Важность проповеди и ее принципы 3 страница
72-02 Ты изучаешь японский язык, это хорошо, но было бы лучше для нашей проповеднической и переводческой деятельности, если бы эту работу делали местные юноши и девушки, чтобы нам не приходилось терять время на изучение трудных языков. Время лучше потратить на то, что занять побольше местных жителей в переводе наших книг, одновременно обучая их нашей философии. Но если ты считаешь, что для упрочения положения нашего Движения необходимо, чтобы ты выучил японский язык, ладно, учи. Но обычно я считаю это не абсолютной необходимостью. Если ты найдешь нескольких ребят, которые знают английский язык, и если ты сможешь занять их переводом и обучишь нашей философии, проводя для них лекции, это будет лучше. Мы не сможем хорошо проповедовать на таких трудных языках, даже если потратим на их изучение годы, но если мы потратим несколько недель на обучение местных жителей философии сознания Кришны, они будут проповедовать очень сильно, оставив нам время на правильную организацию и управление. Так мы сможем расширяться очень быстро. (ПШП Судаме, 4 февраля 1972)
72-03 Мой Гуру Махараджа сказал, что материалистическое общество — это общество обманутых и обманщиков. Поскольку люди хотят быть обманутыми, такие лица, как описанный тобой человек, приобретают большую популярность. Они проповедуют всякий вздор, а люди принимают их, но если человек хочет быть обманутым, что тут поделаешь? Сознание Кришны авторитетно, практично и просто, и те, у кого достаточно разума, конечно, это поймут и присоединятся к нам. Наша программа состоит в том, чтобы просто петь «Харе Кришна», следовать регулирующим принципам и проповедовать эту философию без всяких изменений. Если мы будем держаться этой политики, тогда, видя наш добрый пример, люди осознают величие этого Движения. (ПШП Патита-Уддхаране, 25 марта 1972)
72-03 Большую радость доставило мне сообщение о том, как быстро ты расширяешь программу распространения книг. Чем больше эту литературу читают и распространяют, тем больше наполняется благом этот мир. Пожалуйста, продолжай эту программу со всевозрастающим энтузиазмом, и это доставит большую радость моему Гуру Махарадже. Если мы будем просто повторять эту философию как она есть, ни в чем ее не изменяя и никак не интерпретируя, тогда остановить наше Движение не удастся никому, и мы завоюем весь мир. Итак, пожалуйста, обучай всех этих юношей и девушек философии и брахманической культуре, и все они станут в руках Господа Кришны полезными инструментами спасения падших душ этой эпохи. (ПШП Джагадише, 27 марта 1972)
72-05 Я также очень доволен тем, что ты продал 100 трехтомников «Кришна» за день и заказал в «Дай Ниппон» дополнительный тираж. Постепенно мы заменим литературу, которая пользуется популярностью сейчас, на нашу своеобразную духовную литературу. Я это испытал: на какой странице ни откроешь нашу книгу — это изумительное чтение. Я рассчитываю распространить эти книги как можно шире по всему миру, чтобы каждый человек мог прочесть хотя бы одну из них, и это изменило бы его жизнь. Если хотя бы 1% людей станут преданными, мир изменится. Я думаю, что в конце концов мы должны напечатать и «Учение Господа Чайтаньи» в мягкой обложке. В небоскребе должна быть гостиница для приема туристов, чтобы они могли видеть, как на деле развивается духовная жизнь. Если хотя бы 1% этих туристов станет преданными, если они примут этот метод, тогда наши усилия можно считать успешными. (ПШП Карандхаре, 2 мая 1972)
72-05 Ответ на вопрос «Кто такой Бог?» прост, это всего четыре слова: Бог — это Верховный Управляющий. Если ты будешь в этом убежден и будешь это проповедовать с энтузиазмом, успех тебе обеспечен, и ты совершишь величайшее служение всем живым существам. Продолжай все больше и больше служить Кришне, и Он тебе поможет. (ПШП Данавиру, 5 мая 1972)
72-06 Я получил твое письмо из Бомбея от 24 мая 1972, а вместе с ним — прекрасную статью «Прабхупада — национальный герой Индии». Я очень благодарен тебе за добрые слова обо мне, однако я не думаю, что действительно совершил что-то, я лишь распространил лучшее из посланий таким как оно есть. На самом деле героем является любой искренний преданный Кришны, любой, кто служит, проповедуя Его послание. Так что все вы герои своей страны и человечества. Герой — это тот, кого другие люди выбирают в качестве примера для себя, образцовый человек. Так вот, станьте все такими — превосходными примерами сознающих Кришну героев и героинь и проповедуйте послание так, как я вас научил, то есть, с полной серьезностью и с полной убежденностью, и тогда другие естественным образом захотят встать и присоединиться к нам. Мы все должны быть как единая великая армия героев Господа Чайтаньи. (ПШП Вишакхе, 6 июня 1972)
