Задачи дисциплины и проектируемые результаты ее освоения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«ФИЛОСОФИЯ»
ОБЪЁМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
Семестр | Всего | |
Лекции | ||
Практические занятия, семинары | ||
Самостоятельная работа | ||
Контрольная самостоятельная работа | ||
Вид итогового контроля | зачёт |
Санкт-Петербург, 2011
Декан факультета «Управление процессами перевозок» к.т.н., профессор _____________Н.К. Румянцев «…….» ………………. 2011г. | |
Заведующий кафедрой «Философия, политология и социология» д.ф.н., профессор ___________ В.П. Огородников «…28….» …июня………. 2011г. | |
Председатель учебно-методической комиссии факультета д.пс.н.,профессор __________В.Л.Ситников «…….» ………………. 2011г. | |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины являются:
освоение студентами философии как особой формы общественного сознания; развитие диалектичного мышления, способствующего не только отражению действительности, но и обретению философского способа ориентации в мире; создание поколения профессионалов, обладающих новым уровнем мировоззрения и нравственных установок, гармоничных современным требованиям развития культуры округа.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
В СТРУКТУРЕ ООП «БАКАЛАВР»
Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «История», «Культурология» и служит основой для освоения дисциплин «Социология», «Политология», «Психология», «Педагогика», «Логика».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
ОК-3: способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
ОК-4: способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовность нести за них ответственность;
ОК-5: готовность к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма;
ОК-6: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-7: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-10: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
ОК-11: осознание социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
Задачи дисциплины и проектируемые результаты ее освоения
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, знать структуру, формы и методы научного познания в их историческом генезисе, современные философские модели научного знания;
- основные законы и принципы диалектики, методы и формы научного познания;
- понимать смысл соотношения биологического и социального в человеке, отношения человека к природе, суть традиции философского осмысления исторического процесса, дискуссий о характере изменений происходящих с человеком и человечеством на рубеже третьего тысячелетия;
- знать и понимать диалектику формирования личности, ее свободы и ответственности, своеобразие интеллектуального, нравственного и эстетического опыта разных исторических эпох.
Уметь:
- характеризовать исторические типы мировоззрения;
- выявлять проблемный характер предмета философии;
- анализировать роль философии в жизни человека и общества;
- рассматривать современные проблемы философии с точки зрения подходов философов античности, средневековья, нового времени;
- выявлять общее и особенное в учениях философов различных направлений и школ;
- сопоставлять научный и философский подходы к понятию материя;
- выявлять специфику познавательной деятельности;
- показать смену научных парадигм в истории;
- различать философский и естественнонаучный подход к познанию жизни;
- сопоставлять различные концепции происхождения человека в религии, науке и философии;
- анализировать соотношение биологической и социальной эволюции в истории человечества;
- выделять взаимосвязь и взаимозависимость развития личности и социальной системы;
- характеризовать русские традиции, влияющие на социализацию россиян;
- приводить анализ влияния НТР на развитие общества в истории;
- выявлять современные проблемы общества в экономике, политике и т.д.;
Иметь представление:
- об исторических типах философствования о мире, человеке и их взаимосвязи, способе включения этих знаний в мировоззрение будущего специалиста;
- о монистических и плюралистических концепциях бытия, атрибутах и формах существования материального мира, законах развития, видах закономерностей;
- о многообразии форм человеческого опыта и знания, природе мышления, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, особенностях функционирования знания в прежние исторические эпохи и в современном обществе;
- о системах интеллектуальных ценностей, их значении в истории общества и в различных культурных традициях;
- о философских концепциях сознания, проблеме бессознательного, о роли сознания и самосознания в индивидуальном опыте, социальной жизни и культурном творчестве;
- о философских проблемах техники и технического знания, философии экономики.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»