Шелер. Человек-это свободной открытое существо, как личность человек открыт миру и в этом его сила, как биологический организм человек уязвим. В отличие от животного, которое всегда говорит миру да, человек способен сказать нет. Человек-это вечный протестант, вечный Фауст.

3.Эрик Фромм. «Бегство от свободы»; «Иметь или быть». Спонтанность человеческого бытия как бы пересотворяет самого человека не только духовно и экзистенциально, но и как человеческий вид. В человеке изменяется всё-и его телесность и присущая ему субъективность. Человек не то, что есть, он таков каким может стать.

Проблема человека одна из важнейших тем философии. Философия как наука изучает мир и место человека в этом мире.

Философия человека (антропологическая философия) изучает сущность человека, смысл его жизни, как субъекта и объекта познания, отношения с обществом и другие проблемы человека.

Концепции антропогенеза (появления и развития человека):

I. Религиозно-идеалистическая концепция:

Бог сотворил человека по Образу своему, наделил его разумом и душой. Это отличает его от других живых существ.

II. Концепции естественно-эволюционного происхождения человека:

1) Трудовая теория антропогенеза:

- основная составляющая причина появления разумного человека - труд.

Первым об этом сказал Б.Франклин «Человек есть животное, создающее орудия труда» (т.е. о роли труда в появлении человека он сказал раньше Маркса и Энгельса!). Автор трудовой теории антропогенеза - Ф.Энгельс (1820-1895). Работа: «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

Суть трудовой теории антропогенеза: При комплексе причин антропогенеза (в том числе - эволюции Земли, жизни и др.) главным фактором появления разумного человека является труд. В результате этого возникает: членораздельная речь, общежитие людей и формирование рационального мышления.

Стержень первоначальной человеческой деятельности - создание орудий труда (а точнее - изготовление орудий при помощи других орудий).

Эволюция орудий труда привела к изменению биологических и социальных функций человека и его дальнейшему совершенствованию.

2) Эволюционная теория антропогенеза:Автор - Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955), Франция, работа «Феномен человека».

Суть:

1. Появление человека разумного (хомо сапиенс) есть скачок в антропогенезе.

2. Выделению человека из природы способствовал комплекс причин:

1) Внутренние силы самого организма;

2) Увеличение и усложнение мозга;

3) Овладение огнем;

4) Овладение орудиями труда;

5) А главное - возникновение человека есть процесс коллективный и поэтому первым разумным человеком могло быть только множество людей, т.е. их коллективная жизнь.

Единство социального и биологического в человеке

Человек как представитель биологического рода есть существо биологическое. Одновременно, он также является существом социальным, т.к. живет в обществе с его многочисленными социальными и духовными связями. Биологическое и социальное в нем тесно переплетены. Таким образом, человек есть особое, биосоциальное существо.

Наши рекомендации