72-06 Ты говоришь, что пока еще не можешь проповедовать смело. Ты наберешься смелости, если у тебя есть искренность. Вначале я тоже не мог говорить. Но Кришна пребывает внутри тебя, и если ты искренне Ему служишь, Он даст тебе и отвагу, и смелость, и все остальное. Мы не собираемся ни мошенничать, ни обманывать других, мы передаем послание от имени Верховного Господа, поэтому нам нечего бояться, и мы должны постоянно помнить о том, что нам доверено самое возвышенное из всех дел. Быть посланником царя это почти то же самое что быть самим царем, а положение царя самое высокое. Я действую, как царь, потому что никто не может победить меня. Так и ты прими свою ответственность очень и очень серьезно, как представитель Господа Чайтаньи Махапрабху, Самого Бога, и всегда помни, что я избрал тебя в числе тех немногих, которых я послал распространить мой труд по всему свету, и задача, стоящая перед тобой, огромна. Поэтому всегда моли Кришну, чтобы Он даровал тебе силу выполнить эту миссию, делая то же самое, что делаю я. Первое мое дело — давать преданным знание и занимать их преданным служением, это не очень трудная задача для тебя. Я дал вам всё, так что читайте книги и пересказывайте их, и для вас зажжется много новых огней. У нас очень много книг, так что если мы будем проповедовать, пересказывая их, на ближайшую тысячу лет материала хватит. Сейчас мы каждый день обсуждаем по одной шлоке, и ты введи эту систему во всех храмах, и преданные будут очень быстро прогрессировать, получая знание. (ПШП Сатсварупе, 16 июня 1972)
72-06 Как я понял из газетных вырезок и других присланных тобой материалов, твоя путешествующая группа проделала отличную работу по распространению сознания Кришны в штате Бихар. Одно только скажу: наш Субала Махараджа проповедует один в Канпуре, а я не очень одобряю проповедь в одиночку, так что если ты не против, попроси его присоединиться к твоей группе. (ПШП Тамала-Кришне, 28 июня 19)
72-09 Я рад твоему прекрасному отчету о делах в сент-луисском храме, а также тому, что ты старательно учишься быть серьезным проповедником нашего Движения сознания Кришны. Именно это и требуется — искренние люди, которые наберутся сил и будут проповедовать по всему миру от имени Кришны. Теперь со всей серьезностью прилагай старание к решению этой задачи, изучи все аспекты нашей философии сознания Кришны и воспользуйся возможностью вернуться домой, к Богу уже в этой жизни. Я прошу тебя об этом. (ПШП Радха-Дамодаре, 2 сентября 1972)
72-09 Большое спасибо тебе за письмо из Танзании от 24 августа 1972. Я прочитал его с большим удовлетворением. Да, проповедь вселяет в тебя новую жизнь. Мой Гуру Махараджа, Бхактисиддханта Сарасвати обычно говорил: пран ачхе йар сей хетту прачар, «кто жив, тот может проповедовать». Так что если человек проповедует Движение сознания Кришны, значит, он по-настоящему жив. (ПШП Брахмананде, 2 сентября 1972)
72-09 Рад, что твоя программа в Новом Вриндаване прошла успешно; со своей стороны, я тоже был очень доволен, что посетил ее в этом году. Теперь я понимаю, что эти беседы о бхагавата-дхарме можно проводить повсюду в мире, и люди будут собираться в огромном количестве, преодолевать большие расстояния и разнообразные трудности, только чтобы послушать наши лекции. Это меня очень вдохновляет. Вы теперь санньяси и члены Джи-Би-Си, и я оставляю всё на вас. Читайте лекции по Бхагавата-дхарме, проводите фестивали «Харе Кришна» по всей стране, это принесет нашему Движению успех. Ты опытный преданный и знаешь, что и как нужно делать, поэтому учи, пожалуйста, остальных, широко распространяй свой опыт и организовывай всё. Если такие фестивали можно будет проводить в разных частях страны, моя мечта исполнится. (ПШП Киртанананде, 23 сентября 1972)
72-12 Я очень обрадовался вашему сообщению об успехах в проповедническом турне. Вы пионеры проповеди в Южной Индии. Это очень важная часть Индии, там нужно многое сделать, так что вы прокладываете дорогу другим. Я знаю, что вы оба отличные проповедники и не будете просто стоять и слушать всякие бредовые идеи майявади. Это очень хорошо.
