Проблема человека в религиозной философии 20 века

Религиозная философия –продолжение классической философии в наше время. Наиболее известное религиозное течение в современной философии – неотомизм (Н) – течение в современной католической философии, в основе которого учение Фомы Аквинского. Получил статус официальной философской доктрины Ватикана в 1879 г (католицизма). Н взял на вооружение идею Аквинского о гармонии веры и разума, по их мнению в современном мире нет почвы для конфликта науки и религии. Если этот конфликт был, то только в Средневковье. Н отрицает правомерность разделения философии на 2 направления: материализм и идеализм. Они называют себя реалистами, т.к. признают наличие внешнего мира, но с оговоркой, что этот мир является частью более широкого бытия, где решающее место занимает Бог. Н различает 2 источника познания: естественный (наука) и божественное откровение (религия). Эти два источника не противоречат друг другу, т.к. человека создал Бог. Божественный разум – самый верный и надежный источник абсолютной истины. Он носит всеобъемлющий и вездесущий характер, а человеческий разум все-таки ограничен, он – малая доля божественного разума. Опираясь на свой разум человек многое познал в природе, обществе, но при этом возгордился, решил, что может создать рай на Земле, опираясь на науку и технику. Первоначально все шло так, как планировал чел.: росло вещественное богатство, были сделаны важнейшие научные открытия, но при этом в 20 веке обнаружилось, что все завоевания человеческого разума привели к тому, что человек стал рабом вещей, рабом своей социальной роли. Жизнь ч-ка регламентирована, принадлежность к соц роли диктует поведение ч-ка. Ч-к служит вещам и должности, и потому несчастен. Из этого существует только один выход: вернуться к Богу, к вере. Неотомисты выступают за диалог церкви и общества, ставят перед собой задачу внедрения высших нравственных ценностей в культуру. Представители Н: Жильсон, Маритен (Франция), Месснер (Австрия), Бохеньский (Швейцария), Войтыл (папа Иоанн Павел II в Польше, самый любимый папа, посетил почти все страны).

..озгордился, решил, что может создать рай на Земле, опираясь нане-таки ограничен,он - тот мир является частью более широкого б21. Философская герменевтика, структурализм и постмодернизм.

Одним из направлений философской мысли современного Запада является герменевтика (Г). В античное время под герменевтикой понималось искусство истолкования и разъяснения. Свое название она получила по имени греческого бога Гермеса, обязанностью которого было разъяснение смертным воли богов. Ядром античной герменевтики стало искусство аллегорической интерпретации, с помощью которого раскрывался скрытый смысл текста. В Средние века основная ее задача состояла в разработке методов интерпретации библейских текстов в силу его неоднозначного толкования. Любой текст всега имеет два смысла: то, что мы можем увидеть и прочитать и скрытый смысл. Задача герменевтики состоит в том, чтобы понять скрытый смысл. Нужно различать понятия объяснение и понимание. Понимание – это более тонкая вещь, она всегда реализуется через интерпретацию текста, связана с тем, что мы должны проникнуть в сознание автора. Г (греч. истолкование) – как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных направлений философского анализа 20 в. Основателем современной философской герменевтики являются немецкие философы Фридрих Шлейермахер и Вильгельм Дильтей. Они положили начало наукам о межличностном понимании. Особая роль в развитии современного герменевтического метода принадлежит Мартину Хайдеггеру, который понимал герменевтику, как феноменологию человеческого бытия, т.е. она выявляет условия, благодаря которым человеческое существование может быть тем, что оно есть. Бытию всегда предпослано мышление о нем, поэтому с точки зрения Хайдеггера человеческое бытие изначально герменевтично. Герменевтика выдвинула также проблему понимания текстов. Представитель этого направления Гадамер. В 60-70-е гг. широкое распространение во франкоязычной философии получил структурализм(С), который объединил ряд направлений в социогуманитарном знании 20 в. Обобщенно С можно охарактеризовать как попытку выявить глубинные универсальныементальные структуры социума на всех его уровнях – в математике, литературе, бессознательных психологических моделях и т.д. Возникновение С связано с именем швейцарского исследователя-лингвиста Фердинанда де Соссюра, который рассматривал язык как систему знаков, вследствие чего лингвистика становилась частью новой науки – семинологии, изучающей знаки. Методология С базируется на принципе синхронии, который помогает выявить в различных частях социума бинарные оппозиции: центр-периферия, господство-подчинение и т.д. Следуя данной методологии, Клод Леви-стросс стремился постичь универсальные структуры общества через изучение мифо; Мишель Фуко изучал те исторически сменяющиеся структуры, которые определяют условия возникновения теорий, наук, мнений в различные исторические периоды. В 80-е гг. 20 века употребляется термин постмодернизм. В рамках постмодернизма работают философы, социологи, лингвисты, филологи, искусствоведы: Бодрийар, Делез, Деррида, Гваттари, Лиотар идр. Постмодернизм, уделяя внимание описанию игры частностями, не претендует на создание общей теории. В качестве основных характеристик постмодернизма выступают отсутствие универсального авторитета, уничтожение авторитарной конструкции. Идеалом постмодернизма выступает единство предметных полей, т.е. соединение религии, искусства, науки, философии, искусства и т.п. Общие установки постмодернизма: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируютя в текстах, философствование без субъекта.Часто в общих рассуждениях объективность заменяется субъективностью, универсальность - воспроизводимостью. Для постмодернизма характерна исчерпаемость самой истории.

Наши рекомендации