Шлока 48. Смысл слов «поедание коровьего мяса» в хатха-йоге
Слово «го» означает язык (а также корову). Когда он входит в верхнее небо, это «поедание мяса коровы». Она (кхечари)разрушает великие грехи.
Здесь йог Сватмарама проясняет значение слов «поедание мяса коровы». Слово «гоманса» означает «язык» и не должно буквально интерпретироваться как «мясо коровы». Когда язык глотается назад и вверх в носовую полость, это называется в хатха-йоге «поеданием мяса коровы».
Конечно, если вы попросите невегетарианца «поесть мяса», это не будет звучать чем-то необычным, но для большинства индусов это считается кощунством, святотатством. Для большинства индусов поедание коровьего мяса является одним из наихудших преступлений, влекущим за собой наихудшую карму. Индусы считают корову самым священным животным; ей поклоняются как одному из проявлений Деви. Поэтому Сватмарама должен пролить свет на практику «поедания коровьего мяса».
Говорят, что эта практика кхечари разрушает «великие грехи». Что это за грехи? Имеется много вариантов пяти великих грехов, описанных как в йогических, так и в буддистских текстах. Некоторые определяют эти грехи как убийство брамина (того, кто поддерживает и пропагандирует духовные ценности), питье алкоголя и потеря рассудка, воровство, прелюбодеяние с женой гуру и пребывание в компании людей, кто занимается такими делами. Это, однако, социальные и моралистические интерпретации. В других текстах мы находим более личностные определения пяти смертных грехов как дефектов характера, которые не являются явными преступлениями, но могут послужить причиной для таковых — вожделение, жадность, раздражительность, страх, невежество и/или зависть. Эти свойства характера называются также в некоторых текстах «шестью врагами».
Как кхечари разрушает великие грехи? Независимо от того, как много вы практикуете кхечари, если ваши эмоции или желание подтолкнули вас на определенный поступок и один из этих дефектов проявился в вашем поведении или даже если один такой грех совершен вами, то факт практикования кхечари не изменит того, что вы сделали. Занятия кхечари, однако, могут произвести изменения в вашем сознании, так что вы будете учиться на ошибках и не будете совершать их снова, а также научитесь управлять своими внутренними силами так, чтобы в вас не оставалось ненужного чувства вины или какого-то беспокойства.
Кхечари помогает преодолевать сильные эмоции и страсти, которые понуждают вас действовать исходя из раздражительности, жадности и т.п. Вы можете перестроить саму структуру ваших мыслей и желаний. В этом смысле мы можем сказать, что грехи разрушаются. Давайте не воспринимать здесь, однако, слово «грех» в религиозном контексте; скорее смотрите на это явление как на препятствие в духовном прогрессе. Эти «негативные образы действий» ума, которые хватают тело и заставляют вас действовать, могут стать мощным сдерживающим фактором на нижних уровнях сознания и препятствием к дальнейшему развитию. Они не должны подавляться, но все же должны преодолеваться, и кхечари мудра дает прямой способ это сделать — путем распознавания своих тонких форм.