Мой Гуру Махараджа тоже питал склонность к самым смелым своим проповедникам. Поэтому я прошу вас обоих: пожалуйста, приезжайте вместе со своей группой ко мне на фестиваль в Бомбей, на Кросс-Майдан. Вы должны приехать не позднее 1 января. Для нас это огромная возможность показать свою проповедническую силу важным людям Индии и населению в целом. Там будет палатка для публики «Вопросы и ответы», прямо рядом с главной улицей города, и в ней мои ученики будут проповедовать день и ночь, отвечая на все вопросы людей. Думаю, вам понравится проповедовать в таком духе, и я хочу поставить там своих лучших проповедников, которые смогли бы разбить любых оппонентов. Пожалуйста, окажите мне эту услугу и сделайте все, что нужно. (ПШП Яшоданандане и Гурукрипе, 21 декабря 1972)
72-12 По поводу твоего вопроса, можно ли немного приврать, чтобы продать наши книги, я уже отвечал на подобный вопрос Бали-Мардану. Прилагаю копию моего письма к нему. Но в примере с управляющим многоквартирного дома, который ты приводишь, когда ты сказал управляющему: «Да, у нас есть разрешение распространять здесь книги», — в такой лжи нет ничего страшного. Высший уровень развития сознания Кришны это когда ты сможешь каждому сказать правду, но так, что человек ответит тебе положительно. Если люди хотят делать пожертвования, слушая подобные вещи, ничего страшного в этом нет, это просто побуждает их приобретать книги.
Некоторые из моих духовных братьев, я помню, когда мы отправлялись просить пожертвований у каких-нибудь важных людей, они говорили, что мой Гуру Махараджа прожил двенадцать лет в лесу, питаясь только листьями Туласи. Я с трудом сдерживал смех, слушая такую историю, но это было эффективно, мы получали деньги и приносили их нашему Гуру Махарадже, и он был доволен нашим подарком. Смысл не в том, чтό ты говоришь, а больше в том, кáк ты это говоришь. Если ты поймешь все правильно, ты сможешь всегда говорить только правду, преподнося ее в самом приятном виде, соответственно обстоятельствам и особенностям собеседника. Чтобы усовершенствоваться в этом искусстве, требуется практика, так что учись проповедовать с этим пониманием, и постепенно эта способность у тебя разовьется. Но мы не должны красть что-либо: деньги, пищу, воду, бензин, — прикрываясь своим служением Кришне. Это слишком опасно, и если нас поймают — конец всей нашей работе. Недавно в Индии таможенники задержали Балйоги Гуру Махараджаджи при попытке что-то провезти контрабандой в Индию. Этот маленький инцидент разрушил всю его проповедь. Он, конечно, мошенник номер один, и вся его проповедь — сплошная ерунда. Я просто привожу пример, его работа разрушена, и ему практически конец, потому что теперь правительство не даст ему паспорта, чтобы выехать за пределы Индии. Итак, мы должны всегда быть очень осторожны и ни в коем случае не рисковать нашим высоким положением в обществе, по глупости воруя какие-то мелочи. (ПШП Санкаршане, 31 декабря 1972)
73-01 Я очень рад твоему сообщению о путешествующей группе в Англии. Думаю, люди в тех местах все больше и больше склоняются к Движению сознания Кришны, они приглашают вас остановиться у них дома, они берут книги и становятся немного преданными — все это очень вдохновляющие признаки для меня. Ты просто продолжай так же, останавливаясь в каждом городке и деревне Англии и Шотландии, или в других местах, например, в Ирландии. Просто останавливайся на некоторое время, распространяй книги и устраивай шествие санкиртаны, отвечай на вопросы, бесплатно раздавай листовки и буклеты и распространяй прасад, если есть такая возможность, хотя бы какие-то