Политическое учение марксизма

Главное в учении К. Маркса, это — выяснение и обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата Политическое учение марксизма - student2.ru
 
  ▫ Суть политического учения К. Маркса определяется политической на­правленностью марксизма. Направленность, цель и суть марксизма наибо­лее определенно изложены в письме К. Маркса к Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. К. Маркс пишет: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл суще­ствование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу меж­ду собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое разви­тие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анато­мию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фаза­ми развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов...» В этих словах К. Маркс выразил суть своего политического учения:   • во-первых, К. Маркс определил главное и коренное отличие его учения от учения передовых мыслителей буржуазии; • во-вторых, К. Маркс обосновал тезис о том, что классы не есть имманен­тный феномен социальной структуры общества, а представляют они (клас­сы) собой лишь историческое явление, обусловленное тем или иным спосо­бом производства, т. е. возникновение и отмирание классов определяется ма­териальными условиями жизни общества, • в-третьих, во втором положении письма, где ставится вопрос о переходе к диктатуре пролетариата, речь идет о способе этого перехода, т. е. о насиль­ственной революции. Мысль насильственной революции лежит в основе всего учения К. Маркса; • в-четвертых, в последнем положении письма речь идет о пролетарском государстве, которое представляется К. Марксу как особая организация на­силия против буржуазии, ибо диктатура одного класса является необходи­мой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического пе­риода, отделяющего капитализм от «общества без классов». Все остальное в марксизме подчинено теоретическому обоснованию и прак­тическому осуществлению этих политических идей в общественную жизнь.

Философия марксизма

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ была создана совместно двумя не­мецкими учеными — Карлом Марксом (1818—1883) и Фридрихом Эн­гельсом (1820—1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма. Основные труды Ф. Энгель­са: «Анти-Дюринг» (1878), «Людвиг Фейербах и конец классической немец­кой философии» (1886), «Диалектика природы» (опубл. в 1925), «Проис­хождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и др.  
 
  Основные черты марксистской философии
 
▫ Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достиже­ния философии, науки и общественной практики и впервые в истории по­знания сделал философию непосредственным орудием социального действия. Эта практически-революционная направленность составляет важнейшую осо­бенность марксистской философии и ее основных составляющих: диалекти­ческого материализма и исторического материализма. ▫ По своим функциям марксистская философия есть философское мировоз­зрение, а также общая методология познания окружающего мира и революци­онного действия. ▫ Диалектический материализм исходит из признания материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности. В центре вни­мания диалектического материализма проблемы материального мира (онтоло­гия), вопросы теории развития объективного мира (диалектика), теории по­знания (гносеология) и логики. Отсюда и основной принцип диалектическо­го материализма — единство диалектики, логики и теории познания. ▫ Исторический материализм раскрывает движущие силы и основные законо­мерности исторического процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерность смены общественно-экономических формаций. Создание материалистического понимания исто­рии, философская разработка учения о человеке, роли труда в антропогенезе и социальном развитии человека, предметной человеческой деятельности, об общественной практике, единстве духовного и материального производства, объективного и субъективного - таковы важнейшие моменты марксистского философского учения об обществе, о человеке. ▫ Создание диалектического и исторического материализма сняло вопрос об исторической ограниченности всего старого материализма, которая заключа­лась в следующем: 1) старый материализм был созерцательным', 2) этот мате­риализм был преимущественно механическим; 3) ему был свойственен мепга-физический, антидиалектический метод мышления и 4) для него характерно идеалистическое понимание общественных явлений.

