Понятие культурной идентичности. Основные типы культурной идентификации (по Г. Абрамсону)
Культурная идентичность – это самоощущение человека внутри данной конкретной культуры.
На заре человеческой культуры индивиды прочно идентифицировали себя с семьей, племенем, родом и всю свою жизнь проживали в одной деревне, в которой родились Базисные, индивидуальные и групповые культурные привязанности, следовательно, определялись уже при рождении. Групповая культурная идентичность обычно оставалось постоянной на протяжении всей жизни человека.
После промышленной революции индивидуальная и групповая природа культурной идентичности заметно изменилась. Отныне индивид идентифицировался с нацией вместо деревни, а разделение труда породило совершенно иные культурные образования. Так, промышленная революция ослабила семейные формы культурной идентификации и усилила национальные и профессиональные привязанности.
В настоящее время характер культурной идентификации существенно меняется. Американский исследователь О.Тоффлер в книге «Шок будущего» пишет о чрезвычайном ускорении всех ритмов жизни человеческого сообщества в наши дни. Если раньше человек проживал в одном городе, работал на одной работе, его окружала одна семья и одна и та же мебель в квартире, то теперь человек меняет постоянно место жительства и место работы, изменяются семейные связи и привычная обстановка его жилища. Наличие большего, чем раньше, выбора в самоопределении заставляет человека, все чаще приспосабливаться к новой обстановке, а предпочитаемые культурные идентификации становятся все более разнообразными и кратковременными. Ежедневный труд, соседские отношения, совместная религиозная практика, политическая активность, экономическое поведение, досуг и развлечения – все это может быть образующим фактором культурной идентификации.
Американский социолог Г.Абрамсон является одним из разработчиков типологии культурной идентификации. В своей классификации он выделяет следующие типы культурной идентичности.
Тип традиционалиста – это лица, разделяющие ценности данной культуры и не отступающие от ее установок ни при каких обстоятельствах. Яркими представителями этого типа культурной идентификации являются шотландцы в своих неизменных юбках, евреи – ортодоксы в христианском мире, китайцы – с непременно китайской кухней и ценностями Востока в любой стране мира.
Тип пришельца – неофита. Сюда относятся люди, которые включены в структурную систему этнических связей данной культуры, но не имеют наследственных корней в этой культуре, и она не составляет их внутреннего духовного достояния, не интериоризирована ими. Человек ощущает себя на пороге совершенно нового культурного опыта, однако, испытывает чувство неуверенности, маргинальности. Такой тип культурной идентификации свойственен индивидам, которые оставили свою культуру и вынуждены приспосабливаться к жизни в чужой культурной среде.
Тип изгнанника. Он противоположен пришельцу – неофиту. Речь идет о людях, которые утратили первичные социальные связи с соплеменниками при сохранении этноса и традиций родной культуры. Духовный опыт изгнанника – это, прежде всего, опыт изоляции и одиночества. Житейские типы «изгнанника» встречаются на разных уровнях социально–классовой системы: китаец–прачка и владелец ресторана, турецкие иностранные рабочие – гастарбайтеры в Германии и др.
Тип «евнуха». К нему относятся люди, лишенные памяти о каком–либо культурном прошлом и не обремененные никакими традиционными связями со своей культурной средой. В отечественной литературе такой тип именуется, по Ч.Айтматову, как «манкурт», т.е. человек лишенный памяти. «Евнух» – тип, противоположный традиционалисту. Классическими образцами такого типа можно считать: евнуха при дворе восточного деспота; евнуха в гареме; янычара в войске; телохранителя-кабаса в иностранном посольстве; христианина – вероотступника, ставшего визирем при стамбульском дворе, – таковы основные проявления утраты культурной идентичности в эпоху Оттоманского владычества.
В современную эпоху появился еще один тип культурной идентичности, представляющей оппозицию нормальной – это тип «маргинала» (от фр. margіnal - срединный). Маргинальность – это результат отсутствия, либо разрыва традиционных связей и создание собственного, совершенно особого мира. В наши дни маргинальность становится универсальным феноменом, т.к. многие люди оказываются как бы между различными культурными традициями. Так, в мире немало людей, которых называют полукровками (смешанные межнациональные браки). Многие не могут четко идентифицировать себя ни с одной культурной традицией. Еще сложнее в случае брака между представителями различных религиозных исповеданий.
Эрих Фромм, характеризуя сложный процесс культурной идентификации, отмечал, что ее символами являются: английский джентльмен, не снимающий смокинга в самой экзотической обстановке; американский фермер, начинающий свое рабочее утро с того, что водружает национальный флаг США над своей фермой. Таким образом, люди постоянно находятся в процессе напряженного и обостренного поиска культурной идентичности.