Сабиджа или сагарбха дхьяна
15. В медитации начинающим часто дается повторение мантры, с тем чтобы успокоить их блуждающий ум и удержать их на расстоянии от мирских желаний. Сперва мантру следует повторять вслух, затем — в уме; в итоге приходит молчание. Этот процесс известен как сабиджа или сагарбха дхьяна («биджа» означает семя, а «гарбха» — зародыш). Сидение в медитации без повторения мантр известно как нирбиджа, или агарбха дхьяна. (Приставки «нир» и «а» указывают на отсутствие чего-либо и означают «без», см. гл. 17).
16. Перед тем как приступить к технике дхьяны, следует со вниманием отнестись к разграничению между пустотой и спокойствием чувств с одной стороны, и вдохновением и ясностью духа — с другой. Медитация (дхьяна) бывает трех видов: саттвическая, раджасическая и тамасическая. В Уттара-канда эпоса «Рамаяна» говорится, что Король Равана и двое его братьев Кумбхакарна и Вибхишана потратили много лет для того, чтобы овладеть священными знаниями Усилия Кумбхакарны привели его к падению в состояние оцепенения, подобное смерти, так как его медитация была там ас ичной Равана же был поглощен любовными страданиями и амбициями, гак как находился в состоянии раджаса. Только Вибхишана следовал правильному пути и воздержался от греха, так как его медитация была саттвичной.
Техника
1. Медитация — это техника взаимопроникновения пяти оболочек (кош) садхаки, направленная на то, чтобы соединить их в единое гармоничное целое.
2. Тело известно как город Брахмы (Брахмапури) с девятью воротами Эти ворота — глаза, уши, ноздри, рот, анус и половой орган. Некоторые добавляют к ним пупок и макушку головы и говорят, что тело имеет одиннадцать ворот Все они должны быть закрыты в медитации Город контролируется десятью ветрами (вайю), пятью органами восприятия (джнаниндрийя), пятью органами действия (кармандрийя) и семью чакрами или внутренними камерами. Как жемчужины нанизывают вместе на нить, чтобы они образовали ожерелье, так и чакры необходимо соединить с самостью, чтобы сформировать целостную личность
3. В медитации мозг необходимо как следует уравновесить в отношении позвоночника. Какая бы то ни было неуравновешенность в положении позвоночника нарушает покой медитации. Энергия левого и правого полушарии мозга должны быть приведены к центру. Мыслительная деятельность мозга прекращается. Как энергия отвлекается от определенной конечности или части тела, чтобы привести ее в пассивное состояние, так и поток энергии к мозгу должен быть уменьшен и направлен к сердцу — местопребыванию души. Ключ к технике медитации находится в сохранении мозга пассивным наблюдателем.
4. Различные подготовительные техники Ямы, Ниямы, Асаны и Ирана ямы формируют тело и ум, успокаивают и уравновешивают их. В устойчивой и уравновешенной позе, свободной от физических и ментальных беспокойств, поддерживается равномерная циркуляция артериальной и венозной крови, лимфатической и спинномозговой жидкости, осуществляемая через голову и позвоночник. Возбуждение сохраняется на минимальном уровне и настолько симметрично, насколько возможно. Равномерность циркуляции и возбуждения позволяют мозгу и уму достичь объединения знания и опыта.
5. Мозг разделен на три главных отдела: мозговая кора, гипоталамус и мозжечок. Кора мозга функционирует в процессах мышления, речи, памяти и воображения. Гипоталамус регулирует деятельность внутренних органов и запечатлевает эмоциональные реакции удовольствия и боли, радости и печали, удовлетворения и разочарования Мозжечок является центром мышечной координации Мозжечок рассматривается как принимающий участие в медитации; он является местопребыванием мудрости и ясности.
6. Искусство сидеть правильно и молчаливо является существенным для достижения физической и ментальной гармонии во время практики медитации
7. Для сидения может быть принята любая удобная поза, хотя идеальной является падмасана (фот 13)