Vi. темы для самостоятельной работы

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Курс "История зарубежной литературы ХХ века" включает в себя обширный и разносторонний материал, обусловленный и достаточно интенсивным развитием литературного процесса в этот период, и сложностью культурно-исторической ситуации, и глобальностью социальных сдвигов.

В области искусства и литературы ХХ века происходит переоценка многих ключевых понятий, значительным оказывается и влияние развития литературно-критических школ на литературный процесс.

Цель преподавания дисциплины – изучение истории развития зарубежных литератур ХХ века.

Задачи изучения дисциплины:

· изучение специфики развития зарубежной литературы ХХ века в контексте истории мировой культуры;

· характеристика художественных направлений, творческих методов, эстетических программ;

· анализ этапов литературного развития и творчества крупнейших писателей;

· выявление специфики "повествовательной техники" литературы ХХ века;

· усвоение теоретических знаний в рамках изучения вопросов эволюции литературных жанров.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Наименование тем Распределение часов по видам занятий   Формы контроля
Лекции Практ. занятия Самост. работа Индивид работа
ОЗО ОЗО ОЗО ОЗО
1. Характеристика основных литературных явлений первой половины ХХ в.       Тексты лекций. Конспекты.
2. Поэтика модернистского романа (Д.Джойс, Ф.Кафка, М.Пруст)       Проверка знания текстов, конспектов лекций.
3. Модернистские течения первой половины ХХ века (футуризм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм). Театральный авангард       Составление терминологического словаря.
4. "Социальный" роман в зарубежной литературе первой половины ХХ века. Жанр антиутопии в зарубежной литературе первой половины ХХ века       Контроль знания текстов.
5. Жанр интеллектуального романа в зарубежной литературе первой половины ХХ века     Проверка знания текстов.
6. Философские основы и художественная практика экзистенциализма       Проверка терминологического словаря.
7. "Неоавангард" во французской литературе второй половины ХХ века. Эстетика "театра абсурда"       Конспект теоретических работ.
8. Жанр философского романа в английской литературе второй половины ХХ века       Проверка учебных материалов.
9. Пути и поиски американской литературы второй половины ХХ века       Терминологический словарь.
10. Латиноамериканский роман ХХ века     Собеседование по текстам
11. Немецкоязычная литература 50 – 80 гг.       Проверка учебных материалов.
12. Зарубежная литература 80 – 90 гг.       Терминологический словарь.
13. У. Эко: преодоление традиции авангарда. Проблема интерпретации.       Собеседование по текстам
14. М. Кундера: искусство романа.       Конспект эссе.
15. М. Павич: литература ХХI в.       Собеседование по текстам
16. «Недоверие к метарассказу»: наследие культуры в восприятии современности.       Терминологический словарь.
Всего: зачет контрольная работа экзамен

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Тема 1. Характеристика основных литературных явлений первой половины ХХ века

Периодизация курса. Типология литературных направлений, методов и стилей в их динамике, определяющей этапы литературной истории ХХ века. Взаимодействие реализма и модернизма. Традиция и новаторство, обновление реалистического искусства. Освоение реализмом социального и духовного опыта современности, открытий науки. Литература социалистического реализма (к истории вопроса). Литература русского зарубежья как один из факторов развития зарубежной литературы ХХ века. Литература и философия, литература и психология, литература и политика (документализм, публицистичность художественного языка). Возникновение модернистских школ, природа их новаторства. Проблема синтеза искусств.

Тема 2. Поэтика модернистского романа

(Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст)

Модернизм и реалистический роман ХХ века: проблема "преодоления" традиции. Принципы модернистского романа. Создание художественной реальности в модернистском романе: переосмысление взаимодействия искусства и действительности.

М. Пруст и его цикл романов "В поисках утраченного времени". Философия искусства М. Пруста. М. Пруст и А. Бергсон: концепция памяти. Автор-рассказчик и его роль в романе. Роль фрагмента и принцип "соответствий-аналогий" в "Поисках утраченного времени".

История создания романа Дж. Джойса "Улисс". Литература и миф: "Улисс" и "Одиссея" Гомера. Художественные основы романа "потока сознания". Структура романа. Категории художественного времени и пространства. Поэтика "блужданий" в романе "Улисс". Концепция героя.

Принцип художественного творчества Ф. Кафки. Роль метаморфоз в произведениях Ф.Кафки: поэтика "мнимых величин". Художественный мир романов Ф. Кафки ("Замок", "Процесс", "Америка" ("Пропавший без вести")). "Надежда и абсурд" в творчестве Ф. Кафки (А. Камю).

Тема 3. Модернистские течения первой половины ХХ века (футуризм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм).

Театральный авангард

Разрыв с традицией, "обновление" искусства, переосмысление "художественности". Зарождение новой эстетики – эстетики модернизма. Концепция художника. Основные технические приемы.

Эстетические основы футуризма. Отношение к предшествующей культурной традиции: анархизм и нигилизм. Футуризм и технологическая цивилизация. Концепция человека. Предмет искусства. Реформа художественного языка.

Дадаизм и первая мировая война. Манифест Тр. Тцара. Смысл дадаистских репрезентаций. Реформа художественного осмысления действительности. Спонтанность творчества. Достижения дадаизма.

Экспрессионизм в поэзии, его идеи, стиль. Черты экспрессионистской драмы (Толлер, Кайзер). Экспрессионизм в театре.

