Проблема человека в философии. В течение нынешнего века обостряется интерес к проблеме человека
_____________________________________________________
В течение нынешнего века обостряется интерес к проблеме человека. Предпринимаются попытки создать так называемую психологию личности. Философия как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, а знание, обладающее ценностными формами. Она исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, а субъект, способный к изменению мира и самого себя. Рассматривая научное знание как момент отношения человека к миру, философия позволяет рассмотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.
В XIX в. получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность развития языка. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы становления человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.
Животные тоже осуществляют орудийную деятельность, но эта их деятельность не влечет последствий, которые обнаруживаются у человека. Передача подобного опыта не передается от поколения к поколению, развития животных тем самым не происходит. Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ним. В процессе изготовления предмету придается целесообразная форма. Тем самым развиваются человеческие способности.
Человек есть совокупность способностей и влечений. Их приобретение и совершенствование есть развитие человека, составляющее содержание антропосоциогенеза.
По вопросу природы человека в философии сложились две позиции. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и более нагружена. Маркс отмечал, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Иначе говоря, сущность человека располагается «во вне» человека, в обществе, «совокупности всех общественных отношений». Это толкование природы человека имеет ряд следствий. Первое следствие: изучая конкретные общественные отношения, мы изучаем тем самым «живых личностей» Ленин). Второе следствие: общество развивается неизмеримо быстрее, чем природа, человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном процессе становления (Маркс). Третье следствие: существенно изменив общественные отношения, можно существенно преобразовать природу человека, создать принципиально новых людей. Такой подход позволил сделать ряд крупных открытий в области изучения человека и общества.
Проблема «природы человека» переплетается и в чем-то совпадает с проблематикой «смысла жизни». Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему, а для чего живет человек? Этот вопрос с давних времен занимал человека. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самим субъектом. Для всех трех подходов характерно представление, что жизнь, как она фактически есть, бессмысленна, само же понимание смысла жизни разнится.
Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни.
В основе второго подхода лежит идея о том, что человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости.
В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла. Только мы сами сознательно или стихийно придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.
Вопросы для самоконтроля
1. Как Вы думаете, каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?
2 Почему многие философы говорят о человеке как тайне?
4. Каково содержание понятия антропосоциогенеза?
5. Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?
6. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? Какие решения этой проблемы Вы знаете?
________________________________________________________
Заключение
Современный мир, как сложная динамическая система невозможно понять без философских знаний. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве законов и противоречий и главное, определить место человека в этом мире.
Философская культура, как часть общей культуры человека – насущная потребность наших дней. В условиях происходящих перемен в современном обществе необходимо отказаться от стереотипов, догм не только в мышлении, но и в практической деятельности. Сегодня возрастает потребность в конструктивно-критическом, творческом отношении к действительности. Все это предполагает необходимость самостоятельной работы по овладению богатствами мировой философии. Философские обобщения помогут студенту выявить особенности различных философских образований, дать ему основные ценностно-мировоззренческие ориентиры в современном сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие.
Данное учебное пособие призвано оказать помощь в самостоятельном изучении основ философии, создании базы для дальнейшей углубленной работы.
________________________________________
Библиографический список
Основная литература
1. Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник. М.: Изд–во АСТ, 2002.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: ПБОЮЛ, 2002.
3. Алексеев П.В. История философии. М.: Проспект, 2006.
4. Интымакова Л.Г., Лабунская Л.Н. Философия: практический курс: Учеб. пособие. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007.
5. Миронов В.В. Философия: Учеб. М.: Проспект, 2006.
6. Мир философии: В 2-х ч. М.: Политиздат, 1991.
7. Музыка О.А., Попов В.В. Время и социальная синергетика. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. у н-та, 2007.
8. Основы философии: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005.
9. Попов В.В., Щеглов Б.С. Теория рациональности. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ. 2005.
10. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М.: Центр, 2002.
11. Словарь философских терминов. М.: Инфра. 2005.
12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2005.
13. Философия: Учебное пособие. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
14. Философия (полный курс). Ростов н/Д.: Март, 2004.
Дополнительная литература
1. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002.
2. История философии: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. История философии: Учеб. для высших учебных заведений. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
4. Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
5. Принципы материалистической диалектики как теории познания. М.: Наука, 1985.
6. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1992.
7. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
8. Современный философский словарь / под ред. Б.Е. Кемерова. М.–Биш-кек–Екатеринбург: Publisher Odissei. 1996.
9. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1997.
10. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.–СПб., 2003.
11. Бердяев Н.А. Философия свободы. Харьков: Фолио, М.: АСТ, 2002.
12. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: Има-Пресс, 1990.
13. Блинников Л.В. Великие философы. М.: Логос, 1998.
14. Бодрийар Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.
15. Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомйно, 1999.
16. Бодрийар Ж. Город и ненависть // Логос. 1997. № 9.
17. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1985.
18. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом. Логос. 1995. Кн. 6.
19. Вебер М. К вопросу о социологии государства и культуры / Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
20. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Асаёегша, 1999.
21. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.
22. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
23. Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб., 1997.
24. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Язык и интеллект: Сост. и вступ. ст. В.В. Петрова. Сб.: Пер. с анг. и нем. М.: Прогресс, 1996.
25. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995.
26. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998.
27. 3еньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Ростов-н/Д.: Феникс, 1991. № 3.
28. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX в. М.: Высшая школа, 1994.
29. Ильенков Э. Диалектическая логика. М.: Изд-во политической литературы, 1994.
30. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.
31. Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.
32. Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 1995.
33. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
34. Канке И. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во книготорговый дом Логос, 2002.
35. Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. М., 1997.
36. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. № 10.
37. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: Избр. соч.: В 10 т. М.: Изд-во полит. литер., 1986. Т. 1.
38. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.
39. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: REFL-book, 1994.
40. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997.
41. Мамардашвили М.К. Социальная физика / Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996.
42. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
43. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994.
44. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблемы человека в западной философии. М.: Искусство, 1991.
45. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Этика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
46. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В.И. Добрень-кова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.
47. Патнем X. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
48. Патнем X. Философия и человеческое понимание // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996.
49. Пирс Ч. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12.
50. Рассел Б. История западной философии. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.
51. Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998.
52. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы: Пер. с англ. К.: Ника-центр, 1997.
53. Райл Г. Понятие сознания. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
54. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., Петрополис, 1993-1997.
55. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.
56. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Академия, 1995.
57. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.
58. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.
59. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2002.
60. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994.
61. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
62. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
63. Тормасов Б.А. Философы и философия. М.: Остожье, 1998.
64. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М.: РОССПЭН, 2000.
65. Филиппов Л.И. Проблема субъекта исторического творчества в философии Ж.-П. Сартра // Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1983.
66. Франк. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
67. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.
68. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО Изд-во АСТ-лтд, 1998.
69. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
70. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 1.
71. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.
72. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1.
73. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
74. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
75. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.
76. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М.: Изд-во ЦТР МГП ВОС, 1994.
77. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.
78. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
79. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск: Водолей, 1996.
80. Шпет Г.Г. Язык и смысл // Логос. 1996. № 7.
81. Энгельс Ф. Анти-Дюринг: Избр. соч.: В 9 т. М: Изд-во полит. литер., 1986. Т. 5.
82. Энгельс Ф. Диалектика природы: Избр. соч.: В 9 т. М.: Изд-во полит, литер., 1986. Т. 5.
83. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Symposium, 1998.
84. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.
85. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
86. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Философские науки. 1988. № 11.
Приложение