Основные направления русской философии XVIII века.
Спор славянофилов и западников.
Русская религиозная философия.
Русский космизм.
Формирование русской философии, ее специфика
Илларион – первый древнерусский философ, киевский митрополит. Ему принадлежит «Слово о Законе и Благодати», где раскрывается соотношение Закона, данного евреям Богом в Ветхом Завете, и Благодати, данной всем людям в Евангелии. Закон рассматривается как средство организации человеческого общества, спасающее людей от взаимоистребления. В «Слове» содержатся размышления о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире.
Сергий Радонежский: сила, могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига.
Филофей отстаивал идею преемственности христианства по линии Рим-Константинополь-Москва.
Максим Грек отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость.
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев выступали за реформу церкви, искоренение церковной праздности, парадности, за приближение церкви к народу.
Юрий Крижанич стоял на позициях провиденциализма. Однако божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного развития исторического процесса. Крижанич проводил различие между мудростью, знанием и философией. Мудрость – «познание наиболее важных и наивысших вещей» (Бога, природы, общества, человека), знание – «понимание причин вещей», философия – желание мудрости. «Политическая мудрость» – средство достижения общественного благополучия.
Основные направления русской философии XVIII века
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. К эпохе петровских реформ относится творчество А. Д. Кантемира (перевел произведения Монтескье, Фонтенеля), В. Н. Татищева (автор работ по экономике, языку; «Разговор о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Предызвещение к “Истории Российской”»), Феофан Прокопович. Основной направленностью – социально-политическая: вопросы устройства монархии, императорской власти, ее божественности и нерушимости, прав императора, войны и мира; познания, нравственных ценностей.
Материалистическое направление. М. В. Ломоносов был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. В работе «О слоях земных» он обосновал догадку об эволюции растительного и животного мира; сформулировал закон сохранения вещества и движения. Им была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускултеория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц () и нерушимости,», т.е. атомов) – материальных монад. Отношение Ломоносова к Богу – деистическое. Он допускал наличие Бога-творца, но не наделял его сверхъестественными способностями. Уделял большое внимание этике, морали, нравственности, был сторонником самодержавия.
А. Н. Радищев в труде «О человеке, его смертности и бессмертии» провел различие между чувственным опытом и нечувственным мышлением относительно объекта. Придя к заключению, что душа проста и неразделима, он делает вывод о ее бессмертии. Главные произведения: «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке». Выступал против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.