Эстетика сюрреализма. Первый манифест сюрреализма как документ эстетики сюрреализма. Психоанализ З. Фрейда – философская основа сюрреализма. Переосмысление сущности художественного творчества. Художественные приемы сюрреализма: совмещение несовместимого; эффект неожиданности; сон как литературный прием и др. Сюрреализм в литературе и живописи.

Брехт и театр первой половины ХХ века (А. Чехов, Б. Шоу, Ф. Гарсиа Лорка, Ж. Ануй, Ж. Жироду, Ж.П. Сартр, А. Камю…). Традиции аристотелевского театра и новаторство: поиск нового театрального языка. Б. Брехт и его "Малый Органон для театра". Концепция "открытых", меняющихся форм реализма. Теория "эпического театра" Б. Брехта. Принцип "очуждения". "Зонги" и их роль в пьесах Брехта. Двуплановость пьес. Притчевая форма драматургии Брехта.

Тема 4. "Социальный" роман в зарубежной литературе первой половины ХХ века. Жанр антиутопии.

Традиции критического реализма в зарубежной литературе первой половины ХХ века. История и литература. Литература "потерянного поколения" – "простая честная проза" (Э. Хемингуэй). "Роман-джаз" Р. Олдингтона "Смерть героя". Ретроспективная история жизни Джорджа Уинтерборна. Человек и общество в романе "Смерть героя". Тема искусства. Концепция героя в романах Э.М. Ремарка. "Кодекс чести" как основная мотивация поведения героев Ремарка. Образ войны в романах Ремарка. Антивоенная направленность романа Э. Хемингуэя "Прощай, оружие!". Двуплановость повествования: война и история отдельного человека – "путника на дороге истории". Лейтмотивы романа "Прощай, оружие!".

Жанр антиутопии в зарубежной литературе первой половины ХХ века. Предыстория вопроса: модели идеального государства в творчестве Платона, Т. Мора, Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, С. де Бержерака, Л.С. Мерсье, Вольтера… Поиски социального идеала и их художественное воплощение. Утопия и антиутопия в художественном опыте ХХ века. Жанровое своеобразие романов О. Хаксли "О дивный новый мир" и Д. Оруэлла "1984". Композиционные особенности и основные темы романов Хаксли и Оруэлла. Человек в системе тоталитарного государства: формы протеста против существующей системы (мимикрия, тайный бунт против Системы, поражение). Художественное начало романов О. Хаксли и Д. Оруэлла. Язык в подчинении: глава "Новояз" в романе Д. Оруэлла "1984". Шекспировские аллюзии и их "угасание" в финале романа О. Хаксли.

Тема 5. Жанр интеллектуального романа в зарубежной литературе первой половины ХХ века

Понятие "интеллектуальный роман" ("философский роман", "роман идей"). Культурно-исторические основы жанра. Принципы построения "интеллектуального романа". Философско-символический роман Р. Музиля "Человек без свойств". Трансформация образа "мира-школы" в образ "мира-лаборатории" в романе Р. Музиля. Ульрих – "человек без свойств", "человек возможного". Авторская позиция Р. Музиля – позиция наблюдателя за идеями, сознательно остающегося в стороне от них.

Внутренняя жизнь человека в романах Г. Гессе. Реальность и идеальность в романе "Степной волк". "Паломничество в страну Востока" как пролог к роману "Игра в бисер". Суть "закона служения". Художественные и философские поиски Г. Гессе и их воплощение в романе "Игра в бисер". Понятие "игра" и его функция в романе.

Миф и современность в романе Т. Манна "Доктор Фаустус". Верность теме: судьба художника. Образ композитора А. Леверкюна: философия жизни и философия творчества.

Тема 6. Философские основы и художественная практика экзистенциализма

Основные философские категории экзистенциализма ("ангажированность", "существование", "свобода", "мир-в-себе", "мир-для-себя", человек абсурдный, "пограничная" ситуация, проблема выбора, проблема действия…). Художественное воплощение идей экзистенциализма в романе Ж.П. Сартра "Тошнота". Бытие как источник истины для Антуана Рокантена. Образ Самоучки как проявление авторского недоверия к книжному знанию. Образ книги в романе "Тошнота". Пародия на литературный экзистенциализм в романе Б. Виана "Пена дней".

Экзистенциалистский театр. Миф и современность в пьесе Сартра "Мухи". Проблема выбора. Свобода и ответственность в трактовке героев Сартра. Категория "Я" и "Другие" в пьесе Сартра "За закрытыми дверями" и в пьесе А. Камю "Недоразумение".

Интерпретация понятия "абсурда" в "Мифе о Сизифе" А. Камю. Роман "Посторонний" как художественная реализация чувства "абсурда". Герой и общество. "Инаковость" Мерсо: неприятие нравственного кодекса окружающих (замена морального сознания влечением к приятному). Слияние с природой как "разобществление" личности. Экзистенциальное отношение к миру героев романа А. Камю "Чума".

Тема 7. "Неоавангард" во французской литературе второй половины ХХ века

Особенности развития зарубежной литературы второй половины ХХ века. Характеристика литературных школ и направлений: театр абсурда, школа "нового романа", структурализм, постмодернизм. Литературные дискуссии о судьбе романа: концепция "смерти" романа. Взаимодействие художественной литературы и литературной критики. Роль художественной публицистики. Литературные открытия ХХ века: латиноамериканская и японская литературы. Проблема взаимодействия эстетических и этических традиций Востока и Запада. Постмодернизм: обретение своего голоса или повторение уже пройденного? Художественный мир постмодернистского романа. Понятие "интертекста". Концепция автора в зарубежном романе второй половины ХХ века. Миф, история и современность в творчестве зарубежных писателей второй половины ХХ века.

