Герменевтика, структурализм, персонализм
Подобную тенденцию выявляет и другое философское направление - герменевтика (греч. hermeneo - разъясняю). Его представители (Г. Дильтей, X. Гадамер, К.Апель, Ю.Хабермас, А.Лоренцер) абсолютизировали роль герменевтики в современном арсенале школ и течений. Она действительно начинает формироваться в древности как толкование художественных поэтических текстов. На более поздних этапах ее функции усложняются: становятся значимыми не только искусство объяснения, но и понимание чужой индивидуальности (манеры автора, его стиля). В последующие периоды сформировалось свойство исторически интерпретировать отражаемые в тексте события, а также исследовать психологический настрой создателя произведения, чтобы глубже проникнуть в его творческую лабораторию (Г. Дильтей). Позже происходит философизация герменевтики, она выразилась в изучении анализируемых текстов как памятников культуры, как "жизненного мира", как языковой реальности (М. Хайдеггер - "язык - дом бытия", "свершение бытия"). В итоге выявилась субъективистская ориентация - "предпонимание" текста, позиции автора (X. Гадамер). Отдельные проявления бытия - психологические, культурологические, исторические, лингвистические - берутся за единственно исходные, что не может быть признано достаточным. Бытие необычайно многогранно, и сведение его особенностей к одному какому-либо аспекту не выглядит научно обоснованным.
В 20-е годы XX в. начинает формироваться новое направление - структурализм (К. Леви-Строс, Ж. Деррида, X. Бардт и др.). Объективно его возникновение было подготовлено переходом от описательства, эмпирического уровня подачи материала в гуманитарном знании к абстрактно-теоретическим методам исследования. Сначала стали использоваться структурный метод анализа, формализация, моделирование, математизация в лингвистике, затем – в литературоведении и этнографии. Структура рассматривалась как совокупность отношений или правил, а не как остов объекта. В связи с этим делался акцент на преобразовании отношений между элементами, при использовании знаковой, языковой основы. За знаками, словами авторы стремятся обнаружить неосознаваемые сущностные структуры.
Наиболее часто в структурном аспекте анализируют культуру, рассматривая ее как совокупность знаковых систем. Подобным образом трактуется наука, мода, религия, язык, обычаи, реклама и т.д. В них стремятся обнаружить внутренние, скрытые закономерности, которым подчиняется человеческое сознание и самосознание. Регламентация бытия бессознательным через знаковые системы провозглашается как устоявшаяся традиция в обществе.
В итоге данное направление абсолютизировало структурный анализ, отвергая этим иные методы исследования общества и его подсистем, чем в значительной мере ограничило научный спектр изучения общественных процессов.
В 30-е годы XX в. во Франции начинает формироваться персонализм. Его основоположником является Э. Мунье. Многие идеи русского персонализма, ранее трактуемые в виде модели универсального развития человека, стали созвучны автору европейского персонализма. Появление данного направления обусловлено всемирным кризисом 1929 - 1933 гг. как поиск выхода из всеобщей стагнации и социальной депрессии. Его положения содержали критикувсеобщего доминирующего отчуждения, обезличивания человеческого бытия.
Отчуждение трактовалось как результат развития общественных отношений, а не как внутреннее духовное состояние человека. По мнению авторов, воплощение гуманизма в системе общественных отношений, деятельности, труда поможет преодолеть равнодушие капитализма к человеку, хищническое использование его сил, творческих способностей только для получения прибыли.
Личностное наполнение процессов труда рассматривалось как актуальное. Ценность земного бытия признавалась безусловной, звучал призыв к установлению небуржуазного строя, так как буржуазное общество обесценило человеческую жизнь.
Сознание понималось как историческое, социально-классово обусловленное образование. Оно вторично, не изначально. Революционное преобразование в обществе должно начинаться с изменения сознания (Ж. Лакруа, П. Фресс, П. Шушар).
Анализ опыта Советской России для них выступал как средство видения гуманистической направленности цивилизации.
В 60-70-е годы персонализм получил распространение в США (Б. Броун, Д. Ройс, М. Калкинс).
Персонализму присуща некоторая нечеткость положений, эклектизм (греч. eklgo - выбираю, соединение противоположных суждений, частей и т.п.). Например, воссоединяются идеи социализма и христианства. Но в целом для европейской философии XX в. подобная критичность к буржуазному обществу и его устройству не была присуща.
Подводя итоги, можно отметить, что философские течения XX в. выявляют иногда заимствование положений из философии прошлого, уход от четкого определения предмета своих изысканий, одноаспектность исследований, что свидетельствует об отсутствии системности и комплексности поиска. Представителями этих направлений последняя особенность трактуется как нетрадиционность их учений. Кроме того, явной чертой выступает иррациональность, стремление к отказу от рациональных приоритетов, что предопределило стиль всего гуманитарного знания в целом.
Мир и его единство.
В последние десятилетия результаты развития конкретных наук, научная революция в астрофизике активизировали интерес к новым характеристикам окружающего нас мира. Стали всеобщим достоянием гипотезы параллельных миров, N-мерного пространства, четырехкратного изменения полюсов Земли, гибели планеты Фаэтон, географической формы движения, пяти катастроф на Земле в связи со взрывами на Солнце, метеоритного дождя, разделившего единый материк Пангею на пять частей света. Открыты в атмосфере микрочастицы прежних форм жизни, установлено существование не только водно-углеродной, белково-нуклеиновой формы жизни, но и фосфорно-эфирной.
Данные сведения выявили необходимость философского анализа мира на новом уровне.
Он предусматривает изучение мира в системной целостности, исследование характеристик его разнообразных подсистем, их сложные взаимосвязи, общие принципы существования, постоянно возникающие противоречия, наиболее общие законы функционирования и развития.
