Животное сознание — мир смерти

Твам ту раджан маришьяти пашу-буддхим имам джади

(Шримад-Бхагаватам, 12.5.2)

В конце Шримад-Бхагаватам Шукадева Госвами дает царю Парикшиту последнее наставление: «Это учение — не просто еще одна интересная философия, оно должно бытьточкой опоры в вечности. Иллюзия, как змея, подкрадывается незаметно и наносит смертельный удар. Невежество подбирается исподтишка и увлекает нас в болото животного сознания. Мы полагаем, что являемся плотью. Мы боимся смерти, хоть и знаем, что плоть бренна. Чтобы выбраться из болота животного сознания, нужна опора, твердая почва под ногами — нечто более осязаемое, чем иллюзия.

Дивива чакшур ататам … маришьети пашу-буддхим имам джахи: "Избавься от животного сознания — перестань сознавать себя плотью. Ты не кусок плоти, а сознание. Ты будешь жить вечно. Тебя ничто не держит в мире смерти, кроме иллюзий. Иллюзия заставляет тебя думать, что ты рождаешься, стареешь, болеешь и умираешь. Думая так, ты опускаешься до уровня животного сознания. На самом деле умирает лишь твое тело, твое очередное наваждение. Очнись, приди в сознание, ты — вечный дух, бессмертная душа".

Шукадева Госвами принес нам добрые вести — Бог существует, находясь вне сферы добра и зла в Высшем Мире сознания, а мы не только бессмертны, но являемся частицами этого Мира. Поэтому он говорит: пашу-буддхим имам джахи — «Избавьтесь от мании смерти. Когда-то вы вообразили себя бренным куском материи, а теперь не можете избавиться от этого наваждения. Верните себе утраченное достоинство, вспомните, что вы — сознание, вечная душа".

Прежде всего, нужно понять, что мы, носители индивидуального сознания, находимся на стыке двух миров: Сверхсознательного и бессознательного (материального). Мы — татастха — занимаем пограничное, а, следовательно, неустойчивое положение. Мы балансируем на грани, поэтому нам нужна точка опоры, прибежище — либо внизу, в мире собственного иллюзорного сознания, либо наверху, в Мире Сознания Бога. Святые предлагают нам второй вариант, поскольку Сверхсознание нам ближе, чем материя: "Таташтха-джива, найди убежище в сварупа-шакти".

Свет внутри света

Парамам падам чакшух: «Святые стопы Вишну, Нараяны, Кришны светят тебе, словно солнце». Чакшух означает "видящий" или то, что позволяет нам видеть предметы. Если Оно угасает, все погружается во тьму. Вишну — свет света, иначе говоря, Он делает свет видимым. Нужно всегда помнить, что над нами находится иная сфера бытия, земля Сверхсознания, наше желанное прибежище, и мы дети этой земли. Это не просто интересная информация, это должно перевернуть наше сознание. Наш родной дом не в бренном мире "нелюбви", а за его пределами, в ином измерении, в Мире вечной Любви и Красоты. Но там ты — не равный среди равных, а слуга среди повелителей. В противном случае есть опасность скатиться до подражательства (сахаджии). Мироздание состоит из множества пластов, отделенных друг от друга. Так мир "нелюбви" отделен от Мира Любви, и мы должны прорвать этот рубеж, пробить "Линию Гинденбурга".* Я привел этот пример, чтобы помочь вам яснее представить подлинную картину мира.

*Пауль фон Гинденбург (1847-1934) — выдающийся германский военачальник. Во время Первой мировой войны создал линию обороны на западном фронте, которая тянулась от Суассона до Лаона. Англо-французским войскам так и не удалось ее прорвать. В честь своего создателя она была названа "Линией Гинденбурга".

Страна служения

Главная идея Риг-веды, первого послания Высшего Мира, гласит: "Существует Высший Мир — мир над вами. "Над вами" — по шкале сознания. Если вы — сознание, то есть более высокое сознание. Вы задуманы как сознательные единицы. Ваша естественная среда обитания — Мир Сознания. Там ваш родной дом и вечное прибежище. Чтобы попасть туда, нужно в корне изменить свое отношение к окружающему — от потребительского к покорно-смиренному. Здесь ты царь низшей среды, там — слуга высшей. Здесь ты — "над", там ты — "под". Тот мир построен из "вещества" более совершенного, чем ты. Если хочешь попасть туда, преклони колени и попроси принять тебя в качестве слуги. Если нет, примеряй дальше наряд господина. Выбор за тобой — служить на небесах или царствовать в преисподней. «Быть первым в провинции или вторым в Риме». Решай сам. С Кришной, Абсолютом ты найдешь то, чего всегда жаждал — счастье. А наедине с собой ты продолжишь скитания по вселенной, надеясь насладиться властью и надевая по очереди 8400000 телесных оболочек".