Эстетика "театра абсурда". Обретение предшественников: театр А. Жарри, "театр жестокости" А. Арто. Специфика художественного мышления Э. Ионеско и С. Беккета. Экзистенциализм и "театр абсурда". Театральный эксперимент: роль условности, новые взаимоотношения сценического действия и текста, пародия на логическое мышление, недоверие к слову, трансформация образа. "Театр абсурда" и демифологизация повседневной жизни. Пьесы Э. Ионеско – "наглядное пособие по социальной патологии массового сознания". Модель героя: "человек вообще" или "человек эпохи"? Мгновения жизни и вечное одиночество героев С. Беккета в пьесе "В ожидании Годо". Финал пьесы "Лысая певица": декларация слова как такового. Традиция языка в "театре абсурда".

Школа "нового романа" во французской литературе 50 - 60-х годов. Влияние идей структурализма на литературный процесс. Взаимодействие художественной литературы и литературной критики. Роман традиционный и "новый роман". Отказ от "истории", лежащей в основе сюжета, от интриги, конфликта, от последовательности и логичности. Критика традиционного романного героя. Персонажи "нового романа" – "существа без значения". Концепция романа у "новороманистов": роман – "лаборатория рассказывания".

"Тропизмы" Н. Саррот: "Защитная завеса жестов и слов" в романе Н. Саррот "Золотые плоды". Образ книги и тема литературного труда в романе Н. Саррот "Золотые плоды". Мотив лабиринта в романе А. Роб-Грийе "В лабиринте". Концепция романа М. Бютора. Взаимодействие мифа и современности в романе М. Бютора "Изменение". Двойная жизнь Леона Дельмона, "человека с воображением". Метаморфозы сознания героя романа "Изменение". Образ книги: приобщение Леона Дельмона к "общему языку" культуры.

Тема 8. Жанр философского романа в английской литературе второй половины ХХ века

Генезис философского романа: культурно-исторические предпосылки развития жанра в английской литературе второй половины ХХ века.

Философские аспекты творчества У. Голдинга. Взаимодействие человека, природы и цивилизации в романах У. Голдинга. Концепция "добра" и "зла". Мотив "темноты человеческого сердца". Цивилизация и варварство в романе У. Голдинга "Повелитель мух". Герои романов У. Голдинга: проблема выбора. Синтез философского и художественного начал в романе "Повелитель мух". Аллегорическое начало романа.

Осмысление литературных и культурно-исторических традиций в творчестве Дж. Фаулза. Постмодернистские принципы письма в романе "Женщина французского лейтенанта". Роль автора. Концепция искусства в "Башне из черного дерева". Культурологические и литературные ассоциации, аллюзии. Два смысловых уровня: реальный и философский, мифологический, "универсальный". Интерпретация названия произведения. Повествовательная манера Дж. Фаулза в романе "Коллекционер".

Тема 9. Пути и поиски американской литературы

второй половины ХХ века

Освоение реальности: творчество Дж. Стейнбека, Д.Д. Сэлинджера, Д. Апдайка. Картина мира в романах К. Воннегута. Литература битников: поиски духовных идеалов, трагизм мироощущения, отчужденность личности.

Основные понятия древнеиндийской поэтики, воспринятые Сэлинджером. Образ молодого героя в романе "Над пропастью во ржи": проблема самопознания и самовыражения в романе. Поиск духовного наставника. "Цикл о Глассах" – поиски идеального героя. Образ современного мира в рассказах Сэлинджера. Тема творчества и творческой личности в произведениях Сэлинджера.

Миф и современность в романе Д. Апдайка "Кентавр": принцип отражения и мифологические параллели в романе. Метафорический смысл идеи кентавра. Особенность повествовательной манеры в романе "Кентавр": множество ракурсов индивидуального видения. Мифология детства в романе.

Тема 10. Латиноамериканский роман ХХ века

Латиноамериканская литература – открытие ХХ века. Отражение жизни континента в творчестве А. Карпентьера, М.А. Астуриаса, Х. Кортасара, М. Варгаса Льосы, Г. Гарсиа Маркеса. Обращение к мифологическому мышлению. Литературная формула "магического реализма" – преломление действительности сквозь призму фольклорного сознания.

Миф и история в романе Г. Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества". Жанровое своеобразие романа. Повествовательные уровни романа: сказка, притча, "интеллектуальный фольклор ХХ века", ирония. Проблема творческого метода. Пространственно-временные отношения. Магия реальной жизни. Смысл названия романа и интерпретация финала.

Новеллистика Х.Л. Борхеса. Тема книги и творческого труда. Исходный тезис творчества Борхеса: "Весь мир – огромная библиотека". Проблема автора и читателя в "Суеверной этике читателя" и "Вавилонской библиотеке". Магия повествовательного искусства Х.Л. Борхеса.

Тема 11. Немецкоязычная литература 50х – 80х гг.