маленькие закуски. Если кто-то из горожан проявит настоящий интерес, проси их организовать твое выступление в школе или у кого-нибудь дома, или в каком-нибудь зале. Так и продолжай, не заботясь о том, куда отправиться, не думая об удобствах, полагаясь всегда на милость Кришны к твоим планам. Просто продолжай проповедовать Его послание и распространять Его книги, там, где есть к ним интерес. Мы не должны терять время, если люди не проявляют интереса или враждебны к нам, нам всегда есть куда отправиться. Но из твоего письма я понял, что практически все проявляют какой-то интерес. Это означает, что ты представляешь всё в очень привлекательной форме. Народ понимает, что вот есть какие-то хорошие искренние люди. Дай-ка я послушаю, что они говорят, дай-ка я куплю у них книгу.
Я, конечно, понимаю, что нелегко путешествовать на большие расстояния в течение длительного времени, не имея подходящей пищи, без отдыха. Иногда там может быть очень холодно. Но если ты получаешь от этого радость, духовную радость, все это покажется тебе игрой. Это высокий уровень духовной жизни, которого никогда не достигают йоги и так называемые гьяни. Посмотрите на наших преданных, которые изо всех сил трудятся для Кришны, и попробуйте только сказать, что они не лучше миллионов йогов и трансценденатлистов! Ну же! Поскольку ты правильно понимаешь эту философию сознания Кришны через свою личную реализацию, ты в короткое время превзошел все ступени йоги и пришел на высший уровень предания себя Кришне. Я очень высоко это ценю, большое тебе спасибо за то, что так мне помогаешь. (ПШП Прабха-Вишну, 3 января 1973)
73-01 Постарайтесь представить все очень логично, постоянно цитируя авторитетные санскритские тексты по основным моментам. Это произведет на слушателей большое впечатление. (ПШП Сатсварупе и Хридаянанде, 9 января 1973)
73-01 У каждого есть какая-то склонность. Искусство проповеди состоит в том, чтобы направить эту склонность на служение Кришне. Все, что у нас есть, наш ум, разум, имущество, время, силы — всё мы должны занять в служении Кришне. Обучай людей этому, и твоя проповедь будет успешной. (ПШП Киртанананде, 28 января 1973)
73-02 Надо развивать все программы, но факт остается фактом: распространение книг очень и очень важно. Это настоящая проповедь; я считаю, что программы на радио и телевидении не так важны. Телевизионных передач много. Увидит человек нас по телевизору, а сразу после этого будет смотреть всякую ерунду и все забудет. Так что для них лучше будет прочитать мои книги, но твое предложение организовать серьезные выступления в учебных заведениях превосходно. Если повести эту программу правильно, она может стать одним из самых крупных наших каналов распространения книг, я уверен в этом. Ты опытный преданный, и ты должен использовать свой разум для того, чтобы убедить профессуру использовать мои книги в своей преподавательской деятельности. Это будет величайшим служением. (ПШП Рупануге, 14 февраля 1973)
73-04 Мне было очень приятно получить отчет о распространении книг в Чикаго. Как ты знаешь, наш центр в Чикаго — один из самых важных. Пожалуйста, продолжай применять свой разум, думай, как распространять все больше и больше моих книг. Особенно меня порадовало то, что ты преподносишь мои книги как учебники для колледжей. Нам следует обратить особое внимание на привлечение образованной молодежи вашей страны, чтобы в будущем у Движения сознания Кришны было много сильных руководителей, которые поддерживали бы его на должном уровне. (ПШП Говинда-дасу, 7 апреля 1973)
