Исходным положением философской системы Гегеля является принцип тождества мышления и бытия, причем это тождество не абсолютное, в нем изначально наличествует различие
46.Гегель утверждал, что, с одной стороны, мышление как абсолютная сущность природы, человека, истории определяет наличие общих законов развития, а с другой стороны, мышление, как субстанциальная сущность, является внутренним содержанием мира, не существует вне мира, а только в нем самом
47.По Гегелю "абсолютная идея" не только начало, но и содержание всего мира, высшей ступенью развития которой выступает "абсолютный дух" — человечество, человеческая история.
48.По Гегелю содержание наук — это бесконечное богатство овеществленной "абсолютной идеи", чистого мышления, разума, познание есть проявление этого содержания на пути к абсолютной истине.
49.У Гегеля рационально прогрессивная идея саморазвития мира пришла в противоречие с общефилософскими постулатами, метафизическими в своей основе
50.Фейербах считал человека действительным продуктом и частью природы, которая обладает способностью мышления, для него человек есть «единственный, универсальный и высший предмет философии»
51.Фейербах считал, что бог есть персонифицированное воплощение надежд и стремлений к счастью, идеалам людей, которые не могут, не в состоянии осуществить в земной жизни
52.Фейербах считал, что Бог является тем, чем человек хочет, но не может стать на Земле
53.Фейербах считал, что природа человека одинакова и неизменна на всем протяжении исторического существования индивида
Правдивость выводов, по Фейербаху, соответствие понятий объективной действительности проверяется путем согласования мышления с чувственными восприятиями
55.В центр своих исследованийК.Маркс поставил не теоретическую, не духовно мыслительную, а революционно-практическую деятельность людей.
56.К.Маркс диалектику мыслей рассматривал как отражение изменения материальных условий жизни
57. Маркс научно доказал, что материальное производство — это основа существованияи развития человеческого общества.
58.Разработав фундаментальное понятие общественно-экономической формации, К.Маркс выяснил, что нарастание и углубление противоречий между производительными силами и производственными отношениямиприводит к переходу общества путем социальной революции от одной ступени социального развития к другой, более высокой
Отличительной чертой ленинского этапа в развитии марксизма является смещение исследовательского интереса из сферы традиционных вопросов философской онтологии в область социальной практики
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Вставить пропущенное слово (слова выделенные здесь жирным шрифтом в экзаменационных тестах будут заменены многоточиями; тестовый вопрос считается выполненным, если вставлены все слова)
1. Общество представляет собой сложную динамическую систему, включающую производительные силы и производственные отношения, общественно-политический строй, государственное построение, организацию семьи, классов, профессиональных групп, сферу бытовой жизнедеятельности, различные формы общественного сознания.
2. Основным обладателем всей совокупности общественных отношений, основным элементом социальной системы как высшей формы самодвижения материи является человек.
3. Процесс социального познания в отличие от познания природы тесным образом связан с познанием деятельности человека, ставящего перед собой определенные цели.
4. Развитая теория служит основанием не только для предвидения, но и для практического воплощениянаучного познания
5. Особенность познания социальной действительности определяется спецификой объектаи субъекта.
6. Общество само создает свою объективность и субъективность.
7. Общество оно выступает одновременно и как объект, и как субъект познания.
8. Познание общества как объекта есть вместе с тем познание его и как субъекта.
9. Социальное познание выступает как самопознание общества
10. Познающий субъект — не изолированныйот других людей и от эпохи индивид, а человек, включенный в общественную жизнь, занимающий определенное положение в обществе,, в профессиональной группе и т.д.
11. Познающий субъект использует выработанные обществом формы познавательной деятельности(орудия труда, приборы, понятия, теории и т.п.).
12. Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.
13. Особенность процесса социального познания заключается в том, что он есть процесс преобразования субъективного в объективное, перехода от одного к другому.
14. Основной принцип социального познания: социальное познание не есть пассивное созерцание объекта, а выступает как действенная активность познающего субъекта.
15. Предметом гуманитарных знаний является субъективный мир человека его оценки социальных объектов, сфера мотиваций и ценностных ориентаций
16. Социально-экономические знания ориентированы на изучение социальных процессов, объективных закономерностей, детерминирующих развитие общества
17. Аристотелем была высказана мысль, что в основе существования общества лежит объединение людей для удовлетворения "социальных инстинктов".
18. Аристотелем была высказана мысль что общество имеет естественное происхождение и является результатом деятельности и связей между людьми по поводу удовлетворения социальных потребностей.
19. Древнекитайский мыслитель Конфуций считал, что общество опирается на моральные нормы, имеющие «небесное» происхождение.
20. Натуралистическая концепция общества утверждает, что общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы.
21. Философы-просветители утверждали, что общественные отношения в их историческом развитии управляются мыслями людей, их желаниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами
22. Согласно "теории факторов". общество основано на взаимодействии нескольких факторов: географический (географический детерминизмШ. Монтескье)и демографический (демографический детерминизм английского экономистаТ. Мальтуса), экономический фактор (Гельвеций)
23. В историцистской модели общества социальное бытие создается в ходе истории из «человеческих действий, социальных установлении» прежде всего на основе целостной развивающейся культуры
24. У Гегеля Абсолютный Дух посредством людей (человек — "орудие Духа")рационально, закономерно выстраивает историю.
25. История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравственных и религиозных отношений, связующих людей.
26. Ф. Энгельс определил общественное бытие "как производство и воспроизводство действительной жизни
27. Производство и воспроизводство являются внутренним источником самодвижения и самосохранения общества, определяют его структуру.
28. Содержанием общественного бытия является в конечном счете воссоздание целостной общественной жизни, жизни индивида
29. О. Конт. считал, что общественная жизнь определяется уровнем, качеством интеллектуального развития общества
30. В отличие от понятия "объективные условия" понятие "объективный фактор" подчеркивает активную действенную роль объективной стороны во взаимодействиях с субъектом
31. . Субъективный фактор — это непосредственный процесс сознательной деятельности людей
32. Закономерности общественного развития есть объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи социальной действительности.
33. Закономерности общественного развития реализуются через сознательную, целенаправленную деятельность субъектов и в то же время являются результатом сложной многообразной прошлой деятельности.
34. Общественные отношения — это те связи между людьми, общественными институтами, организациями, материальными и духовными предметами и явлениями общественной жизни, которые (связи) группируют их а единое целое, в устойчивую систему общества.
35. Общественные отношения — результат деятельности людей, однако, они составляют объективные условия деятельности, определяют ее.
36. Природа опосредует собой отношения между людьми, и наоборот, люди становятся посредниками в природных взаимосвязях (по этой причине биологи говорят, что человек становится новым фактором эволюции живого мира, придающим ей новую направленность).
37. На первом этапе взаимодействие общества и природы носит локальный характер, определяясь в первую очередь непосредственными природными условиями творчества.