Коды культуры средневековья
Семинары по культурологии
Семинар № 1
Типология культуры
1.Линейно – эволюционная и циклическая модели культурно – исторического развития
( Н.Я.Данилевский, О. Шпенглер).
2.Типология культуры П.А. Сорокина
3.Природа и значение игры как явления культуры.
Игра и правосудие: на основе работы Й. Хейзинга «Homo Ludens»
4.Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
Основная литература
1.Герасимова С.А. Культурология и теория телекоммуникации. – М.,2007. С. 19-24.
2.Кармин А.С. Культурология – М.,2007. С.367-417.
3.Проблемы культуры XX века. – СПб.,СЗАГС,2003. С.150-154.
Дополнительная литература
1.Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерк этнической истории. М., 1998. С.5-17.
2.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2001, гл. 4 – 5.
3.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2002, с. 38 – 46.
4.Шпенглер О. Закат Европы. М.,2000. Т 2: Гл.1-2.
5.Хейзинга Й. Homo Ludens. – М.,1996. Гл.1.
Семинар №2
Культура как семиотическая система
1. Коммуникативно – символическая природа культуры
2. Понятия «знак» и «символ», механизм их образования
3. Классификация знаков и знаковых систем
4. Язык формальной логики и язык законодательных актов
5. Символы в религии и в искусстве. Значение символов в развитии культуры
Основная литература
1.Герасимова С.А. Культурология и теория телекоммуникации. – М.,2007. С. 13-19.
2. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.,2003. .269-287.
3. Культурология ХХ век. Энциклопедия. - СПб., 1998. Т. 1 С.222-224; Т. 2 С. 199-206.
Дополнительная литература
1.Голев Н.Д. Актуальные проблемы юрислингвистической экспертизы. М., 2001.
http://irbis.asu.ru/mmc/golev/9.ru.shtml#9
2.Руднев В.П. Словарь. Культура ХХ века. М.,1997. С.177-180, 270-273.
Методические указания
1.Уметь объяснить соотношение понятий: знак и символ, механизм их образования.
2.Роль символов в развитии культуры.
3. Знать классификацию знаков и знаковых систем культуры.
СЕМИНАР № 3
МИФ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Вопросы
1. Особенности мифологического сознания
2. Типология мифов
3. Мифологическая картина мира /на примере анализа определенной этнической общности
4. Мифология как источник формирования этнической и национальной культуры
5. Античная мифология: теогонии и космогонии
6. Мифы и их интерпретации в творчестве трагиков древней Эллады. Роль театра в античной культуре.
7. Особенности культуры эллинистического периода.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982.
2. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1995.
3. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1986.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Миф как мировоззренческая категория. Соотношение понятий «миф» и «действительность».
2. Уметь объяснить такие понятия, как: синкретизм, фетишизм, анимизм, магия.
3. Проиллюстрировать на примерах как из сюжетов мифов складывается мифологическая картина мира в различных культурах.
СЕМИНАР № 4
КОДЫ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ВОПРОСЫ
1. Роль христианства в формировании религиозного типа средневековой культуры.
2. Сословный характер средневековой культуры. Клерикальная, рыцарская и народная культура европейского средневековья.
3. Этапы развития Древнерусской культуры. Особенности принятия христианства на Руси.
4. Национальное своеобразие русской средневековой культуры. Роль христианства в развитии русской культуры.
5. Символика в искусстве и религии средневековой культуры
ЛИТЕРАТУРА
1. Августин А. Исповедь.
2. Бедье Сказание о Тристане и Изольде.
3. Сказание о Борисе и Глебе.
4. Илларион Слово о Законе и Благодати.
5. Домострой.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
2. Культурология. Основы теории и истории культуры. Уч. Пособие /Под ред. Кефели И.Ф. СПб., 1996.
3. Курбатов Г.Л., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Уметь объяснить понятия: монотеизм, теоцентризм, дуализм.
2. Знать хронологические рамки древнерусской культуры, основные этапы ее развития и объяснить ее специфику.
3. Уметь сравнить коды западноевропейской и древнерусской культуры.
Семинар№5
КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основные вопросы
1. Возрождение - переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени.
2. Причины обращения к традициям античной культуры
3. Символы культуры Возрождения /на примере трудов: Пико дела Мирандола, Н. Макиавелли, Д. Боккаччо
4. Противоречия эпохи Возрождения
5. Особенности культуры Северного Возрождения
Научная литература
1. Баткин Л .М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1987.
2. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1996.
3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. С.449-73, 95-110, 122-138, 239-248.
4. Рутенберг В. И. Титаны Возрождения. М., 1991.
Художественные тексты
Боккаччо Дж. Декамерон.
Макьявелли Н. Государь.
Петрарка Ф. Сонеты.
Пико делла Мирандола О достоинстве человека.
Шекспир В. Укрощение строптивой. Ромео и Джульетта. Гамлет.
Методические указания
1. Знать хронологические рамки эпохи Возрождения.
2. Знать основные понятия: Ренессанс, гуманизм, антропоцентризм, гелиоцентризм, геоцентризм.
3. Знать основные научные и художественные тексты. Уметь на примерах характерных произведений раскрыть гуманистические идеалы человека, новую систему ценностей и круг идей эпохи Возрождения.
Семинар№ 6