Особенности формирования немецкоязычной литературы в послевоенные годы. Социальный и политический факторы. Осмысление антивоенной тематики (Г. Белль). Возрождение экспрессионизма и экзистенциализма. Нравственно-философская проблематика, обращение к притчевым формам, мифу (К. Вольф, С. Гейм). История и реальность в творчестве Г. Грасса, использование приемов гротекса и метафоры. Жанровая традиция в творчестве Ф. Дюрренматта. Параболическое осмысление реальности. Образ интеллектуала в прозе М. Фриша. Самоидентификация героя в “Homo faber”. Повествовательные особенности прозы Фриша.

Тема 12. Зарубежная литература 80х – 90х гг.

Современный литературный процесс за рубежом: к проблеме истоков. Граница «современности». Смысловые доминанты современной культуры. Характер преемственности «модернизм – постмодернизм». Поиски «предшественников». Уроки модернистов (Кафка, Пруст, Джойс) и их коррекция авангардом. Опыт «интеллектуального романа». «Центр и периферия» в культуре: маргинальность как фактор развития литературы ХХ века. Разнообразие «реализма ХХ века» и его значимость для развития литературы будущего. Саморефлексия литературы. Литературоведение как экспортер теоретического дискурса. Постмодернистская теоретическая рефлексия. Переосмысление фигуры автора в литературном процессе. Место и роль художественной литературы в художественной культуре конца ХХ века. Двойное «кодирование» текста: ирония и пародия в современной литературе. Самопародия. «Авторитет письма» и интертекстуальность. «Цитатное мышление».

Тема 13. У. Эко: преодоление традиции авангарда.

Проблема интерпретации

Научное знание и творческий процесс в современной литературе. Эволюция взглядов У. Эко на проблемы читателя, текста и интерпретации. Теоретическое осмысление массовой культуры, китч и постмодерн. «Повторительное» искусство: эстетика серийных форм. Поэтика «открытого произведения». «Образцовый читатель». Границы интерпретации и «Маятник Фуко» (критическая и семантическая интерпретация).

От замысла к тексту: история создания романа «Имя розы». Метанарративная функция «Заметок на полях». Самоопределение читателя в процессе интерпретации. Проблема жанровой определенности романа «Имя розы».

Тема 14. М. Кундера: искусство романа

Теория романа М. Кундеры. Проблема наследия в эволюции романного жанра. Концепция персонажа: творение индивида. Преодоление психологизма.

Искусство композиции. Тема как основа единства романа. Роман и музыка. Разнородность композиционных элементов. Два типа построения романа. Роман и идеология. Понятие морали романа. История мира и история романа. Игровая природа романа.

Тема 15. М. Павич: литература XXI века

Поэтика «Хазарского словаря». «Словарь» и «энциклопедия» в современной культуре. Модель мира в романе: принцип бинарности. Концепция времени и пространства. Структура романа: роль предисловия. Стратегия чтения и авторские интенции. Автотекстуальность.

Тема и образ книги в романе. Автор – составитель: поиск начала. Проблема истины. Буква и смысл. Мифологическое сознание.

Идиоритмики и кенобиты: «Пейзаж, нарисованный чаем». Кроссворд как принцип повествования. Символ и знак в романе. Другие повествовательные приемы в творчестве М. Павича (карты Таро, клепсидра, гороскоп).

Тема 16. «Недоверие к метарассказу»:

наследие культуры в восприятии современности

Определение «метарассказа». Код культуры и его переосмысление постмодернистским мышлением. Способы разрушения авторитета: принципы нонселекции и нониерархии. Фрагментарность повествования. Пародийное осмысление культуры. Нонклассичность постмодерна. Варианты метарассказов.

Интертекстуальность как способ существования культуры. Авторская и читательская интертекстуальность. Типы межтекстовых взаимодействий.

Принципы трансформации традиционного сюжета в творчестве Т. Стоппарда: закон случайности в моделировании мира.

«История» как метарассказ, ее интерпретации в творчестве Дж. Барнса, А. Поссе, Д. Барта, У. Эко, А. Байет.

Миф и роман конца ХХ века. Варианты интерпретации мифа (К. Вольф, Клайв С. Льюис). Библия и литература (М. Турнье, С. Гейм, Ж. Сарамаго, Н. Мейлер).

IV. Ключевые слова курса

Модернизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, дадаизм, авангард, сюрреализм, эпический театр, потерянное поколение, антиутопия, интеллектуальный роман, экзистенциализм, абсурд, новый роман, театр абсурда, философский роман, интертекстуальность, магический реализм, постструктурализм, деконструкция, постмодернизм, двойное кодирование, нониерархия, образцовый читатель, гипертекст, автотекстуальность, метарассказ.

V. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ I. Модернизм. Творчество Ф. Кафки

Тема 1: Новые метаморфозы героя: новелла Ф. Кафки «Превращение»

1. Композиция новеллы.

2. Концепция художественного времени.

3. Художественное пространство новеллы: сферы бытия героя (образы окна, лестницы).

4. Образная система новеллы: оппозиция «Я» и «ДРУГИЕ»:

- Грегор Замза и патрон;

- Грегор Замза и отец;

- Грегор Замза и мать;

- Грегор Замза и сестра;

- Грегор Замза и портрет на стене;

- Грегор Замза и постояльцы.

5. Превращение Грегора Замзы - встреча с самим собой.

6. Кафковская лексика.

7. Художественные приемы.

8. Мотивная структура новеллы (мотивы страха, тела, молчания, музыки…).

Тема 2: Поэтика романа Ф.Кафки «Замок»

1. Смысл названия романа.