Философия выявляет: мир — это совокупная реальность, представляющая собой единство природы и человека, материального мира и человеческого сознания:
- в данном определении идет речь о разнообразных формах существования мира (метагалактика, включающая 10 миллиардов известных нам галактик, Вселенная, Солнечные системы, Земля, природные компоненты и т.д.);
- в нем делается акцент на наиболее общих принципах существования мира.
В обыденной речи мы употребляем словосочетания «животный мир», «звездный мир», «мир галактик», «природный мир», «человеческий мир», не акцентируя внимание на том, каковы критерии (общие признаки) подобной классификации.
Доказательность философского знания требует критериальной основы, которая в философии носит предельно общий характер.
Взятый за основу сущностный критерий позволяет классифицировать мир на материальный и идеальный. Критерий, выражающий отношение к субъекту (человеку), делит мир на объективный и предметный.
Объективный мир - окружающая нас реальность, функционирующая и развивающаяся по своим не зависимым от человеческой воли законам.
Он характеризуется беспредельностью, бесконечностью, вечностью, самопричинностью, неуничтожимостью, самодвижением, саморазвитием.
Предметный мир, — создан трудом человечества за весь период существования общества. Он воплощает собой двойственность: с одной стороны, — в нем олицетворение человеческого гения и деятельности, с другой — его создание невозможно без использования природного сырья, т.е. элементов объективного мира. В процессе развития человеческого общества границы развития предметного мира постоянно расширяются. И на современном этапе наявно противоречие: наиболее развитые страны стремятся не снижать уровень потребления элементов предметного мира, одновременно испытывая нехватку ресурсов. Оба мира — и объективный, и предметный — постоянно взаимодействуют, но каждый имеет собственную логику внутреннего развития.
В настоящем человечество осознало глобальный характер возникших противоречий между этими мирами и необходимость предотвратить движение от экологического кризиса к экологической катастрофе. Но реальных шагов к разрешению этой проблемы еще не сделано.
Материальный мир (древнегреч. «materia» — вещество, материя) — система вещественных и невещественных (гравитационные, ядерные, электромагнитные поля, нейтрино, производственные отношения и т.д.) образований. Он существует объективно, имеет множество конкретных форм и конкретных свойств, изучаемых частными науками. Его атрибуты — предмет анализа философии.
Атрибут (лат. attribuo — придаю, наделяю) — неотъемлемое, постоянное свойство, без которого материальное образование не может существовать. К их числу относятся: объективность, несотворимость, неуничтожимость, самопричинность, саморазвитие, отражение, движение, пространство, время.
Идеальный мир — (греч. «idea» — образ, идея) — это комплекс, объединяющий человеческую психику, сознание, мышление, познание, духовные образования (идеи, настроения, иллюзии, чувства, эмоции, творческие способности и т.д.). Он также функционирует по своим законам, но основы его изменений детерминированы материальным миром, его процессами, в связи с тем, что сознание — свойство наиболее совершенной из всех существенных видов материи — мозга.
При всей своей многосложности подобная классификация не отрицает единства мира.
Единство мира — в его материальности. Она выражается в материально целостных структурах, в вещественной качественности предметов. Так, все многочисленные материальные предметы и формы имеют протоны, электроны, нуклоны, фотоны, атомы, молекулы и т.д. Они структурно организованы по соответствующим уровням: элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические системы, Земля, планеты, звезды, внутригалактические образования (звездные скопления), Галактика, система Галактик, метагалактика. Степень изученности данных уровней различная, к числу наименее исследованных относится метагалактика. Но все они имеют внутреннюю упорядоченность и системную организацию, характеризуются общими законами движения, функционирования, развития. Теория единых природных сил акцентирует внимание на системе десяти законов сохранения и превращения (массы, объема, энергии вещества, движения и т.д.), открытых М.В. Ломоносовым (1711—1765 гг.) и экспериментально доказанных Ю.Майером (1814—1878 гг.), Д. Джоулем (1818—1889 гг.), Э. Ленцем (1804—1865 гг.), Менделеевской периодической системой учением об эволюции видов Ч. Дарвина, теорией относительности А. Эйнштейна. Все это яркие свидетельства постижения человечеством материального единства мира.
Начало формы
Конец формы
Бытие и его формы.
Прежде чем быть единым, мир должен существовать. Его бытие (существование) проявляется во взаимодействии, взаимосвязи элементов, движении, изменениях, преобразованиях, развитии. Таким образом, бытие есть предпосылка, условие единства мира. Бытие объективного мира вечно, непреходяще, абсолютно. Бытие отдельных предметных образований — исторически преходяще, т.е. исторически ограничено, имеет временные границы и периодизацию (возникновение колеса, мотыги, трактора, самолета, ракеты произошло в определенный исторические период, их первые модели сменены более усовершенствованными и. т.п.)
Бытие проявляется в различных формах:
1) бытие материальное — процессы в неживой, живой, социально-организованной материи (движение атомов, молекул, природные изменения, преобразования в обществе);
2) бытие идеальное — мыслительные процессы, разнообразные состояния психики, ощущения, восприятия, представления;
3) бытие человека — более сложная форма, так как включает в себя и материальные, и идеальные процессы (физиологические, психические изменения, обмен веществ, кровообращение, смена настроения, интеллектуальное прогрессирование);
4) бытие общества — наиболее многообразная из всех форм. Она внутренне содержит все предшествующие формы и проявляется через разнородные, общественные и политические движения, реформы, революции, войны, демографические взрывы и спады и т.д.
Формы бытия проявляются одновременно, дополняют и влияют друг на друга.
Данное многообразие в своем единстве содержит системообразующий компонент.