Научное познание как один из видов познавательной деятельности.
Научное познание – это один из видов познавательной деятельности. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Хотя, конечно, элемент знания единичного обязательно в нем присутствует. В науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание.
27. Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части:
1) учение о принципах познания;
2) учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.
Методы научного познания – средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем сознании, то есть система
принципов и правил практической и теоретической деятельности.
В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов:
1) предельно общие методы – те, которые выходят за рамки науки: например, такие мысленные операции, как синтез, анализ, умозаключение и др. К общим методам относится и диалектическая логика, которая применяется как в научном, так и в других видах познания, являясь самым общим методом вообще., следовательно, и в науке.
2) методы, которые применяют только в научном познании, то есть во всех науках. Общенаучными методами являются, например, наблюдение, эксперимент, моделирование, аксиоматический метод и др.
3) частнонаучные методы – те, которые применяются в отдельных науках или в группе наук. Например, в физике применяется метод меченых атомов, в социологии – метод опроса и анкетирования и т.д.
4) методики, применяемые для решения специфических задач в данной конкретной области определенной науки. Их применение зависит от той или иной ситуации, ее особенностей того или иного эксперимента, теории и т.д.
Свойства методов всех категорий:
1) ясность или общепринятость;
2) детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности, обеспечивает обучаемость данным методам;
3) подчиненность определенной цели, задаче;
4) результативность или способность с большей вероятностью обеспечивать получение искомого результата;
5) способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.
Эмпирический уровень знания – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теоретического уровня знания.
Теоретический уровень – это знание, полученное путем абстрактного мышления. Теория в широком значении – это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. В более узком значении – знание, имеющее строго определенную форму.
Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы:
1) взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент;
2) систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц;
3) стадия эмпирического обобщения – заключительная стадия, на
Чтобы познать сущность, нужно перейти к теоретическому уровню научного познания. Он характеризуется следующими этапами:
1) поиск исходных принципов построения теории. Поиск принципов для построения теории осуществляется путем интеллектуальной интуиции, которая является важным средством нахождения истины;
2) построение научной теории, как содержательной, так и формальной. Важнейшими методами здесь являются: аксиоматический метод, абстрагирование, идеализация;
3) сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положение теории с теми или иными эмпирическими фактами.
Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания
Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследования, в действительности всегда неразрывно связаны между собой
25, 28. Общенаучные методы познания.
Современная наука, представляющая собой гносеологию в широком смысле, имеет разветвленную систему знаний.
Однако, несмотря на большое разнообразие методов, их можно разделить на две категории. Первую и самую многочисленную группу составляют так называемые конкретно-научные, или специальные методы. Все они применяются либо в более узкой, либо в более широкой предметной области соответственно их степени общности. Специальные методы, используемые, например, в социологии, могут не выходить за пределы этой науки
Вторую, менее многочисленную категорию приемов изучения действительности, составляют общенаучные методы. По сравнению с конкретно-научными методами, функции этих методов менее специфичны, а сфера приложения шире. Их принципы отражают более общие стороны действительности, и благодаря этому в более обширных границах регулируется познавательный процесс.
К общенаучным методам относятся наблюдения и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и гипотеза, логическое и историческое, моделирование и др.
Эксперимент есть такое изучение объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем, создания искусственных условий, необходимых для выявления тех или иных свойств, или же путем изменения хода процесса в заданном направлении.
Индукция и дедукция. В качестве метода исследования индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда единичных фактов. Наоборот, дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному.
Исторический метод предполагает исследование конкретного процесса развития, а логический метод – исследование общих закономерностей движения объекта познания
Сущность метода моделирования заключается в воспроизведении свойств объекта на специально устроенном его аналоге – модели. Модель – это условный образ какого-либо объекта.
Общенаучные методы познания не подменяют конкретно-научных приемов исследования, напротив, они преломляются в последних и находятся с ними в диалектическом единстве. Вместе с ними они выполняют общую задачу – отражение объективного мира в сознании человека.
29. Философия техники – важный раздел современных философских представлений о природе человеческого общества, в котором существенным компонентом является техника
Термин «философия техники» появился для обозначения особой области исследования, связанной с социальной ролью техники в историческом развитии человека.
Информационная философия техники позволяет сформировать новую концепцию понимания сущности природы.
Достаточно традиционным является утверждение, что техника появляется с возникновением человека и, наоборот, человек появляется только в процессе использования орудий труда, точнее говоря, в процессе их использования и совершенствования.
Новая концепция природы, все более отчетливо вырисовывающаяся в данном направлении, должна быть технико-экологичной, то есть такой, где техника не является разрушающим фактором. Такая концепция позволяет выработать новую стратегию поведения человека, создающего и использующего технику и природу.
30. Одним из первых в России философским осмыслением проблем техники стал заниматься русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер. Он впервые сформулировал программу информационной философии техники в своей работе «Технический итог XIX века», далее эти идеи получили продолжение в его работах «Информационная философия техники».
Заслуживают внимания и теоретические труды русского философа Николая Александровича Бердяева. В своей статье «Человек и машина» в начале ХХ века он предсказал основную тенденцию – механизацию человеческой культуры, вытеснение «человеческого» из человеческого общества. Такой подход может быть охарактеризован как технический
пессимизм. Во многом Бердяев идеализировал роль духовно-религиозного самосовершенствования как метода, позволяющего противостоять подобным тенденциям, но, безусловно, он прав в том, что развитие техники осуществляется по непредвиденным и необозначенным заранее направлениям и тем самым становится все более и более социально опасным.
В западных философских концепциях, начиная с 60-х годов ХХ столетия, стала прослеживаться тенденция перехода от анализа структуры и динамики технического знания, проблем методологии технических наук, абстрактно-метафизических рассуждений о технике к комплексному, междисциплинарному анализу техники как сложного, многоаспектного и противоречивого фактора развития человеческой цивилизации.
Мартин Хайдеггер, например, видел начало современной европейской информационной философии техники в античной поэме Парменида, в которой была решена современная дилемма атомной бомбы, осуществлен выбор пути развития человечества через беспощадную и уничтожительную эксплуатацию природы, через бесконечное ускорение технического прогресса, не контролируемого никакими моральными нормами.
Техника есть средство изменения природы, но одновременно техника есть средство эксплуатации и разрушения природы.
Человек, создающий технику, создает техническую цивилизацию и в конечном счете вынужден подчиниться законам существования новой техногенной цивилизации. Возникает новое техногенное бытие человека, сущность которого еще предстоит определить.