2. Композиция романа: Землемер К. - Замок - Деревня (соотношение и их взаимодействие в романе). Роль вставных новелл (назовите запомнившиеся).

3. Основные темы романа (индивидуальное приключение души, подчиненность повседневному, одиночество, вина...).

4. Оппозиция «Я» и «ДРУГИЕ» в романе «Замок» («Каждый человек безвозвратно потерян в самом себе» - из дневниковых записей Ф.Кафки).

5. Роль и функция в романе образов помощников землемера К.

6. Женские образы романа (Фрида, Амалия, Ольга).

7. Концепция главного героя романа (Землемер К.).

8. Философский смысл прихода героя в Деревню.

9. Надежда и абсурд в жизни героев Кафки.

10. Своеобразие писательской манеры Ф. Кафки.

17. Ваш вариант названия романа.

Литература

1. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., Логос, 1998.

2. Борхес Х.Л. Франц Кафка. «Процесс» // Борхес Х.Л. Собр. соч. в 3-х тт. Рига, 1994. Т. 1.

3. Борхес Х.Л. Кафка и его предшественники //Там же. Т.2. С.89-91.

4. Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. М., 1985.

5. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М., 1973.

6. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1994.

7. Зусман В.Г. Художественный мир Ф. Кафки: малая проза. Н.Новгород, 1996.

8. История немецкой литературы в 5-ти тт. М., 1976. Т.5. Гл.ХШ.

9. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.93-101.

10. Карельский А. Лекция о творчестве Ф. Кафки //ИЛ. 1995. №8.

11. Кафка Ф. Замок //ИЛ. 1988. №№ 1-3 и другие издания.

12. Кафка Ф. Из дневников //Называть вещи своими именами. М., 1986.

13. Колесников А. В. Процесс в замке (об отчуждении в литературе и о литературе)//Философские науки. 1991. № 10. С. 150-161.

14. Набоков В. Франц Кафка «Превращение» //ИЛ. 1997. № 11.

15. Набоков В. Франц Кафка. Превращение //В.Набоков. Лекции по зарубежной литературе. М., 2000. С. 325 - 364.

16. Яшенькина Р.Ф. Исповедь Ипполита Терентьева из романа Ф.Достоевского «Идиот» и новелла Ф.Кафки «Превращение» //Зарубежный роман. Пермь, 1982. С.83-91.

17. Кундера М. Кастрирующая тень святого Граты //Кундера М. Нарушенные завещания. М., 2004. С. 39 – 58.

18. Кундера М. Дороги в тумане // Кундера М. Нарушенные завещания. М., 2004. С.201 – 244.

ЗАНЯТИЕ II.Экзистенциализм во французской литературе

Тема 1: Концепция героя в романах Ж.П. Сартра («Тошнота») и А. Камю («Посторонний»)

1. Экзистенциализм во французской литературе XX века (основные философские категории экзистенциализма).

2. Художественное воплощение идей экзистенциализма в романе «Тошнота» Ж.П.Сартра:

а) структура романа;

б) жанровые особенности;

в) философия и литература (собственное бытие как источник истины для Антуана Рокантена);

г) Антуан Рокантен – выразитель типично экзистенциалистского сознания (человек-проект, человек-идея, осознающий случайность своего бытия);

д) оппозиция «мир-в-себе» и «мир-для-себя» в романе «Тошнота».

3. Образ Самоучки как проявление авторского недоверия к книжному знанию.

4. Пространственно-временные отношения в романе «Тошнота».

5. «Необходимость писать»: образ книги в романе Ж.-П.Сартра «Тошнота» (оппозиция: бессобытийная жизнь А. Рокантена и полная приключений жизнь маркиза де Рольбона).

6. Эффект кривого зеркала в композиции «Постороннего» (вторая часть – перелицовка заурядной жизни Мерсо в жизнь злодея).

7. Выстрел Мерсо – произвол своевольного хотения или результат «солнечного наваждения»?

8. Суд над Мерсо – жертвоприношение общества (трагедия и фарс судебного процесса).

9. «Инаковость» Мерсо – неприятие нравственного кодекса окружающих (замена морального сознания влечением к приятному).

10. Два типа «посторонних»: Антуан Рокантен («Тошнота» Сартра) и Мерсо А. Камю (выразители «смыслоутраты»).

Литература

1. Адмони В. «Чума» Альбера Камю // Адмони В. Поэтика и действительность. Л., 1975. С. 244-249.

2. Андреев Л.Г. Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994.

3. Андреев Л.Г. Современная литература Франции, 60-е годы. М., 1977.

4. Великовский С.И. К пристанищу «праведных без бога» //Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. М., 1979. С. 185-250.

5. Ерофеев В. В. Проза Сартра // В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990. С. 257-285.

6. Ерофеев В.В. Мысли о Камю//Там же. С.287-312.

7. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

8. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989. С. 222 - 318.

9. Киссель М.А. Философская эволюция Сартра. Л., 1976.

10. Кушкин Е.П. Альбер Камю. Ранние годы. ЛГУ, 1982. С. 149-179.

11. Кушкин Е.П. Достоевский и Камю // Достоевский в зарубежных литературах. Л., 1978. С. 81 - 116.

12. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего» // Называть вещи своими именами. М., 1986.

13. Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы XX века. Статьи, трактаты, эссе. М., МГУ, 1987.

14. СартрЖ.-П. Тошнота//ИЛ. 1989. №7.

