Главное в учении К. Маркса, это — выяснение и обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата |
|
▫ Суть политического учения К. Маркса определяется политической направленностью марксизма. Направленность, цель и суть марксизма наиболее определенно изложены в письме К. Маркса к Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. К. Маркс пишет: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов...» В этих словах К. Маркс выразил суть своего политического учения: • во-первых, К. Маркс определил главное и коренное отличие его учения от учения передовых мыслителей буржуазии; • во-вторых, К. Маркс обосновал тезис о том, что классы не есть имманентный феномен социальной структуры общества, а представляют они (классы) собой лишь историческое явление, обусловленное тем или иным способом производства, т. е. возникновение и отмирание классов определяется материальными условиями жизни общества, • в-третьих, во втором положении письма, где ставится вопрос о переходе к диктатуре пролетариата, речь идет о способе этого перехода, т. е. о насильственной революции. Мысль насильственной революции лежит в основе всего учения К. Маркса; • в-четвертых, в последнем положении письма речь идет о пролетарском государстве, которое представляется К. Марксу как особая организация насилия против буржуазии, ибо диктатура одного класса является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от «общества без классов». Все остальное в марксизме подчинено теоретическому обоснованию и практическому осуществлению этих политических идей в общественную жизнь. |
Философия марксизма
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ была создана совместно двумя немецкими учеными — Карлом Марксом (1818—1883) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма. Основные труды Ф. Энгельса: «Анти-Дюринг» (1878), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), «Диалектика природы» (опубл. в 1925), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и др. |
|
Основные черты марксистской философии |
|
▫ Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения философии, науки и общественной практики и впервые в истории познания сделал философию непосредственным орудием социального действия. Эта практически-революционная направленность составляет важнейшую особенность марксистской философии и ее основных составляющих: диалектического материализма и исторического материализма. ▫ По своим функциям марксистская философия есть философское мировоззрение, а также общая методология познания окружающего мира и революционного действия. ▫ Диалектический материализм исходит из признания материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности. В центре внимания диалектического материализма проблемы материального мира (онтология), вопросы теории развития объективного мира (диалектика), теории познания (гносеология) и логики. Отсюда и основной принцип диалектического материализма — единство диалектики, логики и теории познания. ▫ Исторический материализм раскрывает движущие силы и основные закономерности исторического процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерность смены общественно-экономических формаций. Создание материалистического понимания истории, философская разработка учения о человеке, роли труда в антропогенезе и социальном развитии человека, предметной человеческой деятельности, об общественной практике, единстве духовного и материального производства, объективного и субъективного - таковы важнейшие моменты марксистского философского учения об обществе, о человеке. ▫ Создание диалектического и исторического материализма сняло вопрос об исторической ограниченности всего старого материализма, которая заключалась в следующем: 1) старый материализм был созерцательным', 2) этот материализм был преимущественно механическим; 3) ему был свойственен мепга-физический, антидиалектический метод мышления и 4) для него характерно идеалистическое понимание общественных явлений. |
Иррационализм
Иррационализм |
|
▫ Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный): 1. В широком смысле — обозначение идеалистического философского течения, которое в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия; 2. В узком смысле — общее название для ряда различных философских концепций и школ, выдвигающих на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «озарение», воображение, «бессознательное», инстинкт и т. п. ▫ Выделяются три основные группы иррационалистических концепций и школ: 1) первая связана с констатацией ограниченности буржуазно-просветительского «рассудка» и попытками вырваться за его пределы; 2) вторая связана с реакцией на гегелевскую диалектику (с констатацией ограниченности идеалистического способа обоснования рационализма вообще); 3) третья связана с реакцией на марксизм (с констатацией понимания материалистической диалектики как единственного научного мышления). ▫ Особые трудности для классификации представляет первая группа иррационалистических школ и концепций. Представители этой группы: Б. Паскаль (1623-1662), И.Г. Гаман (1730-1788), Ф.Г. Якобы (1743-1819) имели склонность к теологическому решению проблемы веры и знания. Это было обусловлено их неспособностью сформулировать данную проблему в ее собственно философских понятиях и категориях, не прибегая при этом к религиозным представлениям. Так, философию Ф.Г. Якоби отличают два момента: а) усмотрение несостоятельности логического мышления в том, что оно может постичь только обоснованное и обусловленное; б) выведение божественного откровения из неспособности логического мышления дедуцировать эмпирически-чувственное бытие. ▫ Во второй группе различаются три направления: 1) объективно-идеалистическое (Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854), А. Шопенгауэр (1788-1860) и Э. Гартман (1842-1906)); 2) субъективно-идеалистическое (С. Кьеркегор (1813—1855)); 3) релятивистское (Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941)); и основоположники прагматизма - Ч. С. Пирс (1839-1914) и У. Джеймс (1842-1910). ▫ К третьей группе относят современный экзистенциализм, современный прагматизм, «философию жизни», бергсонианство и русский иррационализм Н. Бердяева (1874-1948), Л. Шестова (1866-1938), Я. Лосского (1870-1965), С. Франка (1877-1950) и др. |
Философия А. Шопенгауэра
АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860) - немецкий философ-идеалист. В своем творчестве выступал против диалектики и историзма Г. Гегеля, примыкал к И. Канту и сочетал кантианство с платонизмом. Волюнтаризм он рассматривал как основной и универсальный принцип всей философии. Главный труд: «Мир как воля и представление» (1819) |
|
Иррационалистический волюнтаризм А. Шопенгауэра |
|
▫ Философия А. Шопенгауэра — объективный идеализм в сочетании с идеализмом субъективным. Характерная особенность его философского учения - волюнтаризм, согласно которому основной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля. Если волюнтаризм — универсальный принцип учения А. Шопенгауэра, то воля — основное понятие (категория), представляющее абсолютное начало, основу всего сущего, идеальную силу, способную определять все предметы, явления и процессы окружающего мира. Воля - основа сознания и всеобщая сущность вещей. Воля — высший космический принцип, лежащий в основе мироздания. ▫ А. Шопенгауэр вслед за И. Кантом различает «вещь в себе» и «явления». «Вещь в себе» познаваема, она есть не что иное, как «воля». «Воля» порождает «представления». Мир явлений и мир сущностей являются соответственно миром представлений и миром воли. ▫ А. Шопенгауэр сформулировал логический закон достаточного основания. Согласно этому закону истинная философия должна исходить не из объекта (как утверждают материалисты), и не из субъекта (как считают субъективные идеалисты), а из порожденного бессознательной волей представления, которое является фактом сознания. Для философии, по мнению А. Шопенгауэра, неопровержимым тезисом оказывается утверждение: существую только я сам один, а весь мир — мое представление, т. е. окружающий мир есть мир представлений в сознании человека. ▫ Познание вообще, по мнению А. Шопенгауэра, развивается в двух формах: либо как интуитивное познание (познание рассудка), либо как отвлеченное (рефлективное) познание (познание разума). Основная форма познания — интуитивная. Совершенным познанием является созерцательное познание, которое опирается не на интеллект, подчиненный воле, а на интуицию. Интуитивному познанию сущность мира открывается как «воля», т.е. не как отдельная вещь, а как ее «идея», или вечная форма. ▫ Взгляды А. Шопенгауэра на проблемы человеческой судьбы, свободы, счастья в целом носят пессимистический характер. |
Наши рекомендации