Иррационализм

Иррационализм
 
▫ Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный): 1. В широком смысле — обозначение идеалистического философского тече­ния, которое в противоположность рационализму, ограничивает или отрица­ет возможности разума в процессе познания и делает основой миропонима­ния нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия; 2. В узком смысле — общее название для ряда различных философских кон­цепций и школ, выдвигающих на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосред­ственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «оза­рение», воображение, «бессознательное», инстинкт и т. п. ▫ Выделяются три основные группы иррационалистических концепций и школ: 1) первая связана с констатацией ограниченности буржуазно-просветительс­кого «рассудка» и попытками вырваться за его пределы; 2) вторая связана с реакцией на гегелевскую диалектику (с констатацией ограниченности идеалистического способа обоснования рационализма вообще); 3) третья связана с реакцией на марксизм (с констатацией понимания мате­риалистической диалектики как единственного научного мышления). ▫ Особые трудности для классификации представляет первая группа иррацио­налистических школ и концепций. Представители этой группы: Б. Паскаль (1623-1662), И.Г. Гаман (1730-1788), Ф.Г. Якобы (1743-1819) имели склон­ность к теологическому решению проблемы веры и знания. Это было обус­ловлено их неспособностью сформулировать данную проблему в ее собствен­но философских понятиях и категориях, не прибегая при этом к религиоз­ным представлениям. Так, философию Ф.Г. Якоби отличают два момента: а) усмотрение несостоятельности логического мышления в том, что оно мо­жет постичь только обоснованное и обусловленное; б) выведение божественного откровения из неспособности логического мыш­ления дедуцировать эмпирически-чувственное бытие. ▫ Во второй группе различаются три направления: 1) объективно-идеалистическое (Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854), А. Шопенгау­эр (1788-1860) и Э. Гартман (1842-1906)); 2) субъективно-идеалистическое (С. Кьеркегор (1813—1855)); 3) релятивистское (Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941)); и осно­воположники прагматизма - Ч. С. Пирс (1839-1914) и У. Джеймс (1842-1910). ▫ К третьей группе относят современный экзистенциализм, современный прагма­тизм, «философию жизни», бергсонианство и русский иррационализм Н. Бердя­ева (1874-1948), Л. Шестова (1866-1938), Я. Лосского (1870-1965), С. Франка (1877-1950) и др.

Философия А. Шопенгауэра

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860) - немецкий философ-идеалист. В своем творчестве выступал против диалектики и историзма Г. Гегеля, примыкал к И. Канту и сочетал кантианство с платонизмом. Волюнта­ризм он рассматривал как основной и универсальный принцип всей философии. Главный труд: «Мир как воля и представление» (1819)
 
Иррационалистический волюнтаризм А. Шопенгауэра
Политическое учение марксизма - student2.ru
▫ Философия А. Шопенгауэра — объективный идеализм в сочетании с идеализмом субъективным. Характерная особенность его философского уче­ния - волюнтаризм, согласно которому основной движущей силой, опре­деляющей все в окружающем мире, является воля. Если волюнтаризм — универсальный принцип учения А. Шопенгауэра, то воля — основное понятие (категория), представляющее абсолютное начало, основу всего су­щего, идеальную силу, способную определять все предметы, явления и процессы окружающего мира. Воля - основа сознания и всеобщая сущ­ность вещей. Воля — высший космический принцип, лежащий в основе мироздания. ▫ А. Шопенгауэр вслед за И. Кантом различает «вещь в себе» и «явления». «Вещь в себе» познаваема, она есть не что иное, как «воля». «Воля» порож­дает «представления». Мир явлений и мир сущностей являются соответ­ственно миром представлений и миром воли. ▫ А. Шопенгауэр сформулировал логический закон достаточного основа­ния. Согласно этому закону истинная философия должна исходить не из объекта (как утверждают материалисты), и не из субъекта (как считают субъективные идеалисты), а из порожденного бессознательной волей пред­ставления, которое является фактом сознания. Для философии, по мне­нию А. Шопенгауэра, неопровержимым тезисом оказывается утверждение: существую только я сам один, а весь мир — мое представление, т. е. окру­жающий мир есть мир представлений в сознании человека. ▫ Познание вообще, по мнению А. Шопенгауэра, развивается в двух фор­мах: либо как интуитивное познание (познание рассудка), либо как отвле­ченное (рефлективное) познание (познание разума). Основная форма позна­ния — интуитивная. Совершенным познанием является созерцательное по­знание, которое опирается не на интеллект, подчиненный воле, а на интуи­цию. Интуитивному познанию сущность мира открывается как «воля», т.е. не как отдельная вещь, а как ее «идея», или вечная форма. ▫ Взгляды А. Шопенгауэра на проблемы человеческой судьбы, свободы, счастья в целом носят пессимистический характер.

Наши рекомендации