15. Фокин С.Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб., Алетейя, 1999.

ЗАНЯТИЕ III.Литература неоавангарда

Тема 1: Логика и абсурд в пьесах Э. Ионеско “Лысая певица” (1951), “Носороги” (1959), и С. Беккета “В ожидании Годо” (1952)

1. Разрушение стандарта в пьесах Э. Ионеско (эстетика “театра абсурда”).

2. Образы обывателей в пьесе “Лысая певица” (пределы человеческого понимания).

3. Модель героя: «человек вообще» или человек эпохи? (Проблема порабощения сознания)

4. Социальная мифология и ее разрушение в пьесе Э. Ионеско «Носороги».

5. Прошлое – настоящее – будущее (время и пространство в пьесах абсурдистов).

6. Мгновения жизни и вечное одиночество героев Беккета («В ожидании Годо»).

7. «Связанные одной целью»: человек и вещи в театре абсурда.

8. «Трагедия слов» в пьесах Э. Ионеско и С. Беккета (слово и недоверие к слову в театре абсурда).

Литература.

1. Андреев Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы. М., 1977. С.20-28.

2. Беккет С. В ожидании Годо //ИЛ. 1966. № 10.

3. Беккет С. Три диалога //Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С.118-127.

4. Дюшен И. Театр парадокса (предисловие) // Театр парадокса. М., 1991.

5. Елистратова А. Трагикомедия Беккета «В ожидании Годо» //Современная литература за рубежом. М., 1971.

6. Ионеско Э. Лысая певица. Носороги.

7. Ионеско Э. Как всегда - об авангарде. Трагедия языка. О кризисе театра // Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С.128-139.

8. Ионеско Э. Противоядия. М., 1992.

9. Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. СПб., Симпозиум, 1999.

10. Исаев С. Предисловие //Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992.

11. Никитин В.А. Человек, не пожелавший стать носорогом //Ионеско Э. Противоядия. М., С.3-8.

12. Проскурникова Т. Б. Французская антидрама 50-60-х годов. М., 1968.

13. Токарев Д.В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д. Хармса и С. Беккета. М.: НЛО, 2002.

Тема 2: Романы Мишеля Бютора «Изменение» (1957) и

А. Роб-Грийе «В лабиринте»: «школа нового романа»

1. «Школа нового романа» во французской литературе 50-60-х годов:

а)критерии классического романа;

б)концепция романа у писателей «школы нового романа»;

в)задачи писателя-новороманиста.

2. Структура романа (взаимодействие мифа и современности).

3. Двойная жизнь Леона Дельмона, «человека с воображением»:

-Леон Дельмон - Анриетта;

-Леон Дельмон - Сесиль;

-Леон Дельмон - пассажир поезда;

-сны Леона Дельмона;

-смутная метаморфоза сознания.

4. Пространственно-временные отношения в романах.

5. Тема книги.

6. «Стиль медлительности» (особенности повествовательной манеры М. Бютора в романе «Изменение»).

7. Повествовательная структура романа А. Роб-Грийе «В лабиринте». Поэтика фрагмента.

Литература

1. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. МГУ, 1977.

2. Барт Р. Школы Роб-Грийе не существует // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996. С.202-206.

3. Бютор М. Размышления о технике романа // Писатели Франции о литературе. М., 1978. С. 398-407.

4. Бютор М. Роман как исследование. М., Изд-во МГУ, 2000.

5. Бютор М. Роман как поиск// Писатели Франции о литературе. М., 1978. С. 193-199.

6. Женетт Ж. Фиксация головокружения // Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Т.1. М., 1998. С. 102-117.

7. Зонина Л.А. «Новый роман»// Л. Зонина. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.). М., 1984. С. 59-94.

8. Науман М. Первые шаги «нового романа»: самоупразднение буржуазного романного героя. Натали Саррот и Ален Роб-Грийе. Мишель Бютор // Науман. М., Литературное произведение и история литературы. М., 1984.

9. Плесень в литературе. Из открытого письма Пьера де Буадеффра Алену Роб-Грийе // Писатели Франции о литературе. М., 1978. С. 106-112.

10. Роб-Грийе А. Драма, поэма, роман // Называть вещи своими именами. М., 1986. С.133-151.

11. Роб-Грийе А. О нескольких устаревших понятиях // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986. С. 112-119.

12. Саррот Н. Тропизмы. Эра подозрения. М., 2000.

13. Саррот Н. Эра подозрения // Писатели Франции о литературе. Москва, 1978. С. 312-320.

ЗАНЯТИЕ IV.Традиции и новаторство в современной литературе

Тема 1: “Шекспир наизнанку”: “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” Т. Стоппарда

  «Обычные вещи, сэр, но только наизнанку»   «Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность»   «Правдиво только то, что принимается за правдивое»   «Это довольно изощренная пытка, когда тебе велят войти, а куда пустят, не говорят...»   «Проблем не было, каждый знал, кто я такой»   «Колеса завертелись, и теперь у них своя скорость, на которую мы обречены»   «- И это то, что как раз нужно публике? - Это то, на что мы способны, сэр.» Т. Стоппард  

1. Классика и современность: способы воспроизведения и формы восприятия. Поэтика названия.

2. Игра в реальность: мир, слово, человек.

3. Проблема ориентации героя: поиски выхода (Шекспир – Беккет –Стоппард).