джвала навалакшани стхавара лакша-вимшатих

кримайо рудра-санкхйаках пакшинам даша-лакшанам

тримсал-лакшани пашавах чатур лакшани манусах

(Вишну-пурана)

"Существует 900000 видов обитателей вод, 2000000 растений и минералов, 1100000 насекомых, 1000000 птиц, 3000000 земных животных и 400000 видов человекообразных существ".

"В твоем распоряжении 8400000 видов тел. Выбирай любое. Страна смерти в твоем распоряжении. Рождайся, старей, болей, умирай — джанма-мритью-джара-вьядхи. Но есть страна бессмертия. Если хочешь попасть туда, ты должен будешь заплатить «за билет». Подай заявление, получи визу, и это будет началом длинного пути. В заявлении надо будет написать: «Готов продаться в вечное рабство Кришне». Дживера сварупа хайа кришнера нитья-даса: «Тебя ждет земля обетованная, великая страна надежд, процветания и счастливого будущего, но там ты будешь рабом, поскольку она сделана из материала более благородного, чем ты".

ваикунтхера притхивй ади сакала чинмайа

майика бхутера татхи джанма нахи хайа

(Чайтанья-чаритамрита, Ади 5.53)

"Там земля, вода, воздух и все остальное сделано из сознания (чит)". Но это не просто сознание, это сознание, купающееся в блаженстве (анандам). Вначале болезни больному желтухой сахар кажется горьким, но по мере выздоровления, он все больше ощущает его сладость. Путь в Божественное Царство тоже лежит через испытания. На последних его этапах (рага-марге), которые проходят через область Божественной Любви на Кришналоке, сознание отступает на второй план, заменяясь Красотой и Блаженством.

Идеал

Если у капитана корабля нет конечной цели, его корабль просто дрейфует в океане. Так душа, не стремящаяся к идеалу, скитается в бесконечном мире иллюзий. Но тот, кто выбрал себе идеалом Кришну, Махапрабху и Бхагаватам, получает шанс двигаться в Их направлении. Он уже связан тонкой нитью со своим идеалом. Он привязал пучок своих волос (шикху) к стопам Гуру Махараджа и Божественной Милости. Куда голова, туда и тело.

Тот богат, у кого самый возвышенный идеал. Богатство — не то, что мы имеем, а то, к чему стремимся. Если наш идеал не Любовь и Красота, нам остаются деньги, телесные удовольствия и мирская слава (канака-камини-пратиштха), три слагаемых животного сознания, ложные ценности ненастоящего мира. Кто ищет достойную жизнь, тот должен отказаться от бренных идеалов и устремить взор ввысь. Стремление к идеалу способно изменить судьбу.

Человека судят по его устремлениям. Цели человека определяются его качествами. Искренняя душа рано или поздно достигнет цели. Но чем выше идеал, тем труднее его достичь. Мы выбираем идеалы, а достигаем их по милости свыше.

Нас не должно устраивать ничего, кроме наивысшего — Абсолютного Самодержца (адвайта-гьяны). "Он — добрый Абсолютный Монарх. Он мой идеал. Отныне каждое мгновение жизни я посвящу достижению этого идеала. У меня нет времени ни на что другое".

Нельзя идти на сделку с совестью. Если у тебя есть идеал, оставь все посторонние цели, все, что мешает движению к идеалу или замедляет его. Будь честным по отношению к себе.

Главное не отклоняться от цели и всегда помнить о своем идеале. Что бы ты ни делал — работал, ел, спал, пусть тебе всегда светит путеводная звезда твоего идеала. Не теряй связь с идеалом, и он будет тебя вдохновлять и давать силы. Когда бренный мир будет предлагать тебе соблазны, вспоминай о своем идеале и продолжай путь к нему. Надо идти к нему, пусть медленно, шаг за шагом, и наступит день, когда ты встретишься со своим идеалом.

Наши рекомендации