Глава iv

Разделение гражданской истории на историю церковную, научную исобственно гражданскую. Необходимость создания научной истории. Принцип еепостроения Мы считаем, что гражданская история с полным основанием делится на тривида: во-первых, священную, или церковную, историю, затем собственногражданскую историю и, наконец, историю наук и искусств. Мы начнем нашеизложение с того вида, который мы назвали последним, ибо два остальных ужесуществуют, а этот, как мне кажется, еще предстоит создать. Это -- историянауки. Действительно, если бы история мира оказалась лишенной этой области,то она была бы весьма похожа на статую ослепленного Полифема, так какотсутствовало бы именно то, что как нельзя более выражает гений и талантличности. Хотя мы считаем, что эта дисциплина еще только должна бытьсоздана, нам тем не менее прекрасно известно, что в отдельных науках,например в юриспруденции, математике, риторике, философии, даются краткиеупоминания об их истории или сухое перечисление различных школ, учений, именученых или же поверхностное изложение хода развития этих наук; встречаютсядаже отдельные трактаты -- впрочем, весьма скудные и бесполезные -- осоздателях этих наук. Однако я с полным правом заявляю, что подлиннойвсеобщей истории науки до сих пор еще не создано. Поэтому мы скажем здесь оее предмете, способе создания и практическом назначении. По предмету она не выходит за рамки всего того, что основывается напамяти, и связана с тем, какие науки и искусства, в какие эпохи, в какихстранах мира преимущественно развивались. Здесь нужно сказать о состояниинауки в древности, о ее развитии, распространении по разным частям света(ведь знания путешествуют так же, как и сами народы); далее следует сказатьо тех или иных ошибках, периодах забвения и возрождения. В то же времянеобходимо показать в каждом виде искусства и науки повод для ихвозникновения и источники их происхождения, традиции преподавания иизучения, методы исследования и формы применения. Важно также назватьотдельные школы и наиболее известные споры, возникавшие среди ученых,рассказать о том, какую клевету приходилось терпеть ученым и какой славой ипочестями они бывали увенчаны. Должны быть названы основные авторы, наиболеезначительные книги, школы, традиции, университеты, общества, колледжи,ордены, наконец, все, что имеет отношение к состоянию и развитию науки.Прежде всего мы хотим, чтобы было восполнено то, что составляет достоинствои как бы душу гражданской истории, а именно, чтобы одновременно сперечислением событий говорилось и о причинах, их породивших, т. е. чтобыбыло сказано о природе стран и народов, об их больших или меньшихспособностях и дарованиях к тем или иным наукам, о тех или иных историческихобстоятельствах, способствовавших или мешавших развитию науки, о ревности ивмешательстве религий, о законах, направленных против науки, и о законах,благоприятствовавших ее успехам, наконец, о замечательных качествах идеятельности отдельных лиц, способствовавших развитию науки и просвещения ит. п. Мы хотим предупредить, что весь этот материал следует излагать не так,как это делают критики, тратя время на восхваление и порицание, а строгоисторически, излагая преимущественно сами факты и как можно осторожнееприбегая к собственным оценкам. Относительно же способа построения такого рода истории прежде всегоследует помнить следующее: фактический материал для нее следует искать нетолько у историков и комментаторов; прежде всего следует привлечь к изучениюважнейшие книги, написанные за все время существования науки, начиная сглубокой древности, изучая их последовательно по отдельным векам и даже поболее коротким периодам времени, чтобы из общего знакомства с ними(прочитать их все было бы невозможно, ибо число их бесконечно) и наблюденийнад их содержанием, стилем и методом изложения перед нами возник, словно поволшебству, сам дух науки того времени. Что касается практического применения, то история науки создается недля того, чтобы восславить науки и устроить торжественную процессию измножества знаменитых ученых, и не потому, что, охваченные пылкой любовью кнаукам, мы стремимся узнать, исследовать и сохранить все, что так или иначекасается их состояния вплоть до мельчайших деталей. Наша цель значительноважнее и серьезнее. Она, коротко говоря, сводится к убеждению в том, что спомощью такого изложения, какое мы описали, можно значительно увеличитьмудрость и мастерство ученых в самой научной деятельности и в организации ееи, кроме того, оттенить движения и изменения, недостатки и достоинства вистории мысли в такой же мере, как и в гражданской истории, а это в своюочередь даст возможность найти наилучший путь руководства ими. Ведь, понашему мнению, труды блаженного Августина и блаженного Амвросия не могутпринести такой пользы для образования епископа или теолога, какую можетпринести тщательное изучение церковной истории. Мы не сомневаемся, чтоаналогичный результат даст ученым история наук. Ведь всякое объяснение,которое не основывается на примерах и исторической памяти, неизбежнооказывается во власти случайности и произвола. Это все, что мы хотелисказать об истории наук.

Наши рекомендации