4. Проблема самоидентификации

герой - герой герой - читатель Стоппард - Шекспир - Это уже не он, знаешь? - Сейчас он - это я. - Тогда кто я? - Ты - это ты? - А ты - это он? - Почти.

5. Проблема универсума: космос и хаос (надежда и абсурд в жизни героев Стоппарда).

6. «Театр в театре»: правило «третьего текста» («...Это такой прием... это схема, с ее помощью мы делаем происходящее более или менее понятным» Стоппард).

7. Тема судьбы: случайное и закономерное, жизнь и смерть.

Литература

1. Беккет С. В ожидании Годо.

2. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы // ИЛ. 1990. № 4.

3. Толмачева Л.Ф. О стиле современной английской драмы // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. № 1. 1974. С.41-49.

4. Фридштейн Ю. Розенкранц, Гильденстерн и другие // Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. М.: Азбука, 2000. С.301-312.

5. Шекспир В. Гамлет.

6. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // ИЛ. 1988. № 10. С.88-104.

7. Ямпольский М. Геральдическая конструкция и принцип «третьего текста» //Ямпольский М. Память Тиресия. М., 1993. С.68-90.

Тема 2: “Имя розы” У.Эко: поэтика «современного романа»

   
  «...Высшая мудрость в этот момент заключается в том, что ты узнал слишком поздно. Понимать все, когда уже нечего понимать» У.Эко. Маятник Фуко. «Единственно полезная истина - это орудия, которые потом отбрасывают» У.Эко. Имя розы. «Автор по произволу мешает объем читательской памяти и может заставить аудиторию вспомнить то, что ей было неизвестно» Ю.М. Лотман. Среди мыслящих миров  

1. «Как писать роман»: маргиналии автора

- поэтика названия;

- «творение мира»;

- выбор сюжета.

2. «Маски автора». Роль рассказчика: мир «устами» Адсона.

3. Проблема жанра: смысл жанровых исканий. Цитата, аллюзия, реминисценция, символ.

4. Смысловые метаморфозы лабиринта: библиотека и библиотекарь.

5. «Границы» истины: смысл поиска смысла (образ Вильгельма).

Литература

1. Иванов В.В. Огонь и роза / Вступ. статья к роману У.Эко «Имя розы» // ИЛ. 1988. № 8. С.З-7.

2. Ильин И. Авторская маска // Современное зарубежное литературоведение. М., 1996. С. 192-194.

3. Книги, о которых говорят. Маятник Фуко - маятник Эко... // ИЛ. 1989. № 10. С.223-225.

4. Лотман Ю.М. Выход из лабиринта. Послесловие к роману У. Эко «Имя розы». СПб, Симпозиум, 2000.

5. Рейнгольд С. «Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко // ИЛ. 1994. № 4. С.269-274.

6. Эко У. Два типа интерпретации // НЛО. № 21. 1996. С. 10-22.

7. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // ИЛ. 1988. № 10. С.88-104.

8. Эко У. Имя розы // ИЛ. 1988. № 8-10.

9. Эко У. Средние века уже начались // ИЛ. 1994. № 4. С.259-268.

10. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб, Симпозиум, 2002.

ЗАНЯТИЕ V.Жанр романа в современной литературе:

традиции и новаторство

Тема 1: М.Павич: миры под переплетом («Хазарский словарь», «Пейзаж, нарисованный чаем»)

  «В нашем распоряжении уже столько истин, что если в один прекрасный день кто-то соберется выискивать истины и в снах, я скажу, что уж точно пришли антихристовы времена» «...и все-таки чем больше я думаю о твоем сне, тем больше нахожу в нем смысла. Именно для себя, а не для тебя. Ты извини, что я пользуюсь твоими снами для подтверждения собственных гипотез...» Вильгельм / «Имя розы» У.Эко. «Сон – это писание. А многие писания не больше чем сны» У.Эко. Имя розы. «Тому, кто приходит к концу пути, путь больше не нужен, поэтому он ему и не дается» М. Павич. Хазарский словарь.  

1. Особенности повествования М. Павича:

Ø композиция романов: разграничение на части, книги, главы; проблема структурного единства;

Ø повествовательные приемы: дискретность, соединительные мотивы:

Ø роль «указателей слов», оглавлений, предисловий и послесловий;

Ø автотекстуальность Павича.

2. Модель мира: концепция времени и пространства в романах:

Ø реальное – нереальное; явь – сон (С.54-56);

Ø прошлое – настоящее – будущее;

Ø левое – правое (С.55);

Ø пространство мира – пространство книги;

Ø язык – буква (С.77-78).

3. Человек и мир: обретение единства:

Ø Символические образы (вода, ночь, молчание, язык, соль, волосы и т.д.);

Ø «Ищущий» и «знающий»;

Ø Мужчина и женщина:

Ø Идиоритмики и кенобиты;

Ø «Сновидец» и герой сна.

Литература

1. Кузнецов И. О Милораде Павиче, который действительно существует // Новый мир. 1997. №11. С.232-237.

2. Кузнецов И. Регулярный парк сновидений (по следам М.Павича) // ИЛ. 1995. №12. С.223-234.

3. Михайлович Я. Павич и гипербеллетристика // Павич М. Ящик для письменных принадлежностей. СПб.: Азбука, 2000. С. 171-181.

4. Павич М. Вечность и еще один день. Пьеса // ИЛ. 1995. № 7.

5. Павич М. Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре.

6. Павич М. Пейзаж, нарисованный чаем.

