Вопрос 2: Предмет и основные функции философии.
Философия как мировоззрение. Понятие, структура, исторические типы мировоззрения.
Конспект по философии
Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.
4. Практический компонент. Мировоззрение - это в том числе и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно не зависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия - это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.
Назовите различные аспекты основного вопроса философии.
bang___bang Ученик (221), закрыт 4 года назад
Лучший ответ
Евгения Мудрец (11556) 4 года назад
Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности — объективной и субъективной.
Когда философы ставят задачу выявления соотношения субъективной и объективной реальности, то, как показывает история философии, во-первых, имеется в виду так называемое онтологическое (генетическое) отношение. Существуют бытие и сознание. Как они относятся друг к другу: что из них является основным и что — производным, что является причиной и что следствием, что является первичным и что — вторичным?
Но основной вопрос философии не сводится только к онтологическому отношению. В вопросе об отношении мышления к бытию заключается, во-вторых, и другое, так называемое гносеологическое отношение. Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?
Таким образом, у основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и вопрос о познаваемости.
При решении первой стороны основного вопроса философии философы разделились на два больших лагеря — идеалистов и материалистов. Те, которые утверждали, что субъективная реальность, духовные сущности существовали до природы, материального бытия и породили его, составили идеалистический лагерь. Те, которые началом считали природу, материю, вошли в лагерь материалистов.
Внешний мир, вещи и т. д. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности — субъективный идеализм. Внешний мир, веши и т. д. , а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему, духовному началу (мировой разум, мировая Воля, Бог) — объективный идеализм.
И материализм и идеализм — это монистические философские учения.
Но кроме монистической философии существуют дуалистические концепции. Примером дуализма может служить учение Декарта (1596-1650), который считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга субстанциями.
В связи со второй стороной основного вопроса философии, вопроса о познаваемости мира, также существуют различные точки зрения. Большинство философов, да и обычных людей, отвечают на этот вопрос утвердительно. И для позиции этого большинства исторически не сложился общеупотребительный термин. Но есть группа философов, которые в той или иной форме оспаривают возможность достоверного познания мира, говорят о принципиальных границах человеческого познания. Эта философская позиция получила название «агностицизм».
Вопрос 2: Предмет и основные функции философии.
Термин философия впервые возник в Др.Греции, а в качестве обозначения особой науки впервые употреблен Платоном.
В вопросе о происхождении философии выделяют 2 концепции: мифогенная (из мифологии) и гносиогенная (из науки).
Мифогенная концепция права, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировозренние как предфилософское. Но не права, когда не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.
Гносиогенная концепция права, когда показывает значение зачатков научного знания для философии . Но не права, когда рассматривает мифологию как нечто лишенное всяческого исторически оправданного содержания и ценности.
Основные философские проблемы:
1. Проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиск первоосновы всего сущего.
Опираясь на различные науки, синтезируя знания из различных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Формировались различные философские модели мира.
2. Проблема человека.
В чем смысл жизни, свободен или не свободен человек в своих действиях
3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъекта и объекта, идеального и материального. Анализ различных форм отношений между ними. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное как св-во материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное сознание, дух и т.п.
Структура философского знания:
1. Онтология-учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования.
2. Гносиология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его истинности.
3. Аксиология-учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой.
4.Антропология – учение о человеке.
5. Социальная философия
Функции философии:
1.Мировозренческая:
- на базе философии формируется определенный тип мировоззрения
- формирует цели и задачи развития общ-ва и культуры
- раскрывает продуктивные формы отношения с миром
2.Методологическая:
- дает представление о познании и набор методов познания
- формирует общую картину мира
3.Социально-критическая:
- осмысливает развитие общ-ва
- осуществляет анализ причин возникающих проблем и критику соц.действительности
- разрабатывает новые идеалы общественного устройства, приоритеты соц. и культ. развития