73-04 Кришна, Он убил великое множество демонов, а мы, в эту эпоху демонических наклонностей, не можем убивать демонов, как это делал Кришна, но можем убивать демонические тенденции. Как? Оружием санкиртаны. Это особый дар Господа Чайтаньи, Самого Кришны, в эпоху Кали. Мне сообщили, что ты руководишь санкиртаной в храме Лагуна-Бич. Ты должен очень вдохновенно вести группу санкиртаны, так ты очень успешно уничтожишь демонические наклонности негодяев. (ПШП Дугу Расселу, 18 апреля 1973)
73-06 Ты спрашиваешь, окажет ли ядерное опустошение этой планеты влияние на движение санкиртаны. Нет, ничто не может остановить движение санкиртаны, потому что это воля Самого Бога, Господа Чайтаньи, и Его святое имя разнесется по всем городам и деревням. И демоны не могут опустошить эту планету, если на то не будет воли Кришны. Ничего не происходит без Его позволения. Если Кришна хочет кого-то убить, никто такого человека не спасет, и если Кришна хочет кого-то спасти, никто не сможет его убить. Со своей стороны мы просто должны со всей решимостью нести свою миссию, наперекор всякой оппозиции, демонам, ядерной войне и вообще чему угодно. В конце концов, вся вселенная обречена на разрушение по воле Кришны, но преданное служение вечно, и является единственным надежным путем, на котором человек может спасти себя от разрушения. Мы можем проповедовать по всему миру, что единственный способ спасись от личного и общего уничтожения — это начать петь и повторять «Харе Кришна». Короче говоря, этот материальный мир — очень опасное место, поэтому мы должны постоянно повторять «Харе Кришна» и искать защиты у Кришны. (ПШП Макханлалу, 22 июня 1973)
73-06 Недавно г-н Бриджмохан Мохата, вместе с женой, племянницей и другими членами семьи, приезжали ко мне в Майяпур. Ему очень нравится наше Движение. Он подал мне идею обучить наших людей хинди, маратхи и гуджарати, чтобы они могли проповедовать в самых внутренних районах Бомбея. Думаю, это хорошее предложение. Если ты серьезно это принимаешь, можешь немедленно поручить некоторым из наших людей изучить эти языки. Он уже предоставил нам место для проживания, и будет покровительствовать нам, если мы примем его предложение. Так что постарайся исполнить эту часть нашей проповеди немедленно. (ПШП Тамала-Кришне Махарадже, 25 июня 1973)
73-10 Что касается девушек-распространительниц, которые покинули нью-йоркский и бостонский храмы и переехали в Новый Вриндаван, они должны немедленно вернуться и приняться за свое прежнее служение. В Движении Чайтаньи Махапрабху каждый является проповедником: мужчина это или женщина — неважно. Не понимаю, почему Киртанананда Свами велит нашим девушкам-преданным не выходить на санкиртану, на распространение книг. Все должны выходить. (ПШП Карандхаре, 6 октября 1973)
73-11 По поводу чернокожей девушки из Кливленда. Если она действительно всерьез относится к сознанию Кришны, предоставьте ей некоторую свободу. Обращайтесь с ней мягко, чтобы вдохновить ее распространять сознание Кришны среди чернокожих. На самом деле, если о важности Движения чернокожим будет проповедовать она, это будет более эффективно. Эти расовые различия будут сохраняться, но когда преданный на самом деле продвигается, эти различия исчезают. Поэтому нам нужно научиться проявлять такт, чтобы побудить людей принимать сознание Кришны серьезно. Это должно стать нашей главной целью. Вдохновляй ее продавать книги. Если чернокожие люди прочтут наши книги, это будет большим достижением. Поскольку ваш президент Линкольн уравнял чернокожих в правах, будем с ними сотрудничать. (ПШП Сатсварупа-дасу Махарадже, 2 ноября 1973)