7. Павич М. Стеклянная улитка. Рассказы.

8. Павич М. Хазарский словарь //ИЛ. 1991. № 3.

9. Павич М. Ящик для письменных принадлежностей.

10. Радамански Д. Гомологон человеческой души // Павич М. Ящик для письменных принадлежностей. СПб.: Азбука, 2000. С. 182-188.

11. Сайт о творчестве М.Павича: http: //www.khazars.com.

12. Слащева М.А. Мифологическая модель мира в постмодернистской прозе М. Павича // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 1997. № 3. С.43-59.

Тема 2: М. Кундера: теория и практика искусства романа («Бессмертие»)

  «Все, о чем можно помыслить, не должно теперь исключаться из романного искусства» Кундера М. Творцы и пауки.   «Самое существенное в романе как раз то, чего нельзя сказать иначе чем романом» Кундера М. Бессмертие   «Хотя бессмертие и возможно заранее моделировать, манипулировать им, подготавливать его, оно никогда не бывает таким, каким было запланировано» Кундера М. Бессмертие   «Человек может покончить с жизнью. Но не может покончить с бессмертием. Как только бессмертие погрузит вас на корабль, вам уже не сойти с него...» Кундера М. Бессмертие  

1. Тема и роман: композиционные принципы («относительная автономность частей», «нарушение единства действия», принцип «фуги», тематические мотивы, «горизонтальное» и «вертикальное» чтение).

2. Роман и идеология. «Изобретение юмора». Роман и мораль. История романа и История. Импровизация и композиция.

3. «Бессмертие»:

1) Герои «истории»: Аньес и Лора, Поль, профессор Авенариус.

2) «Бессмертие» – доминирующие повествовательные линии:

- история Аньес, Лоры, Поля (1,3,5,7 части);

- история взаимоотношений Гете и Бетины (2, 4 части);

- «Невыносимая легкость бытия» Рубенса (5 часть). Мажорные и минорные темы.

3) Повествовательные «переходы». «Совпадения, творящие историю». «Теория случайностей» и романический сюжет.

4) Темы романа:

- современность и модернизм;

- образ / имидж (жест, шляпа Бетховена, диплом «стопроцентного осла»);

- романтизм и либертинаж: homo sentimentalis;

- бессмертие (Гете и Хемингуэй), «смешное бессмертие».

5) Персонаж. «Внешний» и «внутренний». Проблема индивидуальности. Персонаж и тема.

Литература

1. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999. (Дереальность: Изгнание из воображаемого, Непознаваемый; Образ; Понять; Скрывать: Случайности; Сцена)

2. Кольхауэр М. Роман и идеология. Точки зрения //НЛО. 1995. №15.

3. Кузнецов И. Бессмертие путника. М. Кундера и И. Кальвино среди любимых призраков //ИЛ. 1995. №6. С. 207-210.

4. Кузнецов С. История одного жеста // ИЛ. 1995. № 6. С. 211-214.

5. Кундера М. Бессмертие //ИЛ. 1994. № 10.

6. Кундера М. Когда Панург перестанет быть смешным // ИЛ. 1994. №7. С. 196-209.

7. Кундера М. Творцы и пауки // ИЛ. 1997. № 10. С.203-214.

8. Кундера М. Нарушенные завещания: Эссе. СПб., 2004.

VI. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В данном разделе помещены методические разработки, предназначенные для облегчения самостоятельной работы студентов над учебным материалом. Они включают в себя перечень вопросов, раскрывающих идейно-тематическое и повествовательное своеобразие анализируемых произведений. К каждой теме подобрана исследовательская литература, отражающая современное понимание поднимаемых проблем. Не следует забывать, что освоение темы нужно начинать с чтения базовых художественных текстов; важным является и знакомство с программными документами (например, при изучении теории и художественной практики таких течений, как дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм). Успешное овладение курсом предполагает знакомство с трудами, посвященными литературной и культурной жизни эпохи. Индивидуальные консультации можно получить, обратившись к преподавателю по электронной почте: [email protected].

1.Судьба творческой личности в новелле Т. Манна «Тонио Крëгер»

1. Отношение Т. Манна к немецкой бюргерской культуре. Его концепция искусства.

2. Тема судьбы творческой личности в новелле «Тонио Крегер»:

Ø композиция новеллы;

Ø «завистливое томление» Тонио Крегера в школьные годы;

Ø двойственность натуры Тонио Крегера;

Ø тема русского искусства (образ Лизаветы Ивановны);

Ø образная система новеллы.

3. Тонио Крегер и его понимание искусства.

4. Особенности повествовательной манеры.

5. Авторская позиция.

Литература

1. Адмони В., Сильман Т. Томас Манн. Очерки творчества. Л., 1960.

2. Апт С.К. Томас Манн. М., 1972.

3. Вильмонт Н. Великие спутники. М., 1966. С.399-589.

4. Дирзен И. Эпическое искусство Т. Манна. М., 1981.

5. Днепров В. Черты романа ХХ века. М. – Л., 1965.

6. История немецкой литературы: В 5 тт. М., 1976. Т.5.

7. Кургинян М. Романы Томаса Манна. Формы и метод. М., 1975.

8. Русакова А.В. Томас Манн. ЛГУ, 1975.

9. Сучков Б. Лики времени. М., 1969. С.335-444.

10. Федоров А. Томас Манн. Время шедевров. МГУ, 1981.

Наши рекомендации