73-11 Относительно убийства демонов: да, Кришна сделал это. Паритранайа садхунам, винашайа ча душкритам. Но чтобы нам убивать демонов так же, надо вначале стать первоклассными преданными Кришны, такими, как Арджуна или Хануман, и тогда можно сражаться с Раваной и другими демонами. Но это требует большой силы, а у нас пока ее нет. Чайтанья Махапрабху не убивал демонов, Он их обращал. Именно этому примеру нам нужно следовать. (ПШП Хамсадута-дасу, 8 ноября 1973)
73-12 Мой Гуру Махараджа обычно говорил: «Кто жив, тот может проповедовать» (ПШП Джаянанде, 1 декабря 1973)
73-12 Большое тебе спасибо за твои усилия в распространении книг и, пожалуйста, передай мои благословения твоей добродетельной жене за ее усилия в этом направлении. Наша проповедь измеряется количеством распространенных нами книг, так что продолжай наращивать распространение. (ПШП Макханлалу, 11 декабря 1973)
74-05 Приложенная газетная статья «Последователи Кришны освобождены от судебного преследования» — это еще одно доказательство великой победы Чайтаньи Махапрабху в Чикаго. Я понял так, что Чикаго и его окрестности — это самое выгодное место в мире для распространения наших книг и что ты тщательно исполнил все необходимые формальности, чтобы получить все разрешения. Следовательно, все эти слухи, что в ближайшие годы будут преследования со стороны полиции и что у людей не будет денег, чтобы покупать наши книги, и санкиртана остановится — это просто вздор. Тот, кто это говорит, да еще от моего имени — просто мошенник. Я никогда такого не говорил. Наоборот, Движение санкиртаны будет расширяться, и так будет до тех пор, покуда мы искренни. Когда в самом начале я приехал сюда, я начал ее расширять, и это продолжается по сей день, ни о какой остановке не может быть и речи. Так что продолжай осуществлять свой план посвятить всю свою жизнь распространению книг. Ограничений нет. Это движение вечно. (ПШП Говинда-дасу, 8 мая 1974)
74-10 Проповедь твоя должна заключаться в том, что ты просто проси каждого, с кем встретишься, повторять «Харе Кришна» и соблюдать четыре заповеди. Это будет принципом твоей проповеди, куда бы ты ни отправился. Путешествуй и проповедуй на этой основе, и Кришна тебя благословит. (ПШП Тушта-Кришне Свами, 14 октября 1974)
74-11 Все нормально, но обычные люди примут Кришну за обычного человека. Это снизит общий уровень. На каждой картине гопи. Люди обычно интересуются отношениями мужчин и женщин, и эти картины послужат им основанием, они будут грешить, прикрываясь именем Кришны. Эти картины предназначены не для обычных людей, а для развитых преданных. Если мы начнем их распространять, люди будут использовать их неверно. Надеюсь, ты это понял. (ПШП Киртираджа-дасу, 21 ноября 1974)
74-11 Я получил твое письмо от 22 октября 1974, в котором ты говоришь, что собираешься путешествовать по Германии из деревни в деревню в фургоне, запряженном лошадью. Не знаю, насколько это практично, но если проповедь идет, я не возражаю. Можешь посоветоваться на этот счет с Хамсадутой, получить его одобрение. Важна проповедь, а не средства передвижения. Так что, если это можно сделать, я не возражаю. (ПШП Падмагарбха-дасу, 22 ноября 1974)
74-11 Ничего, что ты не получил визу в Индию. Мы можем проповедовать где угодно. Нам приходится проповедовать и в раю, и в аду. Есть бенгальская поговорка, что молотилка будет молотить рис — хоть в раю, хоть в аду. Где Кришна захочет, там мы и будем проповедовать это Движение. (ПШП Панчадравиде Свами, 24 ноября 1974)
74-12 Что касается интереса, проявленного мисс Тхакур, то это очень хорошо, отлично. Поддерживай с ней хорошие отношения и представь наши книги. Дай ей прасад, и, в конце концов, она же женщина, польсти ей. Тогда она будет довольна. Старайся сохранить ее дружбу. (ПШП Хамсадута-дасу, 1 декабря 1974)
74-12 Я знаю, что людям в Тегеране очень нравится хатха-йога. Я понял, что Паривраджакачарья Свами проводит курсы, в которых совмещает хатха-йогу и бхакти-йогу, чтобы привлечь людей. Это очень хорошая идея. Так или иначе пробудить интерес к бхакти-йоге. Это не даст людям погрязнуть в чувственном наслаждении. (ПШП Атрея-Риши-дасу, 4 декабря 1974)
74-12 По поводу проповеди в Японии. Если японцы дают деньги, и даже больше, чем в Америке, это проповедь. Так или иначе, они служат Господу. Это то, что нужно. (ПШП Гурукрипе Свами, 4 декабря 1974)
74-12 По поводу твоего вопроса. Да, это факт, что каждый должен проповедовать и распространять книги, если они хотят наилучшим образом удовлетворить меня. Упор всегда следует делать на распространении книг. Если ты будешь заниматься этим со всей искренностью, Кришна несомненно пошлет все необходимое. (ПШП Шри Говинда-дасу, 6 декабря 1974)
75-02 Из твоего письма я понял, что ты сейчас находишься в тюрьме. Так или иначе, ты можешь воспользоваться этой ситуацией, чтобы проповедовать сознание Кришны. Я очень рад, что ты уже распространил в тюрьме несколько книг. Постарайся удержаться в сознании Кришны, а для этого повторяй каждый день по шестнадцать кругов, строго соблюдай регулирующие принципы и внимательно читай мои книги. Это поддержит тебя в сознании Кришны, и где бы ты ни оказался, ты будешь сосредоточен на служении Господу. (ПШП Ядавачарья-дасу, 15 февраля 1975)
75-05 Я очень рад, что ты погрузился в проповедь. Не превращайся в мертвеца. Всегда проповедуй. (ПШП Тушта-Кришне Свами, 20 мая 1975)
75-06 Продолжай проповедовать. Проповедь — наша жизнь. Представляй наши книги, и любой поймет, если у него мозги в порядке. (ПШП Тушта-Кришне Свами, 10 июня 1975)
75-06 Ты полон вдохновения распространять сознание Кришны. Это самое важное качество. Пожалуйста, продолжай. (ПШП Нандикешвара-дасу, 28 июня 1975)
75-07 Хорошо, что Акшаянанда Свами путешествует и собирает пожертвования, если управление Вриндаваном при этом не страдает. Сбор пожертвований — это тоже проповедь. Но нужно не только собирать пожертвования, нужно еще и стабилизировать расходы и тщательно разобраться в их структре. Не надо тратить деньги зря. Ты должен проследить за этим. Не перегружай мою голову всем этим. Я поставил тебя, чтобы ты отвечал за то, как и что сделать. (ПШП Гопала-Кришна-дасу, 17 июля 1975)
75-07 Относительно проблемы, как быть напористыми на санкиртане и покорными в храме: я прошу вас оставаться напористыми на санкиртане. Я сам был напористым, когда приехал в вашу страну. Меня никто не приглашал. Даже вы, юноши и девушки, не пригласили меня. Но я приехал и проповедовал очень напористо, вот почему сейчас вы мои ученики. Теперь вы хорошо знаете, что обращаться к мужчинам и женщинам вашей страны необходимо, и внешне может показаться, что вы беспокоите их. Они спокойно занимаются своими делами, а вы приходите и отвлекаете их: «Пожалуйста, возьмите эту книгу “Кришна”».
Это, конечно, хорошо, что вы стараетесь быть целомудренными, скромными и послушными перед своими духовными братьями. Чанакья Пандит сказал, что мужчина должен смотреть на всех женщин как на своих матерей, а женщина должна смотреть на всех мужчин как на своих сыновей. Так в чем же ваша проблема? Какими бы напористыми вы ни были на санкиртане, в вас не должно оставаться материальной напористости или гордости. Вы должны видеть различие между преданными и непреданными.
Напористость ради Господа Чайтаньи Махапрабху чиста. Если вы полностью погрузитесь в такую напористость, чтобы распространить движение санкиртаны, у вас не будет возникать даже мысли господствовать в храме. Проповедь очищает нас от этой материальной склонности удовлетворять свои чувства. Вы сами это поймете со временем. Не беспокойтесь. Кришна поможет вам. (ПШП Шримати Джагаддхатри-деви-даси, Шримати Пашупати-деви-даси, Шримати Шайлогата-деви-даси, Шримати Памеле, 30 июля 1975)
75-08 Не беспокойся, несмотря ни на какую войну, Шримад-Бхагаватам будет распространяться. Нам нет дела до войны. Наша проповедническая деятельность будет продолжаться. (ПШП Радхабаллабха-дасу, 21 августа 1975)
75-08 Я очень сожалею, что между Вами и моими преданными произошел такой инцидент. Пожалуйста, заметьте, что я работаю с иностранными учениками, я учу их преданности Кришне, и некоторые из, будучи неофитами, могут совершать какие-то оскорбления. Ничего удивительного в этом нет, но их горячее желание проповедовать идею сознания Кришны достойно похвалы.
Конечно, мы должны говорить правду, но очень тактично и приятно. Эти преданные-неофиты еще не научились говорить правду так, чтобы она звучала приятно, но они постепенно учатся. Конечно, индийская культура запрещает незаконные половые отношения, употребление в пищу мяса, рыбы и яиц, одурманивание себя и азартные игры. Если индийцы, приезжая в другие страны, перенимают эти привычки, то ничего хорошего в этом нет. Единственная ошибка, которую допустил преданный, состояла в том, что он не смог выразить все это вежливо. Ну, вы же знаете, каковы эти западные молодые парни, нужно проявить терпение, учитывая положение противной стороны. Так или иначе, я смиренно прошу у Вас прощения за моих учеников, и настойчиво приглашаю Вас соблаговолить посещать наш храм регулярно. «Не стоит гневаться и есть с пола потому только, что кто-то украл тарелки», — так говорит бенгальская пословица. Смысл в том, что если у нас украли тарелки, нам не следует гневаться и обещать никогда не покупать новые тарелки, и есть с пола. (ПШП Шри Рамешу-джи Махалингаму, 31 августа 1975)
75-09 Надеюсь, все в твоей проповеди идет хорошо. Просто читай мои книги и повторяй то, что в них написано, и тогда твоя проповедь будет совершенной. (ПШП Кширодакашайи-дасу, 4 сентября 1975)
75-10 По поводу применения нами аналогий. Мы не приводим несовершенных аналогий, мы строго следуем наставлениям шастр. Авторитетность наших утверждений основывается на шастрах, а не на аналогиях. Вьясадева, описывая историю творения, говорит: джанмади асйа… ади-кавайе… То есть, Он [Господь] наполнил сердце Брахмы всеми проектами творения. Что же здесь неправильно? Если я даю кому-нибудь наставление: «Делай так-то», — и он это делает, то что в этом трудного? Такова система. Наш авторитет — шастра. Мы приводим аналогии для большинства, то есть, для людей, которые не имеют веры в шастры. Сама по себе аналогия не является доказательством, доказательством является шастра. Глупцы не понимают и не принимают шастр, поэтому мы используем аналогии. Выводы исходят не из аналогий, а из шастр. Мы не мешаем логику с авторитетом, мы опираемся только на авторитет. Логика нужна нам лишь для того, чтобы убеждать тех, кто не принимает авторитета. Основной принцип — это авторитет. Веды говорят, что коровий навоз чист, и мы принимаем это. В этом нет логики, но когда мы на практике применяем навоз, мы видим, что это утверждение верно. Применение аналогий называется в шастрах сакха-чандра-ньяя. Сосредоточиться на луне легче, если смотреть на нее сквозь ветви дерева. Луна очень далеко, и ты говоришь, что она здесь, в ветвях. И тогда легче увидеть луну, поскольку два предмета оказываются на одной линии. Так сосредоточение на близлежащем объекте помогает нам сосредоточиться на дальнем объекте. В этом